Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Категория 450+

01.06.2016

450 лет, которые уже совсем скоро отметит наш Орел, – дата эпическая и фантастическая. Эти четыре с половиной столетия, стоящие за городом и его жителями, не каменная стена истории, а сплетение судеб, событий, надежд. Взрослому трудно представить себе громаду былого. Что уж говорить о детях. Но ведь праздник общий – и тех «кому за…», и тех, кто относится к категории 0+. Поэтому весенняя премьера Орловского театра кукол «Сказание об Орле» заслуживает самого обстоятельного внимания.

Не кукольный театр

Если кто-то забыл, давно распрощавшись с детством, или не знает, еще не обзаведясь собственным чадом: спектакли Орловского театра кукол всегда очень яркие, милые, забавные и по-своему серьезные. Они, как и полагается, учат: зло – плохо, а добро всегда побеждает.

Но при этом в постановках нет банальности и полно юмора.

Перед режиссером Олесей Черкашиной стояла непростая задача – угодить маленькому, но уже искушенному и избалованному хорошими спектаклями орловскому зрителю, а при этом еще и сделать интересными, поучительными, познавательными уроки «давно минувших дней». Пьеса Натальи Захаровой, легшая в основу современной театральной былины, очень лирична и «литературна»: глубокая мысль, хороший слог, доступные образы. Яркие идеи и режиссерские находки сделали предложенный материал динамичным, постановочным.

На сцене одновременно пересекаются как бы несколько измерений, пронзающих пласты столетий. Утверждено своеобразное правило перспективы. Герои дня сегодняшнего, близкие и видимые с совсем небольшого временного расстояния, отличаются огромными симпатичными масками. Их предки, отделенные веками и воскрешенные сказительницей, более привычны для театра кукол. «Преданья старины глубокой» и вовсе лишь просвечивают силуэтами теней.

Вслушиваясь в историю семьи Орловых и древнего города, зритель понимает, откуда есть пошла земля Орловская, с чего начинается любовь к Родине, к своим корням. Бабушка рассказывает внуку о его прапрадеде. И модный планшет сразу становится неинтересен. Бывает же такое!

Орлята учатся летать

Переход от фамильного древа Орловых к легендарному орловскому дубу очень гармоничен. Тут не надо слов и объяснений, сердцем понимаешь, насколько мы взаимосвязаны. Ради этой живой нити целые поколения способны на любые подвиги – кто на что горазд: умыться за пять минут, дать отпор неприятелю в жестокой схватке, согреть теплом своей души осиротевшую птицу.

Спектакль выносит на суд зрителя знакомую, но все же творчески модифицированную легенду об основании Орла, связанную с судьбами двух детей – Маруси и Вани, овеянную крылами гордой птицы. Но, главное, он напоминает, что каждый из нас способен разуметь по-орлиному, что женщина – это мудрость и любовь, мужчина – сила и опора, сколько бы им ни было лет.

Очень здорово наблюдать за куклами-актерами и реальными артистами, которые смеются и плачут, спорят, разгорячившись, обижаются, любят, верят...

«История-то наша из жизни, а в жизни все непросто: в ней радость и беда, свет и тень рука об руку идут, друг в друга обращаются».

Сколько эмоций в монологе Маруси, пронизанном тоской плача Ярославны, вдовьими слезами и дочерними страданиями. Сколько нежности и силы в языческой по сакральности и христианской по просветленности молитве Матери – Сырой Земле…

Как трогателен первый шаг в небо, совершенный птенцом, как величественна и печальна его судьба.

Всякое бывает: горечь потерь и дыма, забавный пушок еще не оперившегося орленка, холод топора, огонь стрелы, радость открытий. Драматург и режиссер не скрывают от маленьких зрителей всех оттенков, из которых соткана жизнь.

Есть в спектакле и такое, от чего невольно улыбнешься: ох и непросты же мы, орловцы! Ни меча не боимся, ни острого слова. Все сдюжим. И в силе, и в хитрости не сыскать равных. Не случайно Иван Грозный в постановке хоть и грозным был, да все равно лишь гостем на Орловской земле. Знай наших!

Заветными тропами

Материал подан настолько трепетно, что сразу понимаешь: автор самой орловской детской пьесы Наталья Захарова, композиторы Андрей и Полина Ковыршины – коренные орловцы. В спектакле и места наши родимые, «первопрестольные» представлены: слияние Оки и Орлика, легендарный дуб-великан.

Олеся Черкашина, которая ныне служит завлитом Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева, тоже еще как прочно связана с городом. Здесь делала свои первые самостоятельные творческие шаги после училища. Над созданием детских спектаклей, кстати сказать, ей доводилось трудиться и как художнику, и как постановщику.

Олеся Васильевна признается, над «Сказанием об Орле» шла очень кропотливая работа. Ведь спектакль должен был стать (и стал) гимном нашему городу, исполненным для детей.

Режиссерский опыт Черкашиной на этой орловской сцене привнес немало нового в кипучую жизнь театра кукол. Во-первых, актерам, обычно творящим свое живительное волшебство за ширмой, довелось предстать перед зрителями во всей красе мастерства и костюма, сыграть «живым планом»: в постановке задействованы планшетные куклы, которые умеют сами «ходить» по сцене.

Существует такая легенда: если при рождении Бог поцелует младенца в уста, из него вырастет прекрасный оратор, если в руки – скульптор, если в лоб – великий мыслитель. Будущих «кукольников» Всевышний очень щедро расцеловывает. Кто же еще смог бы былину сделать современной, а сказку – реальной?!

В спектакле заняты заслуженная артистка РФ Галина Самойлова, а также Татьяна Легкобит, Зоя Серова, Светлана Комарова, Раиса Овсянникова, Владимир Козлов, Михаил Коновалов, Сергей Фроликов.

Щедра на удивления и сценография Галины Шеховой: компактный вселенский кубик Рубика, перемещающийся во времени и пространстве. Главное, куда бы взгляд героев и зрителей не устремился, перед ними открывается очень уютный и родной мир.

Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям

Как бы пафосно это не звучало, «Сказание об Орле» учит, что такое настоящий патриотизм, как крепка связь поколений. Вот только взрослые должны хоть немного, но подготовить ребят к этому зрелищу, может, рассказать о прабабушках и прадедушках, обратить внимание, насколько красив и самобытен наш город. Уж точно следует запастись ответами на вопросы, которые непременно последуют после просмотра.

Театр кукол – это ведь тоже история Орла. Он был основан в непростом 1943 году. Люди, измученные тяготами войны, с надеждой смотрели в будущее, всеми силами старались наполнить радостью жизнь окружающих. Когда город был фактически в руинах, когда голод и страх грозили стать основной мотивирующей силой, актриса Александра Воскресенская решила организовать что-то наподобие театральной студии… Так все и началось.

Новый спектакль открывается песней об орлике, мечтающем скорее вырасти, «чтоб летать дозором над страной своей». Мотив очень символичен для маленьких зрителей.

Наш 450-летний город, по сути, тоже только на старте пути.

И взор остер, и крылья крепки, и сердце его горячо!

В постановке сама Мать-Земля помогала орленку. Знаете, нас тоже кто-то незримо оберегает, ведь все мы дети родного города, большой страны.

Орел, с днем рождения! Все только начинается!

Ольга Сударикова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям