Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Константин Калачев: «Нет универсальных людей – есть универсальные команды!»

09.11.2012

О качествах, необходимых современному избирательному технологу, специфике ведения выборных кампаний в России и о том, как пиарщику не наделать ошибок в самом начале карьеры, в интервью корреспонденту «ОВ» рассказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По версии «Общей газеты», с 2009 года он входит в двадцатку лучших политтехнологов России.

«Не надо считать себя социальными демиургами»

– Константин Эдуардович, ваш опыт работы с социально-политическими проектами простирается далеко за пределы 2000-х годов. Известно, что в начале 90-х вы были инициатором создания нашумевшей тогда Партии любителей пива. Что дал вам этот опыт?

– Уточню. В 1993 году я был кандидатом в Госдуму по спискам Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая и членом Координационного совета объединения «Предприниматели за новую Россию» Константина Затулина. Так что все было очень системно и серьезно. Партия любителей пива появилась несколько позже, когда по независящим от меня причинам я не попал в Госдуму.

Идея о создании этой общественно-политической структуры пришла ко мне довольно спонтанно, когда мы с товарищем по учебе и службе в армии за пивом обсуждали наш первый неудачный политический опыт. Он к тому времени тоже успел побаллотироваться, но в Московский городской Совет (ныне Мосгордума). Не буду долго рассказывать о том, как создавалась партия, но опыт ее регистрации, участия в выборах в Госдуму в 1995 году, ведения полноценной, пусть и очень малобюджетной кампании, в конце концов, опыт лидера федерального партийного списка – это бесценная школа.

– Если говорить о неудачах. Какие самые серьезные просчеты вы допускали при участии в тех или иных избирательных кампаниях или их ведении? И какие «вредные» советы теперь можете дать новичкам?

– Самые типичные ошибки всех начинающих кандидатов – это переоценка себя и своей привлекательности, попытки самостоятельного управления своими выборами. Это если говорить о своих двух кампаниях в качестве кандидата. Как политтехнолог поначалу был излишне самонадеян. Верил в чудеса, в то, что своими силами в ограниченные сроки и с минимальными ресурсами можно избрать самого непроходного кандидата. Недооценивал социологию вообще и качественные исследования (фокус-группы) в частности. Был уверен, что, как и в рекламе, можно создать спрос и предложение, даже если их нет в данный конкретный момент. А самый «вредный» совет – это почувствовать себя социальным демиургом. Надо понимать, что выигрывают партии и кандидаты. Мы им только помогаем.

«Избирательные кампании убивает вера во всесилие админресурса»

– Что поменялось в технологиях и приемах ведения предвыборной борьбы с начала вашей карьеры?

– Наиболее существенный момент – это изменение отношения общества и экспертов к интернет-контенту. Еще десять лет назад лучшей реакцией на наезды в Интернете был игнор. Теперь интернет-технологии занимают действительно важное место в инструментарии политтехнолога. И роль их будет только возрастать. Другое дело, что этим инструментом надо уметь пользоваться, а это не у всех получается. Зачастую мы сталкиваемся просто с модными фишками или фетишем, которые мало соотносятся с реалиями конкретной территории, конкретной кампании.

Вместе с тем, говоря об интернет-технологиях, нужно признать и то, что пока в нашей стране на выборах это лишь вспомогательный инструмент, а не основной.

– Какими качествами следует обладать современному избирательному технологу?

– Это, прежде всего, самокритичность, адекватность, здравый смысл, понимание людей, опыт, труд, талант, в конце концов. Важно понимать, что в этой сфере нет универсальных людей – есть универсальные команды.

– Почему в предвыборных кампаниях последнего времени так редко используются новые технологии продвижения, например, такие как вирусный маркетинг?– Консервативный подход к выборам – это одна из проблем в нашей стране. Вторая проблема – это вера во всесилие административного ресурса. Третья – недостаточная квалификация людей, называющих себя политтехнологами.

– С какими наиболее вопиющими нарушениями вы сталкивались во время избирательных кампаний?

– Об этом я, пожалуй, умолчу. Одно могу сказать: запрос на честные выборы будет расти год от года. Это надо понимать всем.

– Что бы вы посоветовали начинающим политикам? Какие порекомендуете тренинги, книги?

– Участие в выборах на любых ролях – лучшая школа для начинающего политика. Пара-тройка психологических тестов для понимания своих внутренних проблем будет не лишней. Взгляд на себя со стороны очень важен. Тренинги – вещь хорошая, но качество их очень разнится. Поэтому лучше исходить из принципа «помоги себе сам». Очень хорошо попробовать себя на радио или телевидении в качестве ведущего, но, если это нереально, хотя бы в качестве эксперта или участника программы. Чтение лекций – тоже отличная практика. Что же касается методических пособий, всем советую прочитать книгу «Политические технологии» Сучкова и Малкина.

«Важнее всего коэффициент трудового участия»

– Какие избирательные кампании вы можете записать в свой актив, какие из них запомнились больше всего?

– Памятных кампаний было много, но наиболее удачными я считаю не те, что можно назвать масштабными, где побеждали, навалившись всем миром, а те, в которых я могу определить свою роль, свой коэффициент трудового участия. Поэтому скромные выборы городской думы Димитровграда, где в штабе нас было двое приезжих плюс трое или четверо местных, мне вспоминать интереснее, чем участие в так называемых «колхозах». Поэтому мне интересно говорить о выборах мэра Волгограда, где все начиналось даже не с нуля, а с жирного минуса. Выборы мэров Петрозаводска и Орла тоже запомнились – и туда, и сюда я попадал уже в ситуации форс-мажора.

– А чем конкретно запомнились выборы мэра Орла в 2010 году?

– Тем, что одни пахали, а другие надували щеки...

– Константин Эдуардович, понятно, что у вас не так много свободного времени. Чем увлекаетесь помимо работы?

– Все мое свободное время занимает семья. А увлечение у меня самое простое – путешествия. Объехав всю страну, я достаточно поздно взялся за поездки по миру. Из всех направлений мне ближе и интереснее всего Юго-Восточная Азия. Сейчас мечтаю добраться до Латинской Америки.

 Андрей Николаев

Биография

Константин Калачев – политолог, политический консультант, руководитель «Политической экспертной группы», автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ».

Родился:

18 мая 1964 года в городе Находка.

 

Учеба, работа

и общественно-политическая

деятельность:

После окончания исторического факультета Московского государственного педагогического института им. Ленина и службы в армии работал учителем. Позже стал сотрудником Института политических исследований. Участвовал в работе общественного объединения сторонников снижения налогов.

В начале 1993-го создал Партию любителей пива. В том же году после избрания мэром Волгограда Евгения Ищенко стал его заместителем. Работал в Липецкой области. Был председателем редакционного совета журнала «Политические технологии». Затем возглавлял отдел в ЦИК партии «Единая Россия».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям