Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Мастер сцены

11.11.2014

Как быстро летят годы, десятилетия... Очень хорошо помню сентябрьский день 1959 года, когда я, молодой научный сотрудник областного краеведческого музея, пошла в гостиницу «Орел», самую престижную гостиницу в те годы, дабы встретиться с приехавшей на гастроли в наш город артисткой МХАТа Анастасией Павловной Георгиевской, нашей землячкой.

Ошибка молодости

Знакома я с ней до этого не была, фотографию тоже не видела. У входа в гостиницу стоял очень импозантный мужчина и две дамы. Обе одеты в летнее габардиновое пальто, как тогда было модно. В соломенных шляпках. Ничуть не раздумывая и не сомневаясь, я со своими цветами и соответствующими словами: «Дорогая Анастасия Павловна, как мы все рады, что Вы приехали в родной Орел. Позвольте Вас приветствовать от имени коллектива краеведческого музея!» – обратилась к той, которая была явно старше и больше привлекла мое внимание. На что дама ответила: «Я не Георгиевская, я Ольга Николаевна Андровская».

Это была очень известная актриса, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии. Рядом стоящий мужчина, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Павел Владимирович Массальский старался смягчить мою ошибку. А Анастасия Павловна Георгиевская, на тот момент еще не народная артистка СССР, а заслуженная артистка РСФСР и лауреат Государственной премии, с доброй улыбкой и лучистыми глазами наблюдала за моими извинениями. Я получила хороший урок. С того времени, идя на встречу с потенциальными дарителями музея, стала тщательно готовиться.

Сказка? Нет, быль

Гости с интересом побывали в краеведческом музее, Анастасия Павловна много вспоминала о прошлом, а позже прислала интереснейшие фотографии. Знаменитая актриса рассказывала о своем детстве, трудных годах после гражданской войны, о детском доме, где ей пришлось жить. Детский дом, как она вспоминала, находился на Пуховой улице (впоследствии улица Маяковского).

Талантливая от природы девочка не пропала, не затерялась среди других. Она принимает активное участие в художественной самодеятельности, вступает в пионерскую организацию. Вместе с другими воспитанниками детского дома Настя Георгиевская выступает в разных клубах (а их, кстати говоря, в те 1920-е годы в Орле было немало), школах, пионерских лагерях. После окончания школы поступает работать на завод имени Медведева. Сразу же становится звездой в заводской художественной самодеятельности, участвует в работе драмкружка.

По велению сердца и по настоятельным советам окружающих совсем еще юная девушка уезжает в Москву. Без связей, без знакомств, приехав в столицу по путевке комсомола, орловская детдомовка поступает в Московский государственный институт театрального искусства. Сказка?! Нет, быль. Георгиевская окончила институт в 1936 году, была принята в труппу Московского художественного академического театра, которому отдала всю свою жизнь.

Еще с детских лет, со времени жизни в орловском детдоме, она привыкла заниматься общественной работой. Перед Великой Отечественной войной, в 1940 году, Анастасия Георгиевская вступила в партию. В дни войны ее жизнь была тесно связана со всеми перипетиями судьбы МХАТа. Неудивительно, что в 1946-м она получила медаль «За оборону Москвы».

К Анастасии Павловне рано пришло признание зрителей. Уже в первые годы работы широкую известность ей принесло исполнение роли Наташи в спектакле «Три сестры» по Чехову, роли послушницы Таисии в спектакле по пьесе Горького «Достигаев и другие». Пресса отмечала, что созданный ею образ страстной, горячей, протестующей Таисии, по-настоящему горьковский образ, покорил зрителей. В 1956 году Георгиевская писала в газету «Орловская правда»: «Вот уже 15 лет я не расстаюсь с образом Ниловны из романа Максима Горького «Мать». Горький пользовался особой любовью Георгиевской.

Кроме уже названных горьковских спектаклей она сыграла Анну в «На дне», Ксению в спектакле «Егор Булычев и другие». Я очень хорошо помню те годы, когда проходило празднование 50-летия первой русской революции – спектакли, кинофильмы, лекции, экскурсии… Тогда постоянно вспоминали имена Чехова, Горького. К слову сказать, одна из курсовых работ, написанных мною тогда, носила название «Пьесы М. Горького периода первой русской революции». Естественно, что образы Горького и Чехова, созданные тогда Георгиевской, находили отклик в сердцах зрителей, особенно студенчества.

Признание: до и после

Мастерство Георгиевской с одинаковой силой поражало зрителей как в спектаклях классического репертуара, так и в работах по современным ей пьесам советских авторов. Созданные ею образы были различны по своему характеру и типажу, но они всегда рассказывали о характерах сильных и волевых. Бернард Шоу, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский… Сложно перечислить имена всех авторов, мысли и чувства которых передавала зрителям эта поистине великая актриса.

Немало ролей Анастасия Павловна Георгиевская посвятила образам своих современниц, женщинам советской деревни. За участие в пьесе «Вторая любовь» по роману известного в 50–60-е годы XX века писателя Елизара Мальцева «От всего сердца» Анастасии Павловне уже в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Люди старшего поколения помнят, что в то время эта награда была самым высоким общественным признанием писателя, художника, актера.

Артистка в своем новогоднем приветствии орловцам в 1956 году писала в газету «Орловская правда»: «Ближе всего мне всегда были образы простых русских женщин. В минувшем 1956 году мне довелось сыграть роль Домны Ивановны Егоровой в спектакле «Сердце не прощает» А. Софронова. Работая над этим образом, я вспоминала простых женщин, которых встречала в поездках по деревням Орловщины, стараясь, чтобы образ, созданный мною, был похож на них».

В правдивости этих слов я убедилась, когда в 1959 году была на выступлении А.П. Георгиевской в орловском театре. В спектакле Н.Е. Вирты «Хлеб наш насущный», отрывки из которого были показаны на гастролях в Орле, она замечательно исполнила роль счетовода Лушки – девушки энергичной, напористой, слегка грубоватой, но искренне любящей свой колхоз и свою профессию.

Талант и мастерство актрисы, ее преданное служение МХАТу всегда находили высокую оценку со стороны зрителей и правительства. Уже в 1948 году она стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1963-м – народной артисткой РСФСР и в 1968-м – народной артисткой СССР. За свои сценические успехи, большой вклад в жизнь театра А.П. Георгиевская была награждена орденом «Знак Почета» и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Семидесятые годы стали пиком ее славы. В 1984 году актриса была удостоена ордена Октябрьской революции.

Но время шло... К концу 80-х, началу перестройки, ей было уже за семьдесят. Происходящие в стране перемены стали для Анастасии Павловны тяжелым испытанием. В 1987 году, во время раскола театра, она уходит вслед за Татьяной Дорониной. Георгиевская старается не сдаваться. Играет в спектакле по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты», в известном в те годы «Прощании с Матерой» по повести Валентина Распутина. Но здоровье и сложившаяся ситуация берут верх. 5 сентября 1990 года Анастасия Павловна Георгиевская ушла из жизни. Через два месяца ей должно было исполниться 76 лет. В какой-то степени это было символично. Ушла в историю эпоха, ушла и ее художественный выразитель. Но память о таланте и мастерстве этой замечательной актрисы не подлежит забвению.

Н.М. Кирилловская, заслуженный работник культуры РФ

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям