Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Михаил Сегал о вызывающе социальных «Рассказах»

05.07.2012

В одном из предыдущих номеров «ОВ» мы писали об успехах режиссера-орловца Михаила Сегала на «Кинотавре». Кинофестиваль завершен. Сценарий фильма «Рассказы» признан лучшим. И, как мы обещали, о своем новом кино рассказывает его автор.

Авантюра с последствиями

– Михаил, как получилось, что короткометражка «Мир крепежа», победившая в прошлом году в конкурсе «Кинотавр «Короткий метр», «доросла» до полнометражного фильма, став одной из четырех новелл «Рассказов»?

– Это тот случай, когда обстоятельства меня вели, я только следовал за ними. Вначале я снял короткометражку, не думая, что будет какое-то продолжение. Было просто желание встряхнуть себя после долгой бездеятельности. Но вышло так, что она победила на прошлогоднем «Кинотавре». И тогда же, летом 2011-го, мои продюсеры предложили снять еще несколько новелл, чтобы в итоге получить полнометражный фильм. Все организовать нужно было моментально, не теряя сезон. Конечно, я подумал, что это авантюра. Но если на одной чаше весов – такая авантюра с возможным интересным творческим результатом, а на другой – вообще ничего, – естественно, я выбрал первый вариант.

– Вы не раз говорили в интервью, что не очень любите новелльное кино. Значит ли это, что, имея свободу выбора: доснять короткометражки или снять новый полнометражный фильм, вы бы предпочли все-таки второй вариант?

– Да, но не в прошлом году. У меня не было такого сценария, по которому я был бы готов делать полнометражный фильм, а к старым своим сценариям я уже остыл. Так что, в любом случае, снятый в итоге фильм – единственное, что творчески созрело и могло бы получиться. Тем более, сами истории были готовы, их было много, разных, и вопрос оставался только в том, какие взять, чтобы получилась не случайная нарезка, а полноценный фильм, который имеет право называться полнометражным. Вот когда я понял, про что кино, как я хочу его строить, тогда и подобрал новеллы под выбранную концепцию.

– Тем не менее, новеллы в фильме принципиально разные и по жанру, и по тематике…

– Формально – да. Обычно в альманахах как бывает: задается один стиль повествования, и каждая следующая история в чем-то схожа с предыдущей. А здесь зрителю в каждой новелле предлагается вообще другой жанр кино. То, что фильм снят вызывающе разножанрово, для критиков, конечно, очень хороший повод за что-то зацепиться. Но реакция публики говорит о том, что фильм смотрится на одном дыхании. Это и есть ответ на все сомнения.

Культурный протест

– Вы называете «Рассказы» фильмом социальным и протестным. Против чего направлен протест?

– Да, это подчеркнуто социальное кино и в чём-то протестное. Но опять же, в моем фильме речь идет о людях, о том, как они живут, чего им хочется. Мой анализ современной ситуации заключается не в том, что я ругаю власть, а в том, что смотрю на людей.

– Проблема культурной деградации – одна из самых заостренных тем в фильме. Вы действительно видите серьезную причину тревожиться?

– Есть выражение: государство нужно не для того, чтобы создать для людей рай, а чтобы не дать им скатиться в ад. Слово «государство» здесь можно заменить на слово «культура». Сейчас происходит это «скатывание», частично – из-за осознанного отказа общества от культуры. Но, с другой стороны, мне кажется, русской культуры в значении чего-то, чем живёт и пользуется большая часть социума, никогда не было. Был некий миф о русской культуре. До революции она была достоянием узкого круга людей, после – появилась иллюзия, что стала достоянием масс. А когда иллюзия исчезла, стало ясно, что все те гуманистические идеи, которые выдвинула, например, русская литература, никому не известны и не нужны. Для основной массы людей существуют совершенно другие ценности. И то, к какой новой антиутопии они приведут, можно только догадываться. Но освобождение от иллюзий – всегда положительный результат. 

– Вы считаете, фильм «Рассказы» в этом смысле может как-то повлиять на умы и в конечном итоге на ситуацию, которой вы так озабочены?

– Я не очень на это рассчитываю, но если получится, буду приятно удивлен. 

– Смогут ли кино увидеть в вашем родном городе?

– Фильм взяла для проката компания Walt Disney. Надеюсь, будет прокат и в Орле.

Идеи, вредные для головы

– Михаил, вы ведь занимаетесь не только кинорежиссурой. Почти два года назад у вас вышла первая книга прозы «Молодость». Продолжить писательский эксперимент не планируете?

– Именно сейчас я хочу немного отдохнуть и снова что-то написать. Просто одновременно делать все сложно. Настал как раз такой период, когда можно сделать паузу в кино и заняться литературой. А потом, может быть, снова что-то снять.

– Что – уже более-менее ясно?

– Пока очень туманно. Есть какие-то приблизительные задумки, но их еще нужно «разминать».

– Нет идеи вновь попытаться экранизировать повесть «Молодость», в которую вы в свое время превратили сценарий?

– Сейчас уже нет. Меня устраивает книга. Мне будет очень сложно снять кино так же хорошо. А кроме того, очень важно двигаться вперед. Сценарий «Молодость» был создан четыре года назад и тогда же, выходит, прожит мной. Потом была написана повесть. То есть я уже несколько раз прошел большой путь с этими героями. Можно, конечно, попытаться снять фильм просто из принципа, чтобы он был снят. Но для головы вредно так долго заниматься старыми идеями, потому что это тормозит появление новых.

– А о чем вы хотели бы снять кино?

– Не могу ответить на этот вопрос. Потому что, как только это сформулируешь, можно и не делать ничего. Если бы мог – написал бы статью в газете или заметку в блог. Тема сама по себе мне не важна. Тема – просто некая форма, с помощью которой автор говорит о чем-то своем, о том, что невыразимо словами.  

И потом, мы же знаем, что искусство работает с категорией «прекрасного»... Вот в чем в следующий раз я увижу это прекрасное, тем и займусь, то и станет темой.

Беседовала Ольга Захарова

Справка «ОВ»

«Рассказы» – художественный фильм режиссера Михаила Сегала, состоящий из четырех разножанровых новелл из жизни современного российского общества, ставящих социальные, этические и культурные проблемы нашего времени: «Мир крепежа», «Круговое движение», «Энергетический кризис» и «Возгорится пламя». По сюжету, рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает загадочным образом влиять на членов редакции и всех тех, кто откроет её и прочитает хотя бы страницу. Истории, описанные в книге, начинают происходить в реальности с героями фильма.

Биография

Михаил Сегал – кинорежиссер, клипмейкер, писатель.

Родился:

3 января 1974 года в Орле.

Образование:

Режиссерский факультет Орловского института искусств и культуры.

Работа:

С 1996 г. снимает видеоклипы (работает с группами «Би2», «Сплин», «Каста», «Ночные снайперы» и др.

С 2002 г. – работа в рекламе.

В 2006 г. на XXVIII Московском международном кинофестивале представил первый полнометражный фильм «Franz+Polina».

В 2010 г. дебютирует как писатель (книга прозы «Молодость»).

В 2011-м – короткометражке «Мир крепежа» присужден главный приз «Кинотавр «Короткий метр».

В 2012 г. фильму «Рассказы» присужден приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 23-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям