Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Жилье мое

Капитальное непонимание

13.04.2015

По данным НП «ЖКХ контроль» – центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в первом квартале 2015 года проблемы капремонта вышли на второе место «по популярности» среди вопросов, тревожащих россиян. На первом, как обычно, собственно вопросы начисления платы за ЖКУ. Платить или не платить? Этот вопрос задают себе многие, получив новые жировки. И многие все-таки платят. Квитанция, как никак. Но есть и те, кто уверен: новая система капремонта многоквартирных домов – от лукавого. Кто прав, кто виноват – непонятно. Но уже очевидно: программа капремонта в ее нынешнем виде далека от идеала и требует скорейшего пересмотра.

Далее – везде

В конце марта на круглом столе «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ» заместитель генерального директора госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ Сергей Сучков напомнил о том, какие изменения произошли в нашей жизни с тех пор, как ЖКХ начали переводить на новые рельсы.

– С 2008 года на проведение капитального ремонта многоквартирных домов из средств Фонда ЖКХ и региональных бюджетов было направлено свыше 315 млрд рублей, – рассказал Сучков. – На эти средства были проведены работы в 142 тысячах многоквартирных домов. В конце 2012 года были приняты изменения в законодательстве, направленные на создание региональных систем капитального ремонта.

Основная суть этого новшества в том, что отныне владельцы квартир (и только они) должны оплачивать ремонт своих домов. Ни пять, ни 30 процентов, а все 100. Справедливо? Большая часть россиян уверена: нет!

Свежие сводки с фронта «капитального противостояния». 28 марта в далекой от нас Удмуртии прошел народный митинг «Капремонт общего имущества: платить или нет?». Митингующие призывали к введению моратория на закон о капремонте и к изменениям условий программы. На имя главы республики ушла петиция с требованиями прекратить навязывать заключение договоров с регоператором без проведения этапа согласования его условий; не включать в программу капремонта аварийные дома и новостройки; подходить к каждому МКД индивидуально, а при определении размеров взноса за капремонт обязать представлять собственникам обоснованный расчет.

Депутат заксобрания Иркутской области Ольга Носенко объявила о процессе сбора подписей за отмену регионального закона о капремонте.

– Никто не против капремонта. Но с таким законом будет очень сложно качественно и необманным путем его провести, – уверена депутат. – Тем более, нарушен ФЗ «О приватизации» (согласно которому все дома на момент передачи квартир новым собственникам МКД должны были капитально отремонтировать за счет предыдущего балансодержателя. – Прим. ред.), есть противоречия с Жилищным кодексом, а также с Конституцией.

«Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» предупреждает жителей региона о новом виде мошенничества: злоумышленники предлагают гражданам за деньги составить заявление об отказе от взносов на капитальный ремонт. В Мурманской области регоператор жалуется на низкую, порядка 60 процентов, собираемость платежей.

А что у нас?

В Орловской области собираемость средств на счетах регионального оператора порядка 60–70 процентов. И даже те, кто привык исправно оплачивать все квитанции, не уверены, что при нынешнем раскладе эти деньги пойдут впрок.

– В 2008 году наш дом был капитально отремонтирован, собирали пять процентов от общей суммы, с нашей квартиры вышло около трех тысяч, – рассказывает Елена Ж., жительница дома №31 по улице Раздольной. – Мой муж входил в комиссию по приемке, когда увидел, как именно сделали коммуникации в подвале, подписывать акт отказался. Правда, после этого его каким-то образом из комиссии исключили, дом в итоге приняли, а вода в подвале так и стоит... А теперь снова оплачиваем капремонт, который, как нам пояснили, запланирован на 2035–2039 годы...

Рафаил Исламгазин, председатель «Орловской школы домкомов», уверен: только открытие спецсчета для каждого дома может гарантировать честное расходование средств:

– Программа капремонта в ее нынешнем виде неприемлема. У людей нет веры в то, что эти деньги не уйдут на какие-то иные нужды, что банк не лопнет, в конце концов. Но если уж принимать данные обстоятельства, я советую открывать спецсчета. Они хотя бы дают возможность снимать накопившуюся сумму тогда, когда накоплено достаточно средств на ремонт той же кровли, замену окон и дверей в подъездах и т.п. Но, вообще, я считаю, что государство не должно устраняться от этой проблемы. Надо вернуться к принципу софинансирования.

В необходимости участия в ремонте домов государства уверен и вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин:

– В случае с новостройками люди должны с самого начала, купив квартиру, думать, как впоследствии заботиться о своем имуществе. Так, как это делают жители частных домов. Но что касается старых домов, тех же хрущевок, девятиэтажек, тут без участия государства не должно обойтись.

Кризис доверия

Правда, Орловская область, в отличие от соседей, пока не сделала попытки обратиться к Правительству РФ с просьбой ввести мораторий или какие-то поправки в программу. Но, как пояснил «ОВ» заместитель губернатора Александр Бударин, вполне возможно, это будет сделано.

– Закон принят, и к его исполнению надо подходить разумно. Согласен, время для начала его реализации крайне неудачное, но мы сделаем все возможное в рамках наших полномочий, чтобы максимально контролировать прозрачность и эффективность расходования средств, собранных на счетах регионального оператора, – заявил Бударин. – Да, конечно, можно открывать спецсчета, а мы готовы помогать собственникам в этом. Пусть пробуют! Но если посчитать, получится, что до необходимой суммы многим домам придется копить те же 20–30 лет. А региональный оператор уже готовит документацию по первому ремонту. Сегодня собрано уже порядка 90 млн рублей.

Заместитель губернатора напомнил, что деньги, пришедшие на счет орловского Фонда, не будут лежать в банке мертвым капиталом, тая вместе с инфляцией, а по мере накопления будут сразу же расходоваться на ремонты. Более того, у правительства области есть возможность обратиться к федеральному бюджету, получить какие-то дополнительные средства. Правда, подрядчикам, которых наймет регоператор, придется работать без аванса, а где на всю область найти столько богатеньких строителей?

– В 131-ФЗ «О местном самоуправлении» за первый год его работы было внесено более трехсот (!) изменений. Конечно, будут поправки и в закон о капремонте. И мы готовы поддерживать разумные инициативы коллег из других регионов, да и сами думаем над корректировками местного законодательства, индивидуальном подходе к разным домам, – рассказал «ОВ» Александр Бударин. – Мы понимаем, что нынешняя система капремонта работоспособна лишь до тех пор, пока к ней есть доверие. И в Орловской области сделаем все от нас зависящее, чтобы его сохранить.

Процесс пошел

Доверие – это важно. Но в данном случае, думается, доверия к «честности и прозрачности» ЖКХ у людей, которым пришли новые квитанции, нет априори. Не зря эту сферу силовики называют самой коррупционно емкой.

И на этом недоверии играют не только так называемые мошенники, предлагающие сравнительно честный способ отказаться от сравнительно честных платежей. На носу что? Выборы! И по регионам уже пошли новости о том, как представители тех или иных политических партий разыгрывают эту карту. Вторую, напомним, по злободневности в ЖКХ.

В то время как коммунисты собирают подписи под обращением о полной отмене закона о капремонте и организуют митинги, единороссы осторожно говорят о «корректировках»: внимательном отношении к выбору подрядчика, освобождении от платы в новостройках, льготах и т.д. Время покажет, что еще будет. А времени, судя по всему, у законодателей от капремонта куча. В Орловской области ремонту подлежат 4000 домов. В этом году отремонтировать обещают 40. Считайте сами.

Сергей Сучков, заместитель генерального директора госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ

Результаты проведенных Фондом ЖКХ выездных проверок говорят о следующем. Во-первых, нередко отмечаются некачественная работа подрядных организаций при проведении капитального ремонта и отсутствие должного технического контроля со стороны собственников жилых помещений, а также заказчиков, которыми, как правило, выступают муниципалитеты. Во-вторых, наблюдается недостаточный уровень оплаты взносов на капитальный ремонт как со стороны населения, так и со стороны муниципалитетов.

Елена Майорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям