Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

«Масленичный» Милан

14.04.2016

Карнавальный сезон в Италии – это аналог нашей Масленичной недели. Случается это гулянье, как и в наших широтах, накануне Великого поста. Но при этом существует одно серьезное отличие. Если Масленичная неделя во всем православном мире проходит всегда в одно и то же время, то даты проведения карнавалов разнятся в зависимости от региона. Празднества начинаются на юге Италии, постепенно, в течение двух февральских недель, смещаясь к северу. Венчает это шествие карнавал в Милане. Начинается он тогда, когда все другие уже отгремели…

 

Языческие и полумистические

Карнавал и наша традиционная Масленица – можно ли сравнивать эти действа? Помимо того, что оба гулянья проводятся в канун Великого поста, они сходны тем, что оба являются праздниками дерзкими, языческими, полумистическими. Но если судить сугубо по внешней атрибутике, они отличаются друг от друга как крестьянка от госпожи. Наличие масок, костюмированных шествий и какой-то упорядоченности, почти трезвого веселья при полном отсутствии какой-либо агрессии в качестве неотъемлемой атрибутики итальянских карнавалов делает их благороднее, что ли, по сравнению с нашей Масленицей. Да простят меня читатели «Орловского вестника» за мой непатриотизм, но признаюсь, что карнавалы мне больше по душе…

В феврале этого года мне довелось посетить Милан – столицу моды и всемирно известных футбольных болельщиков. Так что мое восприятие относительно свежо. Я прибыла в этот город непосредственно в день открытия карнавала, который носит имя святого Амвросия – епископа, реформатора литургии и церковного пения, жившего в IV веке.

В Милане карнавал проходит дольше, чем в других городах, и заканчивается в субботу Масленичной недели. А все потому что, по легенде, покровитель Милана святой Амвросий, находясь в паломническом путешествии, попросил горожан не начинать великопостную литургию до его прихода. Вернулся паломник только в субботу. С тех пор Пепельная среда (день начала Великого поста по католическому календарю) наступает в Милане чуть позже, чем в других городах.

Амвросианский карнавал, который часто называют «карнавалище», проходит в тех местах, где в церквях служат по амвросианскому обряду, главным образом в Миланской епархии и смежных с ней (каковы церковные отличия амвросианского обряда от неамвросианского, мне как неспециалисту так и не довелось понять). Карнавал этот начинается в масленичный вторник и длится четыре дня.

Прощание с мясом

Само слово «карнавал» происходит от латинского carne-vale, что означает «прощание с мясом». В чем главное отличие этого празднества? Как говорят, в момент карнавала распадается традиционная иерархия, открывая дорогу маскам, шуткам, смеху. Кроме того, маскарад – это способ уйти от повседневности, отказаться от условностей, стать, что называется, другим…

Улицы Милана в этот период засыпаны разноцветными конфетти. Дети наряжены в карнавальные костюмы: Арлекина, Коломбины, Зорро, принцесс и принцев, пиратов и разных зверушек. Взрослые же порой одеты не так «безобидно». Мне довелось увидеть даже парочку в костюме презервативов. Правда, это скорее исключение. В основном люди в честь праздника надевают пестрые карнавальные маски и, так сказать, более привычные наряды.

В вечернее же время суток Милан полон толпой искренне веселящихся людей с огромными бутылками вина. При этом, что характерно, я не встретила ни одного по-настоящему пьяного человека.

Повсюду летал серпантин, разноцветные конфетти, а еще миланцы поливали друг друга из баллончиков какой-то мыльно-пластилиновой смесью, которая выбрызгивается не струей, а тоненькой змейкой. Буквально на каждом шагу было слышно радостное гиканье и визг облитых пеной людей. Досталось и мне, хотя я была не в костюме и просто глазела на буйствующих людей из любопытства. Белые змейки буквально обволокли меня с ног до головы. Но это было так весело, что мне и в голову не пришло обижаться. Я просто сфотографировалась и в таком виде пошла смотреть дальше.

Все это было настолько заразительно, что российские аналоги таких действ мне вообще не приходят на ум. Я, опасающаяся толпы на родине, оказалась в эпицентре ликующей подвыпившей молодежи, не ощутив никакого страха.

Одним словом, атмосфера в этот вечер была потрясающая: с громогласными звуками музыки, запахами жарящихся каштанов, костюмированными шествиями. Всего не опишешь и не расскажешь. Это, пожалуй, надо только видеть: великолепный праздник добра, радости и всеобщего необузданного веселья.

Символы карнавала

У карнавала должны быть свои отличия по аналогии с нашей Масленицей, где главный действующий персонаж – женское чучело, которое в итоге сжигают на костре. Главным символом миланского карнавала является остроумный слуга Менегино, которого, естественно, не придают огню. По легенде, Менегино был острым на язык слугой, высмеивающим недостатки знати. Он вобрал в себя такие присущие миланцам черты, как трудолюбие и щедрость. Одеяние Менегино – это красно-белые чулки, коричневый сюртук и брюки до колен. Также на нем парик с косичкой на французский манер, треуголка, длинное коричневое пальто и короткие брючки.

Я стала свидетельницей шествия Менегино и других персонажей, идущих в костюмах по площади Дуомо перед фасадом главного собора Милана. Это самое крупное маскарадное шествие в Милане, а может, во всей Италии. Центр города весь заполнен масками, символическими повозками и шествиями, которые чередовались с представлениями на площади Пьяцца Дуомо, наполненной музыкой и ароматами только что приготовленных печений кьякьере. Это лакомство – другой не менее знаменитый символ карнавала – напоминает наш «хворост». В праздничный период его готовят по всей Италии и продают повсюду. Кьякьере можно купить как в супермаркете, так и в кондитерской. Делают такие сладости и на улице. Быстрота в приготовлении этого десерта позволяет угостить каждого прохожего в карнавальной толпе.

Карнавальный салют и футбольные фаны

Венчает все празднество потрясающая игра салютов и фейерверков. Я, видевшая роскошные салюты и в Дубае, и в Чикаго, и у нас, в России, скажу, что миланский карнавальный салют – это нечто. Таких замысловатых рисунков в небе мне еще наблюдать не доводилось. Внезапно в высоте вдруг появляются всполохи в виде сердца, букетов цветов и других фигурок. Их искры падают прямо на Милан…

Но надо сказать, что не для всех миланцев карнавал являлся центральным праздником этого дня. Дело в том, что в это же время на футбольном поле встречались два миланских клуба – «Милан» и «Интер». Перед сном меня предупредили, что лучше бы в эту ночь закрыть все форточки, так как шествия тиффози (фанатичных футбольных болельщиков) не дадут заснуть. Услышав это, я по журналистской привычке решила полюбопытствовать и вышла на балкон. Ждать пришлось недолго. Скандирующая толпа с транспарантами, которая больше напоминала совсем не мирную демонстрацию, прошла мимо моего балкона. Как пояснили итальянцы, меня принимавшие, так ведут себя все тиффози, вне зависимости от того, выиграл их клуб или проиграл: всегда очень шумно, с максимумом энергии и агрессии. Правда, если команда, за которую они болеют, все же проиграла, тиффози могут и машины разбить, и даже что-нибудь поджечь. Так что, можно сказать, не всем миланцам карнавал в радость. Есть футбольные фаны, которым все равно, есть ли карнавал, нет ли. Ну и бог с ними. Как бы то ни было, я повеселилась от души. И надеюсь, что смогла передать вам, читатели, хотя бы толику моего праздничного настроения.

Кстати

Печенье кьякьере представляет собой полоски теста, обжаренные в масле, обильно посыпанные сахарной пудрой или шоколадом.

Варвара Егорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям