Орелстрой
Свежий номер №28(1232) 17 августа 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Коммунальное ярмо

20.02.2017
Государственная Дума на прошлой неделе продлила процесс приватизации жилья до бесконечности. В Орле процентов 80 квартир – собственность граждан. Благо это или тяжкое ярмо – быть собственником квартиры? Дельного ответа, пожалуй, не даст никто. Каждый решает сам.
 
Порочная практика
Часто слышится, что Министерство строительства и ЖКХ умышленно принимает решения в чьих-то интересах, чтобы кто-то смог нажиться за счет граждан. Может быть, и есть в этих суждениях доля правды. Уши лоббистов выглядывают из многих постановлений правительства и законов. Особенно из тех, что относятся к взаимоотношениям с коммунальными монополистами. Но главное, мне кажется, в другом. Решения вырабатывают и принимают люди, слабо представляющие, чем, собственно, на самом деле является отрасль и какие проблемы надо бы решать в первую очередь. И, что не менее существенно, какова платежеспособность наших граждан, каков уровень их доходов. Согласитесь, при зарплате в полмиллиона рублей в месяц как-то трудно представить себе, что лишняя сотня за коммуналку – серьезный удар по бюджету. Но, к примеру, в Орле триста тысяч жителей. И каждый третий из них – пенсионер. Какие у нас пенсии, вы знаете не хуже меня.
Будем объективны. Далеко не все новшества последнего времени заслуживают резкой критики и отрицания. Напротив, кое-что удалось улучшить. Но серьезный порок заложен в самой позиции, которую неоднократно публично озвучивали и министр Александр Мень, и его заместитель Андрей Чибис. Вот их посыл: в ЖКХ сплошь и рядом жулики. Послушаешь, в отрасли всего-то честных – они сами и те, кто работает в их министерстве. Они и уверяют: мы железной рукой заставим управляющие компании работать, разработаем еще более жесткие стандарты, усилим контроль, упростим порядок привлечения к ответственности, будем беспощадно штрафовать, лишать лицензии. Таким макаром наведем порядок. Не создадим условия, не выработаем правила, чтобы добросовестно работать было выгодно, не мотивацию к добросовестному труду создадим – заставим работать?!
Хотелось бы посмотреть, как это идеолог последних новшеств в законодательстве Чибис заставит работать с утра до вечера дворника, которому платят хорошо если десять тысяч рублей. Откройте газету, где приглашают на работу. Требуется дворник – объявлений сколько угодно. За восемь-десять тысяч. Ищу работу дворника – таких объявлений нет. Это Чибис и мы с вами хотим, чтобы за десять тысяч дворник вставал чуть свет, до вечера чистил двор от снега и убирал за нами там, где мы свинячим. А он не хочет. Он пенсионер и пошел в дворники, чтобы подработать к мизерной пенсии. Надавите чуть-чуть на него. Он плюнет и завтра на работу не выйдет. Так же и уборщица, и сантехник, а кровельщиков и плотников – тех совсем нет. Давить не на кого. И мы ведь не хотим, чтобы наши дети, внуки или мы сами стали сантехниками, электриками, дворниками или уборщицами. Мы в контору хотим, за стол с компьютером. Менеджерами, управленцами, экономистами и юристами. Не хотим сами – надо нанимать других. А здесь две стороны. Здесь не только наши «хотелки», но и согласие той, другой стороны, которая берется их удовлетворять.
Проблемы без решений
Я не склонен к тому, чтобы констатировать только негативные факты и обвинять кого-то в том, что этот кто-то не хочет, чтобы дела пошли на лад. Нужны конкретные предложения, конкретные действия. Они есть. Одни из них проработаны, над другими работаем. Но, согласитесь, чтобы лечить болезнь, надо для начала поставить правильный диагноз. И уж потом, на основе верного диагноза, назначать лечение.
Проблемы в ЖКХ достигли своей критической точки. Это вряд ли кто сможет аргументированно опровергнуть. Вы, думаю, тоже разделяете эту точку зрения. Ветхое жилье с туалетом и помойкой на улице, которое в сути своей является непригодным для жизни, аварийные дома, постоянный рост тарифов, общий износ инженерных сетей – это не причины скверного состояния отрасли. Они – следствие глубинных процессов. А в основе этих процессов крайне низкая, недопустимо низкая производительность персонала обслуживающих организаций. Практически полное отсутствие механизации, современных приборов, оборудования и инструментов. Даже в Греции, которая на грани банкротства, и там двор и тротуары убирает маленький тракторок, а не дворник с допотопной березовой метлой. Требования к качеству обслуживания и объемам работы мало сочетаются с тем, сколько все это стоит.
Давайте посмотрим, как правительство и Государственная Дума при поддержке власти на местах пытаются решать все эти проблемы. Возьмем некоторые изменения, которые внесены в действующее законодательство. Широко разрекламированный стандарт раскрытия информации управляющими компаниями, который министерство преподносит как крупное достижение ведомства. Вам что, стало ясно, как формируются тарифы? Вы теперь знаете, какие расходы обоснованно включены в тариф на электроэнергию, а какие нет? На газ? На тепло? На воду? Это же 80, а то и 85 процентов наших расходов на содержание квартиры. Но говорят-то не о них. Обсуждают тарифы управляющих компаний, создавая из них образ врага. В обществе формируют представление, что УК ничего не делают, а только грабят народ. То есть наше внимание переключили на выяснение, куда деваются 15 процентов от нашей платы за квартиру. Кстати сказать, размер платы за содержание и текущий ремонт в Орле не меняется три года. Вы стали понимать, что тарифы экономически обоснованные? Вам теперь легче стало? Дворник лучше метет двор, в вашем подъезде стало чище? Безобразные помойки исчезли из наших дворов?
Приглашение к диалогу
Цель любого нормативного акта – урегулирование процессов в обществе, устранение возникающих проблем. И если в системе отношений проявляется какой-то недостаток, то в первую очередь следует проанализировать ситуацию и выявить причины появления этого недостатка. У нас все делается с точностью до наоборот. Вместо того чтобы проанализировать спорные ситуации и создать эффективные механизмы взаимодействия между участниками системы, принимаемые законодательные и нормативные акты инициируют еще более сложные процессы, в результате которых конфликт разрастается и участники этих отношений не могут договориться даже через суд.
Простейший пример. Правила предоставления коммунальных услуг – книжка в сто с лишним страниц! Два десятка страниц формул с греческими и римскими буквами. И чуть ли не каждый абзац начинается со слов: «в случае», «если». А всего-то требуется купить по твердой цене товар – киловатты электроэнергии, литры воды, гигакалории тепла. Все это точно измеряется счетчиками. Какие здесь могут быть формулы?
В основе ЖКХ все же лежит экономика. Управляющие компании отказываются обслуживать дома, которые экономически невыгодны. Триста домов или около этого, с жителями которых управляющие компании отказались заключать договоры, это только начало очень неприятного процесса. Количество таких домов будет расти. Все это будет приводить к дальнейшему разрушению и без того не идеального жилого фонда. Как мы сами можем повлиять на ситуацию, добиться ее улучшения? Включайтесь в обсуждение. Присылайте в редакцию ваши соображения и предложения. Вместе мы найдем выход.
 Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям