Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

LUDI крупным планом

16.04.2014

Семь дней, четырнадцать спектаклей – таков итог V Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDI, завершившегося в минувший понедельник. Одни постановки привели орловского зрителя в замешательство, другие оказались крайне спорными, третьи стали настоящим открытием. Но, бесспорно, фестиваль стал самым ярким и обсуждаемым событием в театральной жизни города. Разобраться в палитре представленных театральных изысков и понять суть работы критика корреспонденту «ОВ» помогла председатель жюри фестиваля, театровед, театральный критик, переводчик и кавалер французского ордена «Золотая академическая пальмовая ветвь» Ирина Мягкова.

Сравнительная степень

– Ирина Григорьевна, вы второй год работаете в жюри фестиваля. Вам есть с чем сравнивать. Что вы можете сказать относительного уровня нынешней программы?

– В этом году по количеству хороших работ фестиваль сильнее. И все члены жюри это признали. В прошлом году нам пришлось даже столкнуться с проблемой, кому вручить призы. Ибо их было больше, чем возможных претендентов. А сейчас, наоборот, претендентов больше, чем призов. И это показатель. Хотя не обошлось и без откровенно слабых работ.

– Например?

– На мой взгляд, было четыре кошмарных спектакля: «Саксофон IST», «Што-с», «Один из рода» и «Самый легкий способ бросить курить». Вся проблема в том, что их, видимо, предварительно не просмотрели. А «Што-с» вообще стал техническим прогоном. Мне кажется, это элементарное неуважение к фестивалю. Вряд ли они бы повезли сырой спектакль на какой-нибудь зарубежный фестиваль. Выходит, воспользовались Орлом для решения своих внутренних проблем с репетиционной базой. Непорядочно.

Тем не менее, самый безнадежный случай – это, пожалуй, «Саксофон IST» берлинского театра «Русская сцена». Их беда в излишней самоуверенности. Они безмерно самодовольны. К тому же, крайне невосприимчивы к критике. И если эфиопы (актеры израильского театра «Нефеш», представлявшие на фестивале спектакль «Последний из рода». – Прим. ред.) – живые натуры, просто не умеющие играть, берлинцы все-таки считаются профессионалами, имеющими собственный театр.

– Да, и их театр на полной самоокупаемости.

– Вы только представьте! Театр на хозрасчете, а они потчуют людей подобной «лабудой». Конечно, туда ходят русские, живущие в Германии, наверняка желающие не насладиться игрой, а послушать родную речь, пообщаться между собой. Это своеобразный очаг русского языка в сердце Германии. Я по себе знаю, что, живя за границей, начинаешь скучать по родному языку. Это непередаваемая тоска. Хотя, если честно, то и с языком там не все в порядке.

 

Новые формы

– Это своеобразная ложка дегтя. А что с работами, которые вас приятно удивили? Ведь в рамках фестиваля было несколько премьерных спектаклей…

– И одной из таких премьер стал «Костюмер» Орловского академического театра имени И.С. Тургенева. Он меня действительно удивил. И главным образом тем, что он поставлен в театре, у которого нет помещения. Ну а если серьезно, спектакль действительно хороший. Причем работа над ним велась сразу двумя орловскими театрами – «Свободным пространством» и театром имени Тургенева. Прекрасный пример не соперничества между ними, а плодотворной деятельности.

И удивительная вещь – сама по себе пьеса мне жутко несимпатична, а вот спектакль понравился. Очень сыгранный актерский состав. Приятно было посмотреть.

– А еще есть примеры позитивного впечатления?

– Конечно. Еще один замечательный спектакль – «Пиковая дама». Такой он гармоничный, изящный и не лишенный юмора... Это как раз тот случай, когда все элементы сочетаются друг с другом, когда ничего нигде не «вылезает» и ничто не раздражает придирчивого зрителя. Прелестный спектакль. Моя радость.

Но особо хотелось бы отметить люксембургскую постановку «Монокль». Вот это действительно работа на высшем европейском уровне. И очень хорошо, что этот спектакль сюда попал. А вместе с «Пиковой дамой» он повысил планку оценки других работ. Удивительная вещь... Осмысленная, глубокая, имеющая несколько уровней восприятия. Я очень переживала, что зрители могут его неправильно воспринять, освистают... Но нет, все прошло хорошо. Приятно.

В Орле вообще совершенно замечательная, доброжелательная, отзывчивая публика. Такие милые зрители, которым действительно интересно то, что происходит на сцене. Ими руководит стремление посмотреть что-то новое, получить свежие эмоции, а не просто желание пойти в театр.

 

Вопрос профессиональный

– Ирина Григорьевна, жюри было строго и придирчиво, как никогда. С чем это связано?

– А кто вам сказал, что оно должно быть мягким и елейным в своих оценках? Вы поймите, что елей лить на головы актеров и режиссеров очень просто. А вот внести моменты конструктивной критики не так легко, как может показаться. И далеко не каждый осмелится на это. Вообще, чтобы быть максимально объективным, критик не должен близко сходиться ни с актерами, ни с режиссерами, ни с кем-то еще. Мы должны трезво оценивать происходящее или не происходящее на сцене без заискиваний и страха не быть приглашенным снова.

– В этом году вы совместно с молодежным жюри выступали на открытых обсуждениях спектаклей. Как вам такой вид сотрудничества?

– Я же и предложила в прошлом году проводить подобные беседы-обсуждения. Очень полезно, воспользовавшись моментом, пообщаться с критиками и режиссерами. Но опять же, здесь нужно четко разделять обучающие семинары для молодежи и обсуждение спектаклей, а не сваливать все в одну кучу. В общем, в данном вопросе есть еще над чем поработать.

– Ирина Григорьевна, как вам видится будущее нашего фестиваля? Ведь не все мероприятия, проходящие в провинции, находят в себе силы и потенциал для дальнейшего развития…

– Да, к сожалению, так бывает. Но Александр Михайлов (художественный руководитель театра «Свободное пространство, директор фестиваля LUDI. – Прим. ред.) – достаточно сильная личность, он не допустит ничего подобного. На мой взгляд, фестиваль просто необходимо расширять. Изначально это были моноспектакли, причем порой сомнительного качества. Позже появились спектакли и большой формы. Теперь сюда стали приезжать театры не только из других городов, но и стран. Фестиваль растет. Растет и его театральный контекст. Но опять же, для реализации всех планов нужны серьезные финансовые средства, и здесь без помощи власти не обойтись.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание, – отбор спектаклей. К этому вопросу нужно подходить серьезнее и строже.

 

Рената Клетт, театровед, драматург, режиссер-консультант

Критики должны быть строгими, иначе нет никого смысла в этой профессии. Что касается фестиваля, упор был сделан на количество, а не на качество. Быть может, имело смысл привезти меньше спектаклей, но лучшего качества. Я надеюсь, что в следующем году будет больше участников из других стран. И тогда, вот увидите, уровень оценки, да и самих работ значительно улучшится.

 

Итоги фестиваля LUDI

«Слова в песке» (национальный драматический театр, Вильнюс) – победа в номинации «Лучшая женская роль» (Бируте Мар).

«Што-с» (театр «Арт-гнездо», Москва) – победа в номинации «Лучшая женская роль» (Ирина Евдокимова).

«Жуковский. Прощание» (театральный Пушкинский центр, Санкт-Петербург) – победа в номинациях «Лучшая мужская роль» (Сергей Барковский), «Лучший спектакль малой сцены».

«Монокль» (национальный театр Люксембурга, Германия) – победа в номинациях «Лучшая мужская роль» (Люк Шильц), «Лучший спектакль малой сцены».

«Костюмер» (Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева, Орел) – победа в номинациях «Лучшая режиссерская работа» (Александр Михайлов), «Лучшая работа художника» (Владимир Королев).

«Спасибо всем…» (театр для детей и молодежи, Старый Оскол) – победа в номинации «За глубину и жизненную силу тоста».

«Мысль» (муниципальный театр «Русский стиль» имени Бахтина, Орел) – победа в номинации «За верность русской классике» и специальный приз Орловского отделения СТД.

«Украденное счастье» (театр «Свободное пространство», Орел) – победа в номинации «Лучший спектакль большой сцены» (режиссер – Линас Зайкаускас).

Гран-при V Международного фестиваля камерных и моноспектаклей LUDI совместно с победой в номинации «Лучший спектакль большой сцены» был присужден мистической мистификации «Пиковая дама» (областной театр кукол, Гродно, Беларусь).

Беседовала Катерина Григорьева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям