Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Маршрут дня по Праге и окрестностям

17.06.2014

Читатель, как ты уже знаешь, этой весной, в самый ее разгар, нам довелось побывать в сердце Богемии. Настоящий рассказ посвящен местам, на знакомство с каждым из которых можно смело уделить день.

Высоко над Влтавой

На скалистом берегу полноводной и величественной Влтавы примерно с Х века возвышалась крепость, ставшая одним из первых центров Чешского королевства. По преданию ее основала княжна Либуше, младшая дочь правящего воеводы Крока. Обладавшая даром прозрения, именно она предрекла Праге расцвет и небывалое величие. Брачный союз девушка заключила с простым пахарем Пршемыслом, который считается основателем знаменитой династии Пршемысловичей. Через столетие Вышеград становится резиденцией чешских королей. Здесь также обосновались дворяне и епископство.

Остатки стен и городские входные ворота – Таборские и Леопольдовы – сегодня напоминают о былой мощи Вышеграда. Со смотровой площадки открываются чудесные виды – Влтава с парусниками, мосты, Пражский град. На территории бывшего укрепления располагается одна из старейших церковных построек в Чехии – романская ротонда святого Мартина.

Похоже, Вышеград – излюбленное место для семейных прогулок: жители Праги отдыхают не только на уютных зеленых лужайках, но и в парковой зоне у стен новоготического костела святых Петра и Павла. Два высоких шпиля храма привлекают взоры издалека. Поговаривают, что до гуситских войн церковь внешне и внутренне повторяла храм святого Петра в Риме – именно этот собор за образец взял князь Вратислав. К костелу примыкает Вышеградское кладбище, одно из наиболее почитаемых в Праге, по сути, национальный памятник чешской истории. Последний приют здесь нашли многие выдающиеся деятели культуры, например, известные всему миру композиторы Антонин Дворжак и Берджих Сметана, поэт Ян Неруда, писатель Карел Чапек, многие художники, в том числе Альфонс Муха. Сюжеты, застывшие в камне, мемориальные скульптуры, надгробия с бюстами, оригинальные барельефы являют собой своего рода художественную галерею и выдают эстетические пристрастия людей ушедших эпох.

Находясь в Вышеграде и имея фотоаппарат с хорошим зумом, мы рассмотрели «чешский Тауэр» – Жижковскую телевизионную башню в Праге, сооружение высотой более двухсот метров с ползущими «младенцами», творением Давида Черны, скандально известного чешского скульптора, чьи работы рассеяны по всей Праге.

Вышеград полон легенд. Например, о Либушином кладе или спящих в скале в полном вооружении и даже с оседланными конями рыцарях, потенциальных защитниках отечества. Согласно одному из преданий, отпрыска рода Пршемысла некогда нянчили в колыбели, которая – пришло время – превратилась в чудесное ложе, затем оказавшееся в замке Карлштейн. До него мы тоже добрались.

Королевская сокровищница

В современной Чехии не менее тысячи замков и крепостей. Многие из них находятся в собственности потомков прежних владельцев, наследников родов Штернбергов, Лобковицей, Гилдпрандтов. И почти все старинные замки нынче действуют как туристические объекты, где с апреля по ноябрь проводятся экскурсии и работают многочисленные сувенирные лавки.

Решение посмотреть крепость Карлштейн (центр района Чешский Карст), возвышающуюся над рекой Бероункой, возникло спонтанно и было обоснованно территориальной близостью города к Праге (всего 28 километров к юго-западу от чешской столицы) и транспортной доступностью: каждый час со станции Смихов туда направляются электропоезда, а от станции назначения до входа в замок всего каких-то полчаса пешего пути.

Названный в честь основателя, Карла Великого, короля чешского и императора Священной Римской империи, град Карлштейн был задуман как многоуровневое сооружение. Внизу – колодезная башня и дом бургграфа, далее – Императорский дворец, над ним – Марианская башня. На самой же вершине – Большая башня, где в часовне Святого Креста хранились святые реликвии, а также сокровища чешских королей и чешский архив. Замок изначально строился как хранилище государственных ценностей и летняя резиденция Карла IV. Последний, гласит предание, запретил женщинам доступ в свое владение. Сегодня никакой дискриминации нет, посещение замка возможно для всех, правда, только с экскурсией. Маршрут и его языковое сопровождение (на чешском, английском, немецком) вы выбираете самостоятельно в кассе. Набралась экскурсионная группа – приступаете к осмотру экспозиции крепости. Итак, о том, что здесь может привлечь внимание.

Хотя крепость перестраивалась вплоть до ХIХ века, ее стены и башни таят в себе дух и холод средневековья. Карты на стенах Императорского дворца расскажут вам о том, как выглядело Чешское королевство образца ХIV века. В вассальном зале сохранились шкафы с гербами рыцарей для обмундирования и оружия. Особую ценность представляет висящий на стене позднеготический триптих, изображающий фигуры Иисуса Христа и святых Паламации и Вацлава.

С помощью крытого мостика Императорский дворец соединяется с Марианской башней. Последняя получила название от костела Вознесения Девы Марии. Из исторических источников следует, что именно здесь находилась личная сокровищница Карла IV. Сейчас на обозрение выставлена коллекция церковных риз ХV–ХVI веков, элементы готических доспехов и подсвечников, ювелирных изделий. В одной из витрин хранится голова крокодила, которую считали головой дракона, поверженного святым Георгием.

Остальной экспозиционный материал составляют копии. Здесь находится чешская Святовлацлавская корона, используемая только для обряда коронации и в особых торжествах. Некогда символ суверенитета чешского государства, корона, которая была возложена на головы 22-х чешских правителей, изготовлена из золота и инкрустирована почти сотней драгоценных камней и жемчугом. Инкрустированы, правда, уже полудрагоценными камнями, были и стены часовни Святого Креста, здесь был представлен и большой цикл росписей ХIV века с сюжетами, посвященными святым, мастера Теодорика из Праги – насколько роскошно это смотрелось, позволяют судить копии. Но в саму часовню попасть на так просто: экскурсию сюда нужно заказывать отдельно и предварительно.

Гиды настоятельно просят не фотографировать даже копийные экспонаты, не говоря уже о предметах в спальне Карла IV. Вообще интерьер замка выглядит пустовато и более чем скромно, но нельзя сказать, что здесь скучно. Меня, например, поразили старинные фрески из молельни императора, обшитый деревянными кассетами потолок в зале аудиенций, средневековая мягкая мебель, а также портретная галерея в зале предков, в лицах изображающая представителей чешской правящей династии тех самых Пршемысловичей, доказавших, что и из пахарей можно выйти в короли.

Костная эстетика

В средневековье в центре Европы были обнаружены крупные месторождения серебра, а поселение к востоку от современной Праги стало, по сути, шахтерским. Разработке серебряных рудников покровительствовала сама святая Варвара. В ее честь и на средства рудокопов был возведен великолепный собор, имеющий реберные своды, украшенный барочными статуями, огромными витражами и целой галереей готической и ренессансной живописи. Храм и до сих пор является одной из главных достопримечательностей Кутны-Горы и входит в список наследия под охраной ЮНЕСКО. На посещение этого города мы потратили целый день – здесь уютно и повсеместно встречаются памятники архитектуры. Одно из наиболее ярких впечатлений оставила знаменитая Кутногорская Костница.

В части города, называемой Седлец, при кладбище расположена часовня Всех Святых с настоящим костехранилищем. Это, с одной стороны, удручающего вида склеп, а с другой – поражающее воображение произведение искусства. Внутреннее убранство часовни составляют только человеческие кости, причем, по оценкам антропологов, здесь представлены костные останки не менее сорока тысяч человек.

Когда-то на кладбище хоронили знать, потому как аббат католического монастыря привез сюда из Палестины горсть священной земли с Голгофы. Но после эпидемии чумы и без того переполненное захоронение решили закрыть, а останки извлечь из могил и поместить в нижнюю часть часовни. Впервые в 1511 году кости из упраздненных могил решил упорядочить полуслепой монах – он их разобрал по типам и сложил в шесть пирамид.

Над созданием элементов интерьера часовни трудился сначала архитектор Ян Блажея Сантини. Потом, уже во времена владычества рода Шварценбергов, известнейший резчик по дереву Франтишек Ринт получил право оформить часовню. Мастер решил сделать кости частью интерьера, предварительно обработав их в растворе хлорированной гашеной извести, отчего те приобрели характерный белый оттенок. Из двух пирамид костей были созданы чаши, крест, дарохранительница и совершенно уникальный объект – люстра, в которой использованы все кости скелета. Из костного материала выполнен и герб Шварценбергов, и автограф мастера – шедевр датирован 1870 годом. Герб увенчан короной, символом вечной жизни и победы над смертью.

Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям