ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №14(1263) 25 апреля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Картины Дышленко живут, восхищают и радуют

27.12.2017

Орловцы могут гордиться творческим наследием больших художников – на нашей земле зародился талант передвижника Г.Г. Мясоедова, скульптора П.И. Орловского, здесь жили и творили известные художники ХХ века, работает и ныне целая плеяда замечательных мастеров кисти. Их произведения хранятся в музейных фондах, экспонируются на выставках. Есть в нашем городе и еще одна достопримечательность – это две мемориальные мастерские орловских художников. На улице 7-го Ноября в доме №9 вот уже более 20 лет действует мемориальная мастерская художника Георгия Васильевича Дышленко. В декабре 2015 года в Орловском музее изобразительных искусств прошла юбилейная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения мастера. Мы решили познакомиться с музеем-мастерской вместе со слушателями краеведческого лектория общества «Знание».

Вместо предисловия

Георгий Васильевич Дышленко (1915–1994) родился в селе Ирмино Луганской области. После окончания Харьковского художественного училища поступил в Харьковский государственный художественный институт и сразу был призван в ряды Красной Армии. С 1941 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях за Смоленск, защищал Москву, воевал в Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, принимал участие в освобождении Орла, куда и вернулся после окончания войны.

В Орле создает семью, работает в товариществе художников. В 1950 году принят в Союз художников РСФСР. С 1948-го по 1954 год вновь учится в Харьковском художественном институте, занимаясь в мастерской известного советского баталиста, профессора П.Н. Котова. В 1955 году участвует в республиканской выставке в Москве. В 1958–1960 годах в соавторстве с художниками А.И. и Л.И. Курнаковыми создает диораму «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года». Пишет циклы картин, посвященных освобождению Орла. Участвует в республиканской выставке краев и областей РСФСР, зональных и областных выставках. В 60–70-е годы разрабатывает тему хлеба. Совершает с группой орловских художников творческие поездки в Белоруссию и в Болгарию, пишет тематические картины, пейзажи и натюрморты. В 80-е годы создает цикл картин, воссоздающих историческое прошлое Орла.

Более 20 лет своей жизни посвящает общественной и педагогической деятельности, преподавая живопись на ХГФ ОГПИ, из них пять лет был деканом ХГФ. Неоднократно избирался председателем Орловского отделения СХ России. Произведения Г.В. Дышленко хранятся в государственном музее И.С. Тургенева, Орловском областном краеведческом музее, Орловском музее изобразительных искусств, находятся в музеях и частных собраниях Орла, Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, а также городах Германии, Болгарии, Франции, Финляндии и США.

Незабываемый учитель

Георгия Васильевича Дышленко я помню со студенческих лет. Он преподавал живопись на старших курсах и был деканом художественно-графического факультета. Мы видели его почти каждый день: представительный, с красивым волевым лицом, энергичный, строгий и одновременно мягкий и всегда доброжелательный. Он имел огромный профессиональный и человеческий авторитет в среде художников как старшего, так и младшего поколений. Заботился о развитии факультета, добивался организации выездных пленэров, экскурсий в столичные музеи искусств, вникал во все вопросы студенческой жизни.

В начале 70-х он был уже известным мастером и находился в центре художественной жизни страны. Но тогда мы мало представляли масштаб его творчества. Чтобы узнать побольше об этом замечательном человеке, обратилась к источникам. Оказывается, их до обидного мало, современного иллюстрированного альбома-монографии нет, есть короткие биографические справки, несколько стареньких буклетов с черно-белыми фотографиями да небольшой каталог выставки 1990 года. Некоторое представление о картинах художника можно получить в Интернете.

На высоком берегу Орлика, внутри квартала жилых домов тихо и спокойно. Старые липы роняют последнюю листву, осенняя природа как бы подчеркивает уединенность творческой лаборатории. На здании мраморная доска с барельефным портретом: «Здесь с 1971-го по 1994 год работал известный художник, член СХ России Дышленко Георгий Васильевич, участник освобождения г. Орла». Рядом находится еще ряд мастерских, где трудились в разное время художники: Курнаков, Силаев, Калмахелидзе, Былинко, Шураев, Бородин, Гетман, Андросов, Никифоров. Нас приветливо встречает заведующий мемориальным музеем-мастерской Виктор Георгиевич Дышленко, сын художника. Он не только хранитель музея, а также экскурсовод, ведущий фотолетопись жизни мастерской, автор высококачественных цифровых копий картин. Виктор Георгиевич имеет свой сайт в Интернете, дающий возможность познакомиться с творческим наследием его отца.

В мемориальной мастерской

Прямо с порога попадаешь в творческий мир художника и ощущаешь его незримое присутствие. Просторная, светлая комната от пола до потолка увешана картинами. Здесь мольберт, этюдник, палитра и кисти мастера, его книги, любимые вещи, обстановка мастерской напоминает гостеприимный дом. На стенах портреты, натюрморты, пейзажи с видами городов и уголков природы, известная жанровая картина «На Орловско-Курском направлении. Раздумье» из цикла «Великая Отечественная война».

С полотен смотрят красивые женские лица, яркими и нежными оттенками завораживают цветы, но в большинстве своем на холстах изображены деревья и небо. Пейзажи Дышленко – словно распахнутое окно в природу, в них воздух, шелест листвы, даже голоса птиц. Поражает и восхищает богатейшая красочная палитра мастера-колориста, создателя необыкновенно точных и звучных тонов. Георгий Васильевич считал, что для пейзажиста очень важно передать настроение, состояние природы. Он был большим мастером как городского пейзажа, так и лирического природного пейзажа-настроения.

Из рассказа Виктора Георгиевича мы многое узнали о жизни и творчестве художника. Гвардии старший сержант Дышленко на фронте был фоторазведчиком 6-го гвардейского артиллерийского дивизиона. Перед началом Орловско-Курской битвы с риском для жизни летал на самолете По-2 и снимал местность, чтобы нанести на карту огневые точки противника. За проявленный героизм награжден орденом Красной Звезды. Героическая история Красной Армии отражена на полотнах мастера.

С середины 50-х годов Г.В. Дышленко вместе с молодыми художниками, пришедшими с войны, составил творческое ядро Орловского Союза художников. Через все творчество мастера проходят две темы, постоянно обогащающие друг друга, – это тема войны и мира. Работая над каждой из них десятилетиями, он создал циклы картин: «Великая Отечественная война», «Хлеб», «По тургеневским местам», серии картин, посвященных Болгарии, триптих «Память», цикл пейзажей, связанных с 400-летней историей Орла… Один из лучших городских пейзажей «Окраина. Голуби» был написан в 1957 году. В 1974-м на 4-й зональной выставке, проходившей в Орле, зрители увидели знаменитый натюрморт Г.В. Дышленко «Орловский хлеб».

Жизнь по законам искусства

Георгий Васильевич очень любил семью, был бесконечно отзывчивым, мягким и деликатным, никогда не переоценивал себя, был взыскателен к себе, считал, что не все удалось сделать. Главным делом своей жизни он считал искусство и сам жил по законам большого искусства, успевая творить живописные полотна и добиваясь в них максимальной выразительности. Он стремился донести до людей красоту окружающего мира и высокое предназначение человека. А еще он любил цветы, сам доставал рассаду, сажал розы, астры, пионы, флоксы, чтобы потом переносить их красоту на холсты…

По инициативе Союза художников России, коллег и друзей после смерти Г.В. Дышленко администрацией Орла мастерской художника придан статус музея. В 1995 году было принято решение горсовета: о мемориальной доске на здании, где расположен  музей-мастерская, о присвоении имени Георгия Дышленко одной из улиц в Северном районе г. Орла и об издании иллюстрированного альбома-монографии. Первые два пункта этого постановления исполнены. О третьем сейчас никто не вспоминает.

Все представители культуры нашего города: художники, музейные работники – ратуют за такое издание. Картины Дышленко должны видеть студенты художественных вузов, люди, интересующиеся искусством, да и все мы, ведь произведения искусства, созданные нашим земляком, замечательным художником Георгием Дышленко, – наше общее наследие.

Наталья Петрованова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям