Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Юрий Нечипоренко: «Внимание к детям говорит о зрелости общества»

17.02.2015

Писатель и ученый Юрий Нечипоренко уже дважды гостил в нашем городе. В апреле 2013 года его визит был приурочен к Неделе детской книги в Орле – тогда встреча со школьниками проходила в Орловской областной библиотеке имени М.М. Пришвина. В Пришвинку Юрий Дмитриевич снова заглянул 30 января года нынешнего. Вечером того же дня в картинной галерее А.И. Курнакова состоялся диалог писателя со взрослыми читателями. Главные мысли автора, озвученные на встрече, – в этом материале.

О фестивале «озимых» книг

Есть много маленьких издательств, которые доносят книгу до родителей и детей в столице, но уже в ста километрах от Москвы никто не знает, что происходит с детской литературой. Что такое литература? У каждого свое представление об этом понятии. Это музыка, звучащая материя, чувства и слова…. А вот что такое книга – это всем одинаково понятно. Вот перед вами книга – она хорошая или плохая. Прочитали несколько фраз – и сразу поняли, годится она для вас или нет.

(Чтобы приблизить книгу и ее автора к читателю, Юрий Нечипоренко обратился с письмом в Федеральное агентство Роспечати и нашел поддержку на проведение Всероссийского фестиваля детской книги с 1 по 3 ноября 2014 года в Российской государственной детской библиотеке. Фестиваль объединил всех причастных к детской книге: отечественных писателей, издателей, художников, редакторов, книготорговцев, библиотекарей, преподавателей, критиков и журналистов. В программу вошли мастер-классы по созданию книги и иллюстраций к ней, круглые столы, творческие мастерские для начинающих писателей и художников, книжно-иллюстративные выставки. Участниками стали более 60 писателей, около 50 издательств, несколько десятков художников и специалистов в области детской книги. Почти девять тысяч человек посетили фестиваль. – Прим. ред.).

Фестиваль нужно было сделать вовремя. Неделя детской книги проходит в апреле, когда у детей весенние каникулы. А осенние-то не заняты. То есть мы сделали попытку «засеять» книжки на зиму. Мы же сельскохозяйственная страна: ночи у нас длинные, делать нечего, кто-то зимой смотрит телевизор, а кто-то читает книги. Чтобы дети читали, надо им их показать вовремя, накануне зимы.

Как попадали писатели на фестиваль? Мы нашли экспертов, которые отбирали авторов лучших за последние пару лет книг и составляли списки для двух возрастных групп (от 7 до 12 и от 12 лет) по четырем номинациям. Авторов с наиболее высоким рейтингом, попавших в наибольшее число списков, пригласили на фестиваль. Треть писателей пришла на фестиваль по заявкам издателей. Две трети – это лауреаты различных премий и попавшие в рекомендательные списки авторы. У нас был круглый стол по границам взрослого и детского. Был и круглый стол по иллюстрированию детской книги. Иллюстраторы и художники – это главные люди в детской книге. Была читательская конференция. Мы заранее закупили комплекты книг отобранных авторов, заранее выдали их московским детям. Те как-то откликнулись, писали сочинения, лучших мы и пригласили на фестиваль, дали им возможность выступить в присутствии писателей.

Я в детстве ни одного писателя не видел. Когда-то писатель был небожителем, жил вдалеке, а фигура издателя вообще была неизвестной. Теперь же возможны встречи с писателями. Думаю на следующем фестивале провести на эту специальный круглый стол для издателей. И, несомненно, нужен кодекс издателя, речь ведь об огромной ответственности: сопротивляться графоманству и давать путь достойным книгам.

О поиске живой литературы

Похоже, литература сегодня ищет, про кого бы написать обидное, чтобы это зазвучало, чтобы об этом говорили. Что такое литература, вопрос деликатный. Для меня как для детского писателя это такая область, где благородные люди выражаются так, что это возвышает душу. А если читатель ребенок, то его с помощью литературы можно и личностно развивать. У нас журналистика выдается за литературу. Появилась мода на публицистику, а художественности мало. Есть же такое высказывание: те, кто читают книги, управляют теми, кто смотрит телевизор. Литература дает сокровенное знание. Это иногда сродни тому, что могут тебе дать мама или папа. Бывает, хороший писатель что-то скажет – и это определяет твою судьбу. Мы должны понять, что такое литература. Потому что у меня ощущение, что нам под видом литературы подсунули что-то другое.

Что касается Орла с его наследием, тут уж никуда не денешься от литературы. Но важно не закоснеть, сейчас литература изменилась, мы говорим, что книжки уже не те и рискуем остаться ретроградами, принимающими за литературу лишь то, что было в XIX веке. Нам надо найти середину между продолжением традиции и живым русским словом. Как оно будет звучать – уже дело другое. Важно, чтобы оно было живым, трогало сердца. Можно использовать ваш ресурс, а он, как я понимаю, здесь есть, здесь много литературных музеев и научно ориентированных людей. Но проклятье нашей жизни состоит в том, что обыкновенно там, где есть литература, мало денег, всегда мало поддержки. Хотя, может, это та жертва, которую мы платим за то, чтобы наше дело было настоящим? Может, это закон такой, подразумевающий необходимость жертвовать своим благосостоянием, если хочешь заниматься чем-то настоящим.

О задаче писателя

Главное – ориентироваться на подрастающее поколение. Есть четкая корреляция между процентом людей, которые совершают преступления и теми, кто не читает книги. Если мы откроем для подростков лет с десяти книги, чтобы дети смогли найти в литературе какой-то ресурс для самореализации, как говорят психологи, то мы, может, вовлечем их в культуру и отвлечем от улицы. Психологи, придумавшие проект «Детский книжный автобус «Бампер», заметили: если дать хорошую книгу в руки трудному подростку, он становится менее трудным. При этом книга – это лишь форма сообщения от человека к человеку, но не самоцель. Внимание к детской литературе говорит о зрелости общества. Сегодня хорошие детские спортивные площадки во дворах настроили, уже мышцы есть, давайте теперь про мозги думать.

Задача писателя – чтобы через его детство читатели вспоминали свое. Мне люди часто говорят спасибо за то, что вспоминают такие истории, какие есть в моих рассказах. Когда я дарю человеку свое детство, он открывает свое, те его моменты, что по каким-то причинам ушли, были вытряхнуты из памяти. Детство оживает не во всяком человеке. Когда мы пишем про детство, мы сразу пишем про все детства, потому детство писателя мифологически связано со всеми детствами его народа, его страны, это такое сквозное детство. Замечали, что влюбленные люди рассказывают друг другу о детских годах? Возникает соединение, такая связь, вроде оптоволоконной. Настоящая литература и живет этими корневыми связями.

Справка «ОВ»

Юрий Нечипоренко родился 4 мая 1956 года в Луганской области. По образованию биофизик, окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии Российской академии наук. Стал писателем в 32 года. Арт-критик, художник, культуролог. Автор более сотни рассказов, трех повестей, книг «Ярмарочный мальчик: жизнь и творения Николая Гоголя» (2009), «Начальник связи» (2010), «Помощник царям: жизнь и творения Михаила Ломоносова» (2011), «Смеяться и свистеть» (2012). В 2014 году в издательстве «Современная литература» опубликован роман-инициация Ю. Нечипоренко «Золотой петушок». Лауреат премий «Заветная мечта», «Облака» им. Алексея Толстого и им. Сергея Михалкова, «Живая литература», обладатель «Серебряного Дельвига» и премии «Ясная Поляна». Главный редактор интернет-обозрения «Русская жизнь» и журнала «Электронные пампасы». Автор издательских проектов «Для взрослых и детей» и «Для тех, кому за 10».

Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям