ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №19(1268) 20 июня 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Кривая линия прямых платежей

04.04.2018
Государственная Дума РФ наконец-то приняла закон о прямых договорах между собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) и поставщиками коммунальных ресурсов. Фактически появилась возможность исключить в МКД посредника в лице управляющей организации. Важный законопроект, касающийся внедрения прямых договоров между потребителем и поставщиком ресурсов, пройдя все правовые экспертизы, успешно прошел третье, окончательное чтение. Можно не сомневаться, что Совет Федерации его одобрит, а президент подпишет. Ведь именно по инициативе президента законопроект был разработан и внесен на рассмотрение Госдумы. Таким образом, управляющие компании (УК) будут исключены из цепочки коммунальных платежей. Но не сразу. И при соблюдении определенных условий.
Кто виноват?
Принудительно переводить владельцев жилья в многоквартирных домах на прямую оплату электроэнергии, воды, отопления и газа ресурсоснабжающим организациям никто не собирается. Для этого необходимо принять соответствующее решение на собрании собственников жилья. Так, управляющие компании перестают быть посредниками, а коммунальные монополисты получают право отказаться в одностороннем порядке от договора на снабжение коммунальными услугами и перейти на прямые договорные отношения в случае, когда у управляющих организаций есть задолженность более двух среднемесячных объемов. Законодатели и чиновники профильного министерства уверены, что таким образом повысится прозрачность и собираемость платежей за коммунальные услуги.
Новый закон, возможно, решит некоторые проблемы ЖКХ. Но не все и лишь отчасти. С момента принятия Жилищного кодекса то и дело слышно об УК, которые являются посредниками, собирают плату за коммунальные услуги, но не перечисляют деньги поставщикам ресурсов. Пустопорожним разговорам на эту тему больше десяти лет, а итог таков. По данным Росстата к настоящему времени долги за энергоресурсы в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляют почти полтора триллиона рублей. Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень убежден, что главное зло – в управляющих компаниях.
Поразительно, но нет более последовательных и жестких критиков сложившейся системы, чем те, кто ее создал. Разве не чиновники профильного министерства и законодатели выдумали и выпестовали систему, которая приводит в ярость миллионы наших сограждан? Разве не они законодательно утвердили нелепую концепцию исполнителя коммунальных услуг в лице управляющих организаций, в которой покупку газа, воды, тепла и электроэнергии превратили в смутную коммунальную услугу?
Давайте попробуем разобраться, как работает эта система до сих пор и в каких деталях заложено лукавство, которое способно породить для жителей проблемы и при прямых договорах. Будем надеяться, что это станет полезным для тех, кто решит перейти на новую систему отношений с ресурсниками.
Как это работает
В утвержденной законодательством концепции исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация поставляет управляющей компании коммунальный ресурс и предъявляет к оплате его стоимость. При этом исполнитель, оказывающий коммунальную услугу потребителю, несет ответственность за качество этой услуги, осуществляет учет объемов потребления, производит перерасчеты, для чего принимает от потребителей соответствующие документы, ведет претензионную работу с должниками – и несет соответствующие издержки. При этом тарифы на коммунальные услуги равны тарифам на соответствующие коммунальные ресурсы, то есть монополист получает доход в виде стоимости поставленного ресурса и не несет издержек, связанных с предоставлением коммунальных услуг.
Порок этой системы в том, что она, как и финансовая пирамида, не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно возникает неразрешимая проблема: исполнитель коммунальных услуг, то есть управляющая организация, не может в полном объеме оплатить полученный от РСО коммунальный ресурс.
Во-первых, как никогда остро стоит проблема неплатежей потребителей. Причина и в низком уровне доходов населения при высокой стоимости, и в «протестных» неплатежах, вызванных как низким качеством услуг, так и сформированным в первую очередь законодателями и чиновниками общественным мнением о повальной недобросовестности всех управляющих организаций.
Во-вторых, исполнитель полученные за коммунальные услуги денежные средства часто использует для своих нужд, компенсации собственных расходов, покрытия собственных издержек.
Для добросовестных участников рынка сложившаяся система правоотношений в сфере предоставления коммунальных услуг является тяжелым бременем. В среднем уровень собираемости платежей составляет не более 90 процентов, а зачастую и того меньше. Управляющая организация в любом случае вынуждена рассчитываться с ресурсоснабжающей полностью. Эти десять процентов стоимости коммунальных ресурсов погашаются за счет средств на содержание и текущий ремонт. Подрядчики же не будут разбираться, кто конкретно не заплатил нужную сумму, они хотят получать от УК оплату по счетам, которую она не может предоставить в полном объеме. Долг растет как снежный ком. Отсюда неубранные подъезды и дворы, протекающие крыши, дырявые трубы, скверно работающие лифты.
Откуда долги
Социально малозащищенные граждане – малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи – стараются оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя. А по статистике только 50 процентов жителей платят за коммуналку до десятого числа, как это установлено Жилищным кодексом. Остальные допускают просрочки. Некоторые жители оплачивают коммунальные услуги один раз в три-шесть месяцев.
Еще одним, пожалуй, самым крупным должником являются бюджетные организации. Управляющие компании за взысканием задолженности обращаются в суд. Однако это не всегда является действенной мерой, поскольку служба судебных приставов исполняет только порядка 40 процентов судебных приказов и удовлетворенных исковых требований. К тому же судебная тяжба может длиться весьма долго, а платить по счетам управляющей организации нужно сразу.
В тех случаях, когда УК имеет долги перед коммунальными предприятиями, монополисты часто обращаются в суд в качестве истца. Ответчиком становится управляющая компания, и по решению суда именно на нее налагается обязанность не только выплатить долги, но и погасить пени. Но так как управляющая компания не располагает никаким имуществом, она может осуществлять оплату долга только за счет того, что не выполняет все предусмотренные работы по надлежащему содержанию домов. Это всем хорошо известно, но до поры до времени тех, кто наделен правом принимать решения, вполне устраивало.
В настоящее время в арбитражном суде Орловской области рассматриваются несколько дел по взысканию с управляющих компаний долгов за коммунальные ресурсы. Самым крупным должником в этих процессах является муниципальная управляющая компания. Но поставщики ресурсов вовсе не стремятся возбуждать процедуру банкротства должников. Возникает вопрос: а почему? Да потому что в случае банкротства УК они получат дырку от бублика, а не деньги. Истцам выгоднее, чтобы долги оплатили, хоть и за счет невыполненных работ по ремонту, которые ведут к деградации жилого фонда. Поэтому они зачастую предпочитают действовать даже не через суд, а через госструктуры. Обращаются в прокуратуру, жилищную инспекцию, мэрию, а то и напрямую к губернатору, откуда идут грозные директивы срочно погасить задолженности. Все это мало сочетается и с законностью, и с принципами рыночной экономики, но в сложившихся отношениях власть, видимо, иного выхода не видит.
В чем подвох
Будет ли исключение управляющих организаций из цепочки платежей и переход на прямые договоры полностью способствовать решению существующей проблемы, большой вопрос. Где кроется подвох? А он, на наш взгляд, в том, что и при прежней системе, и в новой сохраняется принцип определения части ресурса по нормативам и по формулам. Ни законодатели, ни исполнительная власть никак не хотят отказаться от абсолютно нерыночного понятия: «общий объем коммунального ресурса», потребленного домом.
Если принять во внимание очевидное, что дом – это стены, крыша, коммуникации и помещения, которые ничего не потребляют, становится абсолютно нелогичным учет этого так называемого «общего объема», потребленного домом. Ресурсы покупают для своих нужд люди и юридические лица. Люди, чтобы в квартире были вода, тепло, электричество. Юридические лица, в данном случае управляющие организации, покупают электроэнергию, чтобы в подъезде были свет, вода, чтобы было чисто и так далее. Казалось бы, чего проще? Законодательно введите раздельный учет, пусть каждый платит за то, что потребляет, и дело с концом. А еще лучше, сделайте обязательным применение приборов учета, которые дистанционно передают показания и не позволяют устанавливать на них магниты и другие хитрые приспособления, искажающие данные.
Так нет, формулы и расчетные нормы остаются и при новых правилах. А значит, и возможность разбрасывать неплатежи на добросовестных плательщиков остается. Только теперь она появится у ресурсоснабжающих организаций. И те вряд ли упустят шанс поживиться.
Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям