Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Михаил Сегал: «Искусство должно быть взрывным и хулиганским»

29.08.2017
«Франц + Полина», «Рассказы», «Кино про Алексеева» – эти фильмы нашего земляка, известного кинорежиссера Михаила Сегала завоевывали награды на фестивалях и сердца зрителей. Сейчас Михаил заканчивает работу над новой картиной. Накануне Дня российского кино мы побеседовали о ней, о том, куда, собственно, движется оте-чественный кинематограф и когда, наконец, Михаил Сегал порадует Орел творческой встречей.
 
«Лолитообразная» драма
– Михаил, хотя бы в общих чертах, о чем ваш новый фильм?
– Я не сторонник рассказывать о фильме, который еще не вышел. Правда, я не сторонник и после этого ничего рассказывать. Думаю, что надо просто брать и смотреть. Вообще, как неоднократно многими отмечалось, одна из самых больших проблем нашего времени в том, что мы идем смотреть фильм, зная о нем все или многое. Я не хочу лить воду на эту мельницу. Но если в общих чертах, мое новое кино, как я всегда стараюсь делать, непохоже на предыдущие и сделано в жанре, который я до этого не пробовал. То есть, понятно, что какое-то сходство присутствует, – хочешь не хочешь, у тебя свой стиль, и свои «штампы» все равно есть. Но по жанру это такая «набоковообразная», «лолитообразная» драма с жареным привкусом. В отличие от других моих фильмов, там нет ничего социального, сатирического, а есть драматическое, личное и любовное. Я такого раньше не снимал и не писал. А вот сейчас случилось.
– Основной саундтрек к «Кино про Алексеева» был вашего авторства. Кто в этот раз отвечает за музыкальную составляющую фильма?
– Поскольку сейчас работа над музыкой ведется, пока я нахожусь в такой концепции, что сам напишу одну основную тему, а помимо этого будут звучать отрывки из каких-то песен групп наших или не наших, которые составляют саундтрек.
– В «Рассказах» был Угольников, в «Кино про Алексеева» – Збруев. В новом фильме участие медийного артиста предполагается?
– Нет. Никого там нет известного.
– Не повредит раскрутке кино?
– С точки зрения привлекательности фильма, любая статистика скажет, что ни одно имя не собирает касс. Тем более когда речь идет о нише авторского кино, где изначально люди интересуются кинематографом как таковым, им абсолютно все равно, есть звезда, нет звезды.
– Как дальше будет развиваться судьба картины? Фестивали, прокат? Когда ее можно будет увидеть?
– Этого никто не знает. Когда фильм будет завершен и показан и фестивальным отборщикам, и кинопрокатчикам, может произойти что угодно: кино может иметь большой успех, а, может, никто не захочет его показывать. Понятно, хочется, чтобы и в прокате фильм был успешен, и на фестивалях. Закончу я его осенью. Но когда зрители его увидят, пока сказать нельзя.
– К литературе после выхода сборников «Молодость» и «Рассказы» возвращался? Написалось что-нибудь?
– Недавно написал кое-какие новые рассказы. Их пока мало, чтобы что-то дельное издавать, но как-то потихонечку пошло. С момента выхода «Кино про Алексеева» я написал два больших киносценария – по сути, время было все занято.
 
Беда российского кино
– 27 августа – День российского кино. Куда движется отечественная киноиндустрия, на ваш взгляд, и все ли в ней происходит правильно?
– Куда вся Россия движется, туда и кино. Такой мой совершенно точный ответ.
– В начальных титрах некоторых картин пишут: «Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ». Вы когда-нибудь получали такую «поддержку»?
– На предыдущий мой фильм – «Кино про Алексеева». Но это была не поддержка, благодаря которой мы сняли кино, – оно было сделано самостоятельно, за счет усилий продюсеров. Просто потом затраты чуть-чуть компенсировались грантом от Министерства культуры. Но изначально мы на эти деньги не рассчитывали. Получился некий бонус уже после. А так, чтобы подать заявку на получение государственных денег из бюджета для того, чтобы снять фильм, – такого у меня ни разу не было.   
– Вообще, на ваш взгляд, государство должно поддерживать киноиндустрию финансово? 
– Я заинтересованное лицо, человек, который хочет снимать кино, – как я могу сказать «нет»?
– В таком случае вправе ли государство вводить какие-либо ограничения, цензурировать готовый продукт, ссылаясь, что «за него платит»?
– Конечно, с точки зрения справедливости, если в минкульте декларируют, что поддерживают культуру через производство кино, они должны дать цвести всем цветам. А по факту все равно выполняется определенная государственная задача. Проблема не в том, что государство говорит: вот это снимайте, а это не снимайте. А в том, что государство становится фактически единственным источником финансирования кино, и все выстраиваются в очередь. Это как лежишь в больнице и знаешь, что ты в больнице, что есть одно окно, в котором кормят, и у тебя нет вариантов: ты берешь поднос и идешь в эту раздаточную. Когда режиссеры, продюсеры хотят получить деньги на съемки фильма, они понимают, что к чему, какое кино может их получить, а какое нет (я имею в виду сценарии). И приходят с соответствующими предложениями. К тому же, государственные деньги не надо возвращать: получил, что-то снял, отчитался – и слава богу – вроде, кино в России есть. В результате происходит усреднение. Естественно, это никак не развивает киноискусство, потому что искусство должно быть взрывным и хулиганским.
– Но не проблема ли это продюсеров, которые не могут найти иных источников финансирования, кроме как госсредства от министерства?
– Нет, потому что игра в меценатство сейчас закончилась. Многие богатые люди, которые могли бы дать деньги на кино, умывают руки, понимая, что это выброшенные деньги. Себестоимость производства фильма, даже не ах какого сложного, несопоставима с тем, что этот фильм может собрать в прокате. Во многом это идет от того, что зритель не хочет смотреть российское кино.
– Дело в плохом его качестве или в плохом пиаре?
 – Я не знаю. Фильмы хорошие есть. Но посыла пойти в кинотеатр и заплатить деньги за русский фильм почти нет. Раз во много лет случаются какие-то недорогие в производстве и хорошие комедии, которые получают большой резонанс, их смотрят, и они окупаются. Но их так мало, что об этом и говорить не стоит. Это не упрек: ни продюсерам, которые, в общем-то, не обязаны зачем-то тратить свои деньги, ни госчиновникам, которые, будучи на своем месте, стараются свои пропагандистские бюрократические интересы реализовать, ни художникам, которые хотят снимать хорошее яркое кино. Это никому не упрек. Но пока лед не тронулся. Хотя ведь кроме кинематографа есть и вся остальная наша действительность – и почему в кино должен быть рассвет и прекрасно работающие экономические схемы, если больше ни в одной сфере этого нет? В принципе, все очень гармонично.
 
Встреча в «Свободном пространстве»
– Скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя – что это, по-вашему, – пиар-ход, попытка цензуры или просто раздутая на пустом месте история? Вообще, возможно ли всерьез обсуждать вероятность запрета какого-либо произведения искусства (в данном случае кино) по тем или иным основаниям?
– Легко можно. Не в том смысле, что можно запрещать, а в смысле, легко представить себе такую вероятность. По поводу фильма «Матильда», я не знаю, в чем там причина на самом деле, но это абсолютно точно никакой не пиар-ход. Это реально сумасшедший дом, который возник и происходит.  
– Михаил, вы нередко проводите творческие встречи в разных российских городах, а в Орле пока не было ни одной. Неужели не ждут на родине?  
– Вообще, часто я нигде ничего не провожу. Но сейчас, как ни странно, намечается одно мероприятие. Театр «Свободное пространство» задумал проект под названием «Свободное кинопространство». Предполагается приглашение известных кинорежиссеров, их встречи со зрителями и просмотры фильмов. Авторы идеи обратились ко мне, я поговорил со знакомыми режиссерами, они откликнулись, и, начиная с этой осени, проект планируется запустить. Первая такая встреча будет со мной, и пройдет она, скорее всего, в октябре. 
– Понимаю, что еще не вышел ваш новый фильм, но замысел следующего уже зреет в голове?
– Есть уже готовый киносценарий, а не замысел. Я его написал и теперь продолжаю искать возможность снять. Может быть, завтра я придумаю еще что-то третье. С тем фильмом, который я сейчас заканчиваю, получилось все довольно импровизированно. Я начал снимать его в прошлом октябре, но еще за месяц до об этом не догадывался. Быстро родилась идея, быстро все организовалось. Так что, не важно, какие у меня мысли, важно, что я сделаю и как все получится в результате.
 
Биография
Михаил Сегал – кинорежиссер, клипмейкер, писатель.
 
Родился
3 января 1974 года в Орле.
 
Образование:
В 1994 году окончил режиссерский факультет Орловского института искусств и культуры.
 
Карьера
С 1996 года снимает видеоклипы (работал с группами «Би2», «Сплин», «Каста», «Ночные снайперы», «Машина времени» и др.
С 2002 года – работа в рекламе.
В 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале представил первый полнометражный фильм «Franz+Polina».
В 2010 году дебютирует как писатель (книга прозы «Молодость»).
В 2011-м – короткометражке «Мир крепежа» присужден главный приз «Кинотавр «Короткий метр».
В 2012 году фильму «Рассказы» присужден приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 23-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр».
В этом же году выходит сборник новелл «Рассказы»
В 2014-м выходит третий полнометражный фильм «Кино про Алексеева» (Александр Збруев, сыгравший главную роль, получил кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль»).
Беседовала Ольга Захарова

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям