Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Лермонтов – герой нашего времени

30.10.2014

 Текущий год в нашей культуре и литературе особенный. Великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову исполняется 200 лет. Общественность активно отмечает это замечательное событие: читаются лекции о творчестве М.Ю. Лермонтова на телеканале «Культура», проводятся научные конференции, посвященные этой дате, 15 октября, в день рождения поэта, профессор И.Л. Волгин провел на телеканале «Культура» «Игру в бисер», где говорили о лирике поэта, музыканты Москвы анонсировали свой проект, подготовленный к этому празднику.

Мятежный Прометей

Чем же Лермонтов актуален и сегодня, в наше время, чем он нам необходим? Прежде всего, это духовный поэт, настроенный на высокие идеалы, патриотизм пронизывает все его творчество. «Бородино» знает каждый школьник… Стихотворение «Родина» многие помнят наизусть.

Люблю отчизну я –

за что, не знаю сам –

Ее степей холодное

молчанье,

Ее лесов безбрежных

колыханье,

Разливы рек,

подобные морям.

(«Родина», 1841).

Лермонтов необходим нам как опора. В его образе не просто единение людей, а дружба целых народов. В поэме «Валерик» есть строки:

А там, вдали,

грядой нестройной,

но вечно гордой

и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек сверкал главой

остроконечной.

И с грустью тайной

и сердечной

я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно, под небом места

много всем,

Но беспрестанно

и напрасно

один враждует он –

зачем?

Лермонтов, как и Шота Руставели, искал место, к которому был прикован Прометей, принесший людям огонь. Теперь известно, что это двуглавый Эльбрус, к его скале античный бог Зевс приковал Прометея, а Эсхил создал об этом великую трагедию. Таким Прометеем, несущим людям огонь души, был и Лермонтов – человек из великого племени поэтов всего человечества, ведь в Европе знали и переводили его произведения еще при жизни Михаила Юрьевича.

Романтизм Лермонтова отличается мятежностью и неудовлетворенностью противоречивой действительностью, мироощущение молодого поэта присуще молодым, которые проходят через этот период в своей жизни, что глубоко чувствуется в стихотворении «Парус».

Под ним струя

светлей лазури.

Над ним луч солнца

золотой…

А он, мятежный,

просит бури,

как будто в бурях

есть покой!

Герой духовности

У героев Лермонтова небесная родина души, а земное для них – мир контрастов, измен, коварства, мир, где человек не может найти родную ему душу. Дуализм, разлад мечты и действительности осознавался поэтом как драма человеческого существования. Двойственность, противоречивость человека – следствие дисгармоничной действительности, но это заложено и в самом человеке. Лермонтов противостоял этому, выбирая русское самопожертвование, а не гедонизм, свойственный западной культуре. Михаил Юрьевич был первым, кто создал психологический роман («Герой нашего времени»). Лермонтов, думается, осуждал свое поколение в лице «лишних» людей, таких как Печорин.

Стремление к духовности, мысли о чувстве долга перед обществом, желание установить диалог с ближним – все это очень важно и ныне, для нас. Великий французский поэт Шарль Бодлер, говоря о современности в искусстве, считал таковым для своего времени символизм. Лермонтов, конечно, романтик в своей лирике, в своих поэмах. Его герои, по мнению Аполлона Григорьева (Мцыри, Демон, Арбенин из «Маскарада»), – это необузданная страстность, рвущаяся на широкий простор, почти безумная сила, восстающая против всяких общественных правил и догм, исполненная к ним ненависти или презрения, сила, которая сознает на себе «печать проклятья» и гордо носит эту печать.

Что касается Печорина, это другой тип, тип «лишнего» человека, образованный и обеспеченный (в русской литературе это представители дворянства), призванный будоражить общество, но не принимать участия в полезной деятельности этого общества.

Фантастика в реализме

Лермонтов продолжал и развивал традиции Пушкина. Недаром мы говорим «Лермонтов» и вспоминаем Пушкина, мы говорим «Пушкин» и вспоминаем Лермонтова. Говоря о значении Лермонтова в русской литературе, Л.Н. Толстой сказал И.С.Тургеневу, что если бы этот юноша пожил подольше, им обоим нечего было бы делать в литературе.

Создав психологический роман в реализме, продолжая традиции Пушкина, Лермонтов создает «вторую» реальность в двуплановых произведениях, таких как «Фаталист», неоконченная повесть «Штосс». В «Фаталисте» Михаил Юрьевич вводит элемент фантастического, но, оставаясь в реализме, объясняет трагедию Вулича (персонажа повести) его суеверием.

В своем последнем произведении «Штосс», которое можно отнести к жанру реалистической фантастики, Лермонтов также создает фантастический колорит. Для изображения таинственной атмосферы он использует произведение композитора-романтика Шуберта «Лесной царь», написанное по мотивам баллады Гете. Художник Лугин, работающий над своим шедевром, на фоне этой музыки слышит отдаленный голос, который сообщает ему адрес, куда он должен прийти, чтобы закончить свою картину. Лугин, страдающий аберрацией зрения (он видит последнее время все в желтом цвете), приходит по указанному адресу, где его ожидает игра в карты, от выигрыша зависит судьба его шедевра. Его партнер – призрак. Несмотря на таинственность происходящего, Лермонтов изображает действие не как ирреальный мир у романтиков, а как неразгаданное во внутреннем мире человека, которое предстоит разгадать.

Современность Лермонтова заключается в создании романтизма, который, по мнению исследователя У.Р. Фохта, явился вершиной русской литературы и в создании новой реалистической прозы, обогащенной высокой, романтической лексикой и драматическими ситуациями, в продолжение пушкинских традиций в реализме с применением фантастического элемента. Позднее Достоевский назовет такой реализм «фантастическим». В литературе это направление будет продолжено последователями Лермонтова.

Национальная самобытность

Непреходящее значение творчества Лермонтова заключается в его национальной самобытности. В отличие от немецких романтиков поэт не показывает небытие как абсолютную тьму. Его поиски общечеловеческих ценностей связаны с его личной судьбой. Поныне Лермонтов дает нам пример своей героической деятельностью. В лице Михаила Юрьевича мы видим активную натуру, готовую на самопожертвование, в отличие от его героев – «лишних» людей. Поэт как будто осуждает «лишних» людей, неспособных противостоять неблагоприятным обстоятельствам жизни. Такие люди – разные типы демонизма из известной поэмы Лермонтова, впоследствии персонажи Достоевского (Раскольников, Иван Карамазов и др.). Лермонтов предвосхитил изображение такого явления в литературе, как нигилизм. Без общечеловеческих ценностей личность немыслима. В наше время общество нуждается в человеке, который живет не только ради материальных благ, но и для счастья другого, своего современника. «Небесный смысл земной жизни, он в совершенствовании, в открытии в себе божественной сущности» (Ю.В. Лебедев).

Отмечая 200-летие нашего гения, мы видим, что он по-прежнему обогащает нас своим пониманием мира как внутри себя, так и во Вселенной. Михаил Лермонтов как мыслитель и художник побуждает человека к деятельности, с помощью религиозных исканий показывает преодоление демонизма в человеке, губительных противоречий, что ведет к очищению души, к высокой духовной гармонии.

Поэзия Лермонтова, наделенная могучими страстями и волей, будет звучать в поколениях, пока жив человек.

Вот как звучит слово поэта, обращенное к нам, в стихотворении «Молитва».

В минуту жизни

трудную

Теснится ль

в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя

скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Демонический мир отвращает лирического героя Лермонтова от несправедливого миропорядка, не дает ему успокоения. По мнению поэта, человек останется таким же обездоленным и несчастным, если предаст себя забвению прошлого. Человек не сможет примириться с обещанным ему небесным раем, он предпочтет жизнь на земле, полную впечатлений. Лермонтов остается для нас поэтом и национальным, и всечеловеческим, поэтом Вселенной, созданной для человека.

 Игорь Золотарев

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям