Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Мастер и Ольга

20.03.2014

Есть у знаменитого писателя Михаила Булгакова написанный в 1923 году фельетон под названием «Киев-город». Михаил Афанасьевич писал в нем: «...по счету киевлян, у них было 18 переворотов (с 1917 по 1920 год. – Прим. А.П.). Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я могу точно сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил». Автор «Мастера и Маргариты» в этом «Экскурсе в область истории» (подзаголовок фельетона «Киев-город») рассказал о событиях, происходивших в «матери городов русских» в смутные годы революций и гражданской войны.

Киев. Наши дни

А 22 февраля 2014 года в Киеве произошел очередной переворот. Какой по счету в истории современной и «незалежной» Украины, затрудняюсь сказать, но явно не последний, поскольку те, кто сейчас волею Запада и прикормленных им националистов оказался у руля власти, ведут великую славянскую страну к полному ее распаду. И обо всех последующих переворотах, возможно, напишет спустя несколько лет уже новый Булгаков.

Печально, что так развиваются события в братской нам Украине, ведь в том же Киеве не только Яценюки да Яроши живут (между прочим, последние в алфавите), но и те, кто любит, ценит свою историю и многовековые отношения с русским народом.

К ним я с полным основанием отношу Марию Кадомскую и Алену Мокроусову, авторов книги «Замок вздохов», вышедшей на русском языке в Киеве в издательстве «Кий» в конце 2013 года, в самый разгар событий на Майдане.

Ты только представь, читатель, капитальнейший научный труд объемом более 400 страниц большого формата, тиражом 1000 экземпляров, повествующий об истории создания особняка Н.В. Ковалевского на улице Шелковичной, 15/1, появляется на свет, когда в Киеве майдановцы без всякой жалости громят или даже поджигают исторические здания.

Гений от архитектуры и его заказчик-кровопийца

Дом дворянина Николая Ковалевского, которому посвящена вышедшая книга, – тот самый в арабском стиле особняк в киевском районе Липки, где есть знаменитая комната, романтично стилизованная под купе вагона (хозяин дома познакомился с будущей супругой в поезде). Автор проекта прекрасного здания (в настоящее время в нем размещается Благотворительная организация «Президентский фонд Леонида Кучмы «Украина») – известный украинский архитектор и педагог, действительный член Академии архитектуры УССР, почетный член Академии строительства и архитектуры УССР, доктор архитектуры Павел Федотович Алешин. Ему принадлежат более полутора десятков архитектурных шедевров, в основном в стиле русской и советской классической архитектурной школы, модерна и конструктивизма.

На момент строительства особняка Николая Ковалевского Павлу Алешину исполнилось 30 лет, и он, окончив в 1904 году Петербургский институт гражданских инженеров, уже построил к этому времени в северной столице известный дом Торгово-промышленного общества Ф. Бажанова и Г. Чувалдиной, а в Киеве в 1910-м произвел закладку Педагогического музея имени цесаревича Алексея, одного из лучших среди такого рода сооружений на Украине.

В «Замке вздохов» читатель сможет наблюдать (350 иллюстраций дополняют текст), как «кирпич за кирпичиком, возводился дом-мечта, каких трудов это стоило Алешину и сколько крови выпил из архитектора требовательный заказчик».

Книга состоит из нескольких частей: биографий домовладельца и архитектора, истории строительства и переписки из 110 писем, содержание которых по эмоциональности и лихой закрученности сюжета не уступает криминальному чтиву. В целом же Марии Кадомской и Алене Мокроусовой удается ввести читателя в атмосферу взаимоотношений между представителями высших слоев российского общества начала XX века, показав массу деталей, до смешного схожих с современными ситуациями.

Я не специалист в области архитектурного искусства и не киевовед, но присланную мне книгу сначала пролистал, а потом и прочитал с большим удовольствием, тем более что она, как ни удивительно, имеет непосредственное отношение к Орловщине.

Какое? Ответ лежит совсем не в архитектурной плоскости, а в семейной жизни выдающегося киевского зодчего Павла Алешина. Дело в том, что его жена Ольга Федоровна Мухортова – из известного на Орловщине, частности в Малоархангельском уезде, дворянского рода. О Мухортовых я в разных периодических изданиях опубликовал несколько больших материалов (один, к примеру, в «Орловском вестнике» от 04.10.2011 года – «Захар Мухортов – знакомый Ивана Тургенева»).

Некоторые из этих очерков нашла в Интернете Алена Мокроусова, главный специалист Киевского научно-исследовательского центра по охране, реставрации и использованию памятников архитектуры. Она прислала мне электронное письмо, объяснила, что собирает сведения о жене архитектора Павла Алешина. Так завязалась наша переписка, в ходе которой мне удалось помочь Алене Георгиевне в уточнении некоторых фактов, интересовавших ее как одного из авторов будущей книги. Вот почему, когда «Замок вздохов» вышел из печати, Алена Мокроусова прислала мне экземпляр – с благодарностью за «освещение истории семьи Мухортовых».

А теперь, собственно, о музе архитектора Павла Алешина.

«Верный друг Олюшка»

Ольга Мухортова родилась 19 февраля 1889 года в сельце Липовица Малоархангельского уезда, в имении деда, отставного штабс-ротмистра Федора Акимовича Мухортова, известного среди окрестных помещиков своей образованностью, гостеприимством и любовью к лошадям.

У Федора Акимовича и его жены Натальи Дмитриевны (дочери героя Отечественной войны Дмитрия Петровича Чиркина) было десять детей – шесть сыновей и четыре дочери. Все они имели много общих черт: высокие, стройные, красивые, темные шатены с карими глазами, независимые, гордые и общительные.

Четвертый по старшинству из сыновей, Федор Федорович Мухортов, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вскоре после ее окончания в чине поручика вышел в отставку. После нескольких лет веселой жизни в окружении «золотой молодежи» Орла, в 1882 году он женился на Анне Павловне фон Братке, дочери орловского «воинского начальника».

Федор Федорович привез жену в имение отца, в Липовицу, где постепенно принял от родителя все его хозяйство. Здесь, в Липовице (ныне – д. Мухортово Даниловского сельского поселения Покровского района) и родились у молодых первые дети: в 1884 году – сын Федор (семейное имя Мухортовых) и дочь Ольга. Однако семейная жизнь не образумила отставного поручика: он продолжал вести разгульный образ жизни, который привел к быстрому уменьшению былого богатства, а потом и к разорению имения.

Федор Мухортов, спасая свое реноме и семейство от нищеты, в 1890 году уехал в село Мироцкое, что в 35 верстах от Киева, где ему предложили должность управляющего в имении барона Дервиза. Не сохранив свое богатство, Федор Федорович стал прекрасным хозяином чужого имущества, за что от барона получил в награду десять тысяч рублей и несколько десятин земли возле Бучи, тоже под Киевом. Мухортов выстроил на этой земле свое имение, в которое по каким-то делам приехал однажды молодой и щеголеватый архитектор Павел Алешин.

Приехал, увидел красавицу Ольгу Мухортову – и влюбился с первого взгляда. Павла не остановили сословные предрассудки: как это сын крестьянина (хоть и зажиточного) мог претендовать на руку и сердце дворянской дочери? Началось ухаживание, быстро переросшее во взаимную глубокую любовь.

Когда в 1909 году Павел Алешин готовил проект женской гимназии Святой Ольги (на улице Владимирской в Киеве), то посвятил он его своей невесте, прямо написав это на чертеже.

В апреле 1910 года в Александро-Невской церкви в Липках Павел Алешин и Ольга Мухортова обвенчались, прожив потом свыше 50 лет в любви и согласии. В наше несентиментальное и неромантическое время, наверное, непривычно читать слова, написанные Ольгой Федоровной спустя 15 лет их супружеской жизни: «Тебе, единственному, с безграничной любовью и благодарностью – за то счастье, которое ты мне дал. Твоя жена и верный друг Олюшка». Так ее называл муж, а она звала его ласково – Пашуня.

Знаменитый украинский архитектор Павел Федотович Алешин скончался 7 октября 1961 года. Похоронили его на Лукьяновском кладбище Киева, на участке, который он сам выкупил еще в 1929 году. Спустя 20 лет рядом с ним упокоилась его верная и любящая жена.

Архитектурные же шедевры Павла Алешина продолжают жить во многих городах Украины и России. В них навсегда сохранились частички души его любимой Олюшки.

Очень хочется верить, что на эти исторические достояния нашего общего прошлого не поднимутся руки с оружием или «коктейлем Молотова».

Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям