Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда | Культурная среда

Козлик и Ко

06.09.2017
«Жил-был у бабушки серенький козлик…». Эта песенка – как строчка нашего генетического кода. Ее, только лишь заслышав, в любое время дня и ночи подхватит и детсадовец, и президент. Кажется, даже слова учить не надо – будто постигаем их с самого рождения. Но, вдумайтесь, как все-таки мало подробностей мы знаем про нелегкую, вероятно, полную переживаний и страстей, возможно, героическую, вполне может быть, жизнь серого козлика. Прочь оковы стереотипов, долой клеймо обыденности! Пора рассказать правду, какой бы она ни была… Звучит как трейлер к новому блокбастеру. В будущем это тоже не исключено. Но на сей раз анонсируется не разоблачительный остросюжетный триллер, а премьера Орловского театра кукол с милым сердцу «песенным названием». И поэтому далее обо всем исключительно серьезно.
 
Обыкновенное чудо
Умная мама объясняла дочке перед спектаклем: «У тебя есть куклы, ты любишь в них играть, а в этом театре куклы будут играть для тебя! Это же еще лучше!» Пожалуй, более гениально и просто не сказать. Незачем знать ребенку, какой большой и прекрасный труд предшествовал премьере, как создавались куклы, репетировали актеры. Зачем объяснять чудо?!
В основу спектакля режиссера-постановщика Олеси Черкашиной легло произведение новгородца Владимира Макина. Пожалуй, тот самый случай, когда ограничение «4+» – начальная точка бесконечности зрительского интереса. Олесе Васильевне больше нравится работать с планшетными куклами. Ведь это наполняет спектакль не только обаянием «плюшевых» персонажей, но и шармом живой игры артистов. Так что герои предстали во весь рост, а действо развернулось во всей красе.
Итак, главный герой в спектакле действительно живет – и речь здесь не только о виртуозном мастерстве актеров. Козлик мечтает – а что, если не мечта, делает нас живыми, дерзающими, преодолевающими, созидающими, парящими! Последнее слово очень даже в тему, ведь больше всего на свете Серенький хочет летать. И нетрудно догадаться, сколько ему придется падать, раз уж мыслит так высоко и амбициозно. В зрительном зале каждое падение отражается хохотом и немного жалостью. А в душе маленького зрителя непременно отразится нечто еще совсем неосязаемое, но жутко важное, с возрастом перерастающее в бесстрашие, решительность, верность себе, целеустремленность.
Для взрослых постановка полна серьезных и немного забавных аналогий. Тут и Островский промелькнул – самый лучший знаток «нелетающих людей», и Горький с его «безумством храбрых», и Чехов с «подводными течениями», и Пушкин с его «нашим всем». Словом, все разумное, доброе вечное. Спектакль вполне достоин и, главное, способен совершить самый первый сакральный обряд приобщения ребенка к ценностям без возраста, традициям без условностей и честной жизни без подлостей. Такие незамысловатые вроде бы истории открывают богатства души и культуры. С первого легкого погружения все начинается – большая литература, театр и судьба.
Выше солнца
«Жил-был у бабушки» – второй спектакль Олеси Черкашиной в Орле и, что примечательно, тоже крылатый. Первая постановка «Сказание об Орле» доверительно поведала маленькому зрителю легенду о рожденном летать городе и гордой птице. Значит, требует душа высоты, свободы, а еще – правды и красоты. Ведь Олеся Васильевна выступает и как художник. Ее сценический мир не эскиз, а объем, гармония, уют и сплошь любовь!
Поэтому и сожалеет немного постановщик, что сейчас в основном театр ходит в гости к зрителю. Конечно, выездные спектакли, так сказать, искусство в массы дошколят – это хорошо, но теряется атмосфера посещения театра, да и многие эффектные эффекты не могут существовать без профессиональной сцены... Вся загвоздка в организации доставки детей – нужно выполнить очень много пунктиков, а это сложно и затратно... Маленьких зрителей необходимо сопровождать, как президентов, обеспечивая их безопасность, что вполне разумно и необходимо. Вот только распоряжение есть, а возможности нет. Такие вопросы не за кулисами решаются, а в больших кабинетах…
Пусть тускнеет сказка «с доставкой», но она все равно остается сказкой. В постановке даже музыка (композитор ростовчанка Елена Кривенко) имеет свои краски и глубину. Песни – просто маленький самостоятельный спектакль орловского поэта Натальи Захаровой. Какая чудесная вышла колыбельная про «летучие сны» – замечтаешься!
Если посмотреть по географии создателей спектакля, проект получается межрегиональный. Есть в этом какой-то тайный знак единства добрых идей и людей.
Друзья-товарищи
На сцене все взаправду. День сменяет ночь, добродушие соседствует с хитростью, душа уходит в пятки от страха, и как воздух необходима дружба. Отчасти узнаешь самого себя в очаровательных кукольных героях – причем не всегда с лучшей стороны. Ну, кто ни капризничал перед утренней побудкой, словно Хрюня… Кто не хвастал, если хоть чуточку представлялась такая возможность, точно Зайка… Кто не важничал с видом хозяина, как Барбос…
Артисты Раиса Овсянникова, Зоя Серова, Алексей Фомин, Светлана Комарова, Сергей Фроликов сделали своих героев очень харизматичными, задорными и какими-то близкими сердцу, что ли. Сразу понимаешь, что такое зрительская любовь с первого взгляда.
Спектакль интересен еще и тем, что задаются в нем самые типичные, но порой ставящие в тупик любого мудреца детские вопросы: «Зачем?» Оказывается, многие расхожие ответы не совсем в общем-то правильные. Так вышло, привыкли, что цепь нам нужна, чтобы уважали…А уж когда речь идет о «предназначении», всерьез задумываешься, насколько «детский» это спектакль.
Многие герои не прочь провести и деликатно использовать в своих интересах «чистейшей души козла». Даже друзья иногда так поступают. Пожалуй, это и есть самое большое «зло», ведь Волк в спектакле – вегетарианец, Бабушка, очевидно, приверженец японской системы воспитания, когда детей до пяти лет особо и не воспитывают. А так, подстрекательство и ма-а-аленькую вредность можно простить очаровательной Хрюне, политику невмешательства – деловитому Барбосу.
Зрителю самому предложено решить, что хорошо, что плохо, находится ли оправдание трусости, и все-таки можно ли, если очень хочется.
Как трудно главному герою, когда «все вокруг утверждают, что козлята не летают». Но это детский спектакль, а ребенку интрига скучна и непонятна, да и ждать он не любит. Поэтому раскрываю тайну – полет все-таки состоится. Однако не инженерные приспособления помогут взмыть в небо, а вера в себя, преданность мечте. Получается, самые лучшие аэродинамические свойства у доброго сердца, в то время как наука может подвести!
Этот спектакль – зерно истины среди выхолощенных плевел бесконечных детских телешоу, где нужно быть лучше, звонче, круче, голосистее и тому подобное. Дуэт иногда звучит трогательнее, чем соло. Не стоит стремиться летать дальше всех – иначе не останется времени быть собой, но свою высоту взять нужно.
Завершает постановку вне контекста даже вполне хлесткое: «Главное не вырасти козлом!». Ну, что тут добавить?!
Ольга Сударикова, фото предоставлено театром кукол

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям