Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Экономика

Крутое пике авторынка

19.05.2015

Печально, но факт. Обеспеченность населения автомобилями в России в два раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в три раза, чем в США. Средний возраст легковых машин составляет 12,4 года. Увы, несмотря на все госпрограммы, наш автопарк не торопится молодеть. Текущий год статистику не улучшил. В условиях, когда на продукты и оплату услуг ЖКХ уходит львиная доля зарплат, машина из средства передвижения становится роскошью. Чтобы исправить ситуацию, правительство запустило программу льготного кредитования. Принесет ли она свои плоды и что сегодня происходит на автомобильном рынке, выяснял «ОВ».

 

«Уходим, уходим, уходим...»

Первые месяцы 2015-го стали для производителей и автодилеров одним из самых провальных периодов последних лет. По оценкам аналитического агентства «Автостат», продажи новых машин в России с начала года сократились в два раза. Салоны реализовали всего 386,3 тысячи новых автомобилей. Ежемесячное падение спроса зафиксировано как в секторе бюджетных марок, так и в элитном сегменте. Минувший апрель исключением не стал: спрос на «стальных коней» продолжал стремительно падать. Впрочем, одним компаниям кое-как удается остаться на плаву, другие же давно нащупали дно.

Меньше всего потребительские колебания коснулись марки Lada, реализовавшей в прошлом месяце 20,5 тысячи новых машин. Хотя и это на 36,7 процента меньше, чем в апреле 2014 года. Удалось удержаться в тройке лидеров южнокорейским маркам Kia и Hyundai. И это несмотря на то, что в апреле спрос на машины этих брендов снизился на 37,1 процента (11,7 тысячи проданных машин) и 44,8 процента (9,6 тысячи) соответственно. В топ-5 марок в апреле также вошли Renault (9,1 тысячи машин, 46,3 процента) и Toyota (7 тысяч машин, 56,7 процента). К слову, не все южнокорейские марки могут похвастаться пусть и сниженными, но относительно стабильными продажами. Так, серьезные убытки из-за снижения поставок в Россию понесла в первом квартале компания SsangYong.

Среди производителей, заметнее других пострадавших от нынешнего кризиса, как считает «Газета.ру», оказались также Peugeot и Citroen, объем реализации у которых по стране сократился на 76,3 и 73,6 процента соответственно. Низкий спрос вынудил эти компании на длительный период приостановить сборку автомобилей в Калуге. А вот Chevrolet и Opel приняли решение уйти с российского рынка. И это при наличии собственного завода в нашей стране. Такое решение объясняют крайне низкими продажами в конце 2014-го и начале 2015 года.

Это в целом по стране. Что же происходит на орловском авторынке?

И пришел застой

В нашем регионе ситуация складывается гораздо хуже общероссийской. В последние года три мы, в отличие от наших соседей по ЦФО, регулярно оказываемся в списке аутсайдеров по реализации машин. И если раньше многие местные дилеры характеризовали продажи просто как «плохие», то первые четыре месяца 2015-го представители ряда орловских автосалонов назвали откровенно провальными.

– Ажиотажный спрос на новые машины был в декабре. Автомобили тогда покупали даже те, кто не планировал это делать в ближайшей перспективе. Склады пустовали, а мы подсчитывали выручку. Сегодня один-два проданных автомобиля в месяц для нас праздник, – в один голос сетуют местные дилеры.

Одной из причин падения авторынка орловские продавцы называют высокие цены. Стоимость машин росла в результате девальвации рубля. Свою роль сыграли и высокие банковские ставки по кредитам (порядка 23 процентов годовых), а также снижение покупательской способности.

Кстати, о кредитах. В первом квартале 2015 года банки выдали 50,3 тысячи кредитов на покупку новых автомобилей, это на 74,1 процента меньше уровня 2014 года. Сейчас только 35 процентов потенциальных покупателей намерены обратиться в банк за автокредитом. К такому выводу пришли аналитики ВЦИОМ, проведя опрос среди россиян. Для сравнения, в прошлом году количество потребителей, желавших купить новую машину в кредит, составляло 58 процентов.

Впрочем, размышляя над глобальными факторами сокращения спроса, орловские дилеры забывают озвучивать один немаловажный аспект, из-за которого наши земляки отдают предпочтение автосалонам наших соседей по ЦФО. Это зачастую негибкая ценовая политика местных продавцов. Так, мой знакомый вынужден был уехать за машиной в Курск из-за того, что в Орле ему отказались продавать автомобиль без фирменных ковриков за 4000 рублей и прочих недешевых атрибутов. А курский менеджер не только не настаивал на ненужных орловцу вещах, но еще и сделал скидку в 30 тысяч рублей. И такие ситуации, увы, нередки.

Это что касается первичного рынка. А какими достижениями может похвастаться «вторичка»?

Стабильная «вторичка»

– Рынок подержанных машин более стабилен: на нем тоже наблюдается падение, но оно гораздо меньше – порядка 22 процентов. Здесь продолжается оборот: продают свои подержанные машины и покупают новые на вторичном рынке. Понятно, что за январь-февраль вторичный рынок резко сократился, но сейчас будет происходить выравнивание цен. Рынок определит для себя более или менее адекватную цену на подержанные автомобили, – так прокомментировал ситуацию директор «Автостата» Сергей Целиков компании «Секрет фирмы».

О том, что ассортимент «вторички» сегодня привлекает потребителей куда больше, чем новинки, говорят и исследования ВЦИОМ. Свежий опрос показал, что по сравнению с предыдущим годом заметно выросла доля тех, кто планирует приобрести подержанную машину зарубежного производства (с 29 до 40 процентов), и, напротив, реже стали заявлять о желании купить новую иномарку (с 38 до 29 процентов). Подержанный отечественный автомобиль хотели бы взять 13 процентов россиян. Средняя декларируемая сумма покупки автомобиля за год снизилась на 29 процентов – с 13 097 долларов в 2014 году до 9254 долларов в нынешнем, приблизившись к значению 2006 года (9940 долларов).

Чтобы автоновинки могли побороться за место под солнцем с относительно дешевой «вторичкой», в апреле правительство РФ запустило программу льготного кредитования.

Надежда на госпрограмму

Согласно ее условиям, любой автомобиль 2015 года выпуска стоимостью до миллиона рублей можно приобрести по льготной кредитной ставке, так как государство компенсирует банкам 2/3 от ключевой ставки ЦБ. На реализацию программы из федерального бюджета в этом году выделено 1,5 миллиарда рублей, что позволит предоставить до 200 тысяч льготных кредитов.

Новая программа немного сдвинула авторынок с мертвой точки: за первый месяц реализации (с 1 апреля по 3 мая) продано 19 125 автомобилей в кредит по льготной ставке. В банки (а свое участие сегодня подтвердили 97 кредитных организаций) поступило 105 тысяч заявок от населения, из них одобрено 57 319. Средняя ставка с учетом предоставляемой скидки, как сообщает пресс-служба Минпромторга РФ, снизилась до 11,23 процента, размер скидки равен 8,33 процента.

Впрочем, аналитики не связывают светлое будущее российского авторынка с запуском программы льготного кредитования. И по-прежнему предрекают серьезное снижение продаж. Например, Сергей Целиков, директор «Автостата», видит три сценария развития.

Первый вариант – наиболее оптимистичный. В случае стабилизации политической обстановки, положительной динамики цен на нефть и прекращения дальнейшего снижения курса национальной валюты можно ожидать сокращения авторынка в пределах 30 процентов. При таком раскладе по итогам года в России может быть продано порядка 1,64 миллиона новых легковых автомобилей.

Второй, наиболее вероятный сценарий предусматривает сохранение политической напряженности вокруг России, продление действия санкций, волатильность на финансовых рынках, дальнейшее постепенное ухудшение экономических показателей и снижение реальной покупательской способности населения. В этом случае снижение авторынка в 2015 году может составить чуть более 40 процентов – до 1,35 миллиона автомобилей.

Эксперт также не исключает «шоковый» сценарий, когда продажи могут рухнуть до уровня чуть больше миллиона автомобилей. Тогда российский рынок потеряет все завоевания последнего десятилетия и откатится на показатели начала двухтысячных годов.

Впрочем, по какому бы пути мы не пошли, по словам Сергея Целикова, в любом случае в течение года продолжится увеличение цен на автомобили. За ближайшее полугодие стоит ожидать роста порядка 20–30 процентов. Поэтому потребители сейчас откладывают решение о покупке нового автомобиля до лучших времен.

Справка «ОВ»

Автоэксперты оценили уровень жизни россиян, опираясь на данные региональных автопарков. Согласно их выводам, мы живем хуже, чем наши соседи по ЦФО. Об этом говорит тот факт, что мы стараемся пересесть на бюджетные автомобили. Например, в то время как в Курске, Брянске, Белгороде внедорожники и кроссоверы отвоевывают значительную долю рынка, большая часть орловцев от содержания джипов отказывается.

Денис Цуканов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям