Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Цепная реакция

Как спасти ПАТП-1?

04.03.2013

Тема конфликта городской власти с руководителем (то ли уже бывшим, то ли еще нет) ПАТП-1 Виктором Павлюком больше месяца не сходит с полос газет. Своя правда есть у каждого, но за склоками в стороне осталось главное: муниципальное транспортное предприятие, когда-то вполне конкурентоспособное, находится сейчас в по-настоящему бедственном положении. Павлюк ли стал главным виновником развала МУПа или он просто оказался не в состоянии исправить ситуацию, сложившуюся постепенно, ясно одно: пока ПАТП, вместо того чтобы развиваться, лишь «питалось» бюджетными деньгами. На поверку оно оказалось абсолютно не готово работать в рыночных условиях по новым правилам, сформировавшимся после проведенного горадминистрацией конкурса перевозчиков.

В равных условиях

– В 2012 году впервые в истории Орла мы установили единый подход ко всему транспорту, проведя наконец-то конкурс по организации транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети. Определились с маршрутами, узаконив их и перевозчиков, независимо от формы собственности, – рассказал начальник комитета по тарифам администрации Орла Андрей Тиунов.

Таким образом, и муниципальное автотранспортное предприятие, и частные организации перевозчиков были поставлены в равные условия. Опять же впервые.

При этом была сохранена существовавшая ранее система льготных пассажирских перевозок, к которой теперь подключились и частники. А значит, «сваливать» убытки на недополучение средств за льготников руководство МУПа уже точно не вправе.

Правда, по словам Андрея Тиунова, Виктор Павлюк, руководивший на момент проведения конкурса перевозчиков ПАТП-1, конкурсную документацию в части равенства всех перед муниципалитетом оспаривал. Не нравилась ему и сама видоизмененная, приведенная в соответствие с законом и логикой новая система субсидирования перевозчиков. И вот почему.

Сейчас, согласно порядку субсидирования, администрация города компенсирует перевозчикам разницу между общегражданским и льготным тарифами. Эта разница распределяется между всеми перевозчиками: и частниками, и муниципалами – пропорционально их участию, которое определяется комитетом по тарифам. У ПАТП больше нет «госзаказа», за выполнение которого раньше предприятию компенсировались все затраты чуть ли не по заявительному принципу. А росли эти затраты едва ли не ежедневно.

Так что недовольство понятно: самые легкие и быстрые деньги – полученные из бюджета. И вдруг они начинают «уплывать», а руководству предприятия предлагают: заработайте сами.

Нескромные аппетиты

Еще более интересная ситуация получилась с дачными маршрутами. В администрации города уверяют, что за 2012 год предприятие получило все сполна. Однако Павлюк потребовал денег и за прошлые годы.

– Но ведь тогда мы компенсировали полностью все расходы по перевозке льготников. Почему мы должны делать это еще раз? – резонно замечает начальник комитета по тарифам.

Более того, руководство ПАТП даже не смогло подсчитать точную сумму желаемой компенсации: бухгалтерский учет на предприятии велся с нарушениями, документы были утеряны, – а потому решили запросить столько, сколько, похоже, в голову пришло.

– Вопрос по дачным маршрутам появился не в этом году. Мы посмотрели прошлогодние и позапрошлогодние расчеты ПАТП, которые производила другая команда, и пришли к выводу, что в те годы аппетиты у МУПа были гораздо ниже. Так кому верить? Речь же идет о распределении бюджетных средств. И статьи, по которым мы их выделяем, должны быть документально обоснованы, – говорит Тиунов.

Еще один любопытный нюанс. На сегодняшний день реализатором проездных билетов является ПАТП-1. Провоз же по проездным теперь, как уже отмечалось выше, осуществляют и частные перевозчики. Вот только, по информации горадминистрации, частники от МУПа за осуществление этой услуги пока ни копейки не получили.

– Эту практику начал Павлюк, и до сих пор, к сожалению, она продолжается. Якобы нет денег. Частники пока ждут. Но, думаю, если ситуация не изменится в ближайшее время, перевозчики либо откажутся возить пассажиров по проездным, либо обратятся в суд. А, может, и то, и другое, – убежден Андрей Тиунов.

Кто виноват?

Почему же ПАТП постоянно не хватает денег ни на зарплаты работникам, ни на обновление подвижного состава, ни на погашение долгов? Причина тому явно не одна. По версии, озвученной Андреем Тиуновым, одна из них в крайне неэффективной кадровой политике руководства предприятия.

– К примеру, у частников на автобус приходится два водителя и примерно один человек на четыре автобуса вспомогательного персонала (бухгалтер, механик и т.п.). Посмотрите, что в ПАТП. Далеко не всегда к автобусу прикреплены два водителя, зато порядка трех человек того самого вспомогательного персонала из расчета на один автобус. Ни одно предприятие такого не выдержит. Получается, старые автобусы, которые постоянно ломаются, ремонтирует куча народа. Гораздо дешевле было бы закупить новые. Организационную систему предприятия необходимо привести в соответствие с рыночными реалиями, – убежден Андрей Сергеевич.

По мнению же экс-руководителя ПАТП-1, сегодня занимающегося частными перевозками, Андрея Сасина, одна из главных причин огромных убытков – отсутствие контроля за реальными доходами, то есть за водительской выручкой.

– Что касается работы ПАТП в период, когда им руководил Виктор Павлюк, впечатление у меня крайне негативное. Такое ощущение, что человек, вместо того чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, только и делает, что методом занижения доходов требует компенсацию из бюджета. Мне кажется, это больше похоже на спекуляцию. Теперь платят за выполненную работу. И это правильно. Это стимулирует руководителя предприятия не пускать дело на самотек. Нужно требовать, хотя это, конечно, сложно. Рано утром надо быть на выезде, остаться до заезда, спрашивать с водителей. В свое время я сам лично присутствовал даже при сборе выручки и каждому водителю задавал вопросы, они вынуждены были возвращаться в автобус и добавлять денег из своих заначек, чтобы план был выполнен. Насколько я знаю, Павлюк даже совещания не проводил по поводу контроля за выручкой, не проводились финансовые комиссии, водители просто не сдавали план, и с них никто его не спрашивал. Вполне естественно, что когда Павлюк начал бороться с городской властью, они приняли его сторону, – убежден Андрей Викторович.

Что делать?

Сейчас ситуация на главном транспортном предприятии города весьма печальна. Тем не менее, городская власть отказываться от этого пока убыточного, но, бесспорно, социально важного МУПа не собирается, а уж тем более – намеренно его банкротить. Напротив, по словам руководителя орловского УМИЗа Сергея Татенко, сегодня городская власть ставит перед ПАТП в целом и исполняющим обязанности директора предприятия Игорем Афанасьевым в частности задачу кардинально поменять сам подход к руководству и наладить работу на ПАТП-1 так, чтобы оно само зарабатывало. И первые результаты, отмечает Сергей Александрович, уже есть: значительно выросла ежедневная выручка предприятия.

Еще одна возможность заработать – осуществление иной деятельности, не связанной с перевозками, – производственной или какой-то еще. Можно, к примеру, сдавать неиспользуемые ПАТП площади, которых здесь более чем достаточно, в аренду тем же частным перевозчикам. Даже при минимальной сумме, которую можно брать с перевозчиков в качестве арендной платы, за счет большого объема можно было бы неплохо заработать.

Речь именно об аренде, подчеркивают в горадминистрации. Что касается продажи одного из участков, о которой говорит Виктор Павлюк, считая ее незаконной, – этот вопрос сегодня даже не обсуждается. Реализация его признана нецелесообразной. И, как неоднократно заявлял Сергей Татенко, планов по его продаже у горадминистрации нет.

Ольга Солнцева

Андрей Сасин, экс-руководитель ПАТП-1

Работы у начальника автотранспортного предприятия, безусловно, очень много, должность эта непростая: ответственность огромная и перед работниками предприятия, и перед пассажирами. Но предприятие вполне можно сделать конкурентоспособным. И когда-то оно являлось таковым. У них есть все возможности, чтобы зарабатывать и выбраться из долговой ямы. Нужно просто засучить рукава и трудиться. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям