Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Место встречи с грузинским авангардом

15.02.2017
Ровно два месяца назад в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина открылась выставка живописных работ грузинских художников-авангардистов 1900–1930-х годов. Это первая в России столь масштабная ретроспектива наполненных грузинским колоритом картин, инсталляций, театральных костюмов столетней давности.
 
Из «маленького Парижа»
В подготовке проекта принял участие ряд московских государственных музеев. Демонстрируются также экспонаты из 15 частных коллекций. Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.
Диалог культур в рамках экспозиции более чем проявлен, и Тифлис показан местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций. Настоящая выставка есть демонстрация к постулату о том, что в начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис тогда был центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем», как его называли.
Экспозиция собрана благодаря совместной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми. Три этажа отдела личных коллекций (ул. Волхонка, 10) занимают работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и других грузинских мастеров живописи первой трети XX века. Мир искусства, состоящий из более чем 200 картин, от зрителя отделяет нитяной занавес, на который проецируются черно-белые старинные семейные фотографии и виды грузинских поселений.
Абстракции Давида Какабадзе
Итак, первый этаж. До этой выставки наследие художника Давида Какабадзе широкой аудитории было незнакомо. Хотя личность творца интересна. Какабадзе известен как изобретатель запатентованной оригинальной системы для пленочного киноаппарата, создающего иллюзию трехмерного изображения: любопытно, что для предвестника 3D-технологий автором не предполагалось использование специальных очков.
Тяга к естественно-научному направлению и точным наукам заметна в картинах мастера. Он пишет абстрактные и декоративные мотивы, познает свои возможности в кубизме. А для живости и динамизма прямо на холсте мастерит конструкции с использованием металлических и деревянных деталей, оптических линз, зеркал. И все это – в соседстве с красками, по видению художника, для того чтобы добиться свечения картин.
На выставке представлены абстрактные произведения французского периода жизни и творчества художника и его ранние работы – пейзажи родной Имерети. В Париже художник провел семь лет. Благодаря интересу к нему европейских коллег по цеху, принял участие в крупнейшей международной выставке в Бруклинском музее.
Какабадзе в конце 1920-х годов вернулся на родину, и его связь с западным художественным миром прекратилась, взамен же последовала критика и упреки в излишнем увлечении формой и увольнение из Тбилисской академии художеств. Из живописи Давид Какабадзе уходит, открывая для себя театр и кино. А нам данные знания открывает выставка.
Весна и лани Ладо Гудиашвили
На втором этаже постигаем красоту глазами Ладо Гудиашвили. Кстати, его в Москве выставляли, и не раз.
Картинам Ладо Гудиашвили отведено два зала. И здесь невозможно не поддаться обаянию исполненной лиризма «Весны» («Зеленой женщины»), сказочности «Юноши с ланью», «Юноши с пятнистой ланью», «Зеленых фей». Живописец, подчеркивают искусствоведы, редко писал с натуры: в парижский период были созданы его грузинские городские пейзажи, которые он, очевидно, творил по памяти.
Европейский почерк и знакомство с такими маститыми авторами, как А. Модильяни и А. Дерен, угадываются в прорисовке лиц на портретах (вариации «Голова воина»), в плавных силуэтах и вытянутых, плавающих, парящих формах. Все в лучших традициях символизма и ар-деко. Влияние французского импрессионизма особенно улавливается в полотне «У черного источника».
Изяществом и грацией дышат герои листов Гудиашвили. Восхищает работа живописца с цветом. Оттенков того же зеленого – не счесть. Благодаря этому – эффект сияния почти одноцветного полотна. Кстати, художник отошел от использования традиционных для грузинской живописи темных тонов. И привнес в свои полотна яркость и жизнеутверждающие краски. А вот традиционные мотивы в работах присутствуют: например, в полотнах «Кутеж под деревом» и «После кутежа».
Гудиашвили учился в парижской частной Академии Рансона и арендовал студию на Монпарнасе. Как и Какабадзе, он вернулся в Грузию в конце 1920-х годов, хотя за рубежом был успешным и востребованным художником. В 1940-х был уволен с работы из Академии художеств в Тбилиси за настенные росписи местной церкви.
Простота и свобода Нико Пиросмани
Как в ряду апологетов грузинского авангарда оказался самоучка, живописец-примитивист Николай Пиросманашвили? На этот вопрос отвечает первое полотно на третьем этаже. Это портрет Ильи Зданевича. Это он вместе с братом Кириллом и его другом, художником Михаилом Ле-Дантю открыли миру творчество Пиросмани. Жизнь Нико – это бесконечная борьба с нищетой. А главный источник заработка гения-бессребреника – вывески для кафе и духанов. На такие и наткнулись упомянутые художники. Изумились, нашли автора и в 1913 году его работы впервые продемонстрировали широкой публике на однодневной московской выставке.
О жизни и творчестве Пиросмани больше легенд и преданий, чем выверенных сведений. Даже место его захоронения точно не установлено, доподлинно неизвестна и дата его рождения. Несомненно одно – его необычайное наследие, правда, дошедшее до нас в усеченном виде. Им восхищались Какабадзе и Гудиашвили, любуясь сквозящим «ощущением Грузии» и свободной от академизма манерой творчества. Попробуйте понять на выставке, как это – рисовать на черной специальной «клеенке», оставляя незакрашенными черные места, то есть превращая фон в часть изображения.
Палитра Пиросманашвили была тщательно изучена. Искусствоведы установили, что художник для цвета использовал: кобальт, ультрамарин, окись хрома, светлую охру, кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный, английскую красную, умбру, свинцовые или цинковые белила. При всей простоте и ограниченности – цветовая точность и колористическое единство картины. Этот гармонический закон Пиросмани вывел сам.
На выставке раскрыта тема грузинского застолья как сакрального действа в представлении Пиросманашвили (работы, посвященные кутежам). Есть и признанные шедевры – «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами». Также собраны анималистические сюжеты (примечательны наивные и прекрасные эпический иранский лев, пасхальный барашек, корова с ангельским взором и другие). Демонстрируются и две работы из триптиха «Брат и сестра» по одноименной пьесе Валериана Гуния. Даже показано, как Пиросмани отозвался на тему войны, изображая батальные сцены, солдат и медсестер (полотно «Морской бой. Русско-японская война»).
Одаренного художника Пиросмани увлекли в небытие голод и нищета. Но запечатленный им неповторимый мир Грузии и сегодня живет на его картинах.
В живописи, кино и на сцене
На первом этаже демонстрируются фильмы, в создании которых принимали участие герои выставки («Моя бабушка» – художник-постановщик И. Гамрекели, «Соль Сванетии» – художник-постановщик Д. Какабадзе, «Саба» – художники-постановщики Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе, «Хабарда» – художник–постановщик Л. Гудиашвили и другие). На втором этаже, кроме творчества Л. Гудиашвили, выставлены работы А. Бажбеук-Меликова, Е. Ахвледиани, К. Зданевича. Знаковым, рисующим «маленький Париж» можно считать полотно Сергея Судейкина «В тифлисском кафе».
Большой раздел выставки посвящен театру: зрителям показаны театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в экспозицию третьего этажа вошли работа Зиги Валишевского «Женская гимназия в Тифлисе» (1918), а также книга «1918» (В. Каменский, А. Крученых, К. Зданевич).
В рамках выставки запланирован ряд искусствоведческих лекций. Выставка «Грузинский авангард: 1900–1930-е» в ГМИИ имени А.С. Пушкина продлится до 12 марта.
 
Кстати
Посещение грузинской выставки обойдется в 200 рублей (взрослый билет, без льгот). Фотографировать и проводить видеосъемку в некоторых залах запрещено.
 Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям