Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Яркая личность профессора Громова

09.06.2016
Мне хочется продолжить разговор о своих бывших коллегах… Очень яркой личностью в нашем сообществе был Владимир Громов. В течение десяти лет, с 1953-го по 1963 год, Владимир Алексеевич был заместителем директора музея И.С. Тургенева по научной работе. После защиты диссертации стал преподавателем Орловского педагогического института. В 1950 году имя Громова появилось в орловских газетах. С годами его работы стали издавать в Приокском книжном издательстве, в издательствах «Наука», «Художественная литература» и других. Он автор огромного количества научных статей, популярных публикаций. Широкой известностью пользовались в свое время такие книги В.А. Громова, как «Писатели-орловцы», «Предания Бежина луга», «Добрый великан», «Здравствуй, город Тургенева» и другие. Многие из них были многократно переизданы.
 
Неслучайное знакомство
В своей книге «Здравствуй, город Тургенева» (с подзаголовком «Литературные очерки Орла»), изданной в 1967 году, Владимир Громов, цитируя Ивана Сергеевича, писал: «Возьмите, пожалуйста, карту России, проведите пальцем по дороге, идущей от Москвы через Тулу к Орлу...». Такой совет дал однажды своей заграничной знакомой Тургенев, любивший, говоря его же словами, «продрать тайком» из шумных городов к благословенным берегам тихой Оки и Зуши». В другом месте читаем: «Сетуя в одном из писем к Тургеневу за его задержку за границей, земляк писателя И.П. Борисов обращался к нему с вопросом и добрым советом: «Неужели и в самом деле наша почва не дает уже свежих сил для Вашей жизни... Мне кажется, Вы слишком долго позволяете себе ту жизнь, которая вялит все ваши богатырские силы. Зимой Вы были только в Петербурге и погнушались Москвой, а если Вам все так же дорога наша истинная суть, то Вы и не считайте, что были в России – Вам надо до Орла».
Все, что написано Громовым, проникнуто тургеневской мыслью: основным источником силы для художника является его родная земля, где даже воздух как будто «полон мыслей».
Мое знакомство с Владимиром Алексеевичем, в то время заместителем директора музея И.С. Тургенева по научной работе, произошло в начале 1960-х годов, когда Орел начал готовиться к своему 400-летию. В город с целью оказания орловцам методической и организационной помощи приезжало много исследователей, ученых, музееведов из Москвы и Ленинграда. Несколько раз приезжали сотрудники Ленинградского музея этнографии. Они проявили большой интерес к посещению многих литературных памятных мест, в том числе к бывшей усадьбе Киреевских в селе Киреевка Орловского района. Управлением культуры была организована своего рода экспедиция в Орловский район, в состав которой от Тургеневского музея вошли В.А. Громов и Р.М. Алексина, от краеведческого – я.
Помню жаркий летний день, жужжание пчел, густой малинник и привязанная к цепи лающая собака. Не обращая внимания ни на пчел, ни на лай, я потянулась к малине и вдруг услышала иронично-веселую фразу: «А что, эта малина мемориальная?». Я подняла глаза и увидела молодого мужчину – красивого, высокого. Это и был Владимир Громов. Мои познания в музейной терминологии в первый период работы в музее были не очень-то велики. Я на минутку задумалась, потом вспомнила, что мемориа – «память». Значит, он хочет спросить меня, не от времен ли Киреевских эта малина. «Думаю, что корни, возможно, мемориальные», – ответила я. Владимир Алексеевич громко рассмеялся.
Быть, а не казаться
В будущем, когда мы ближе познакомились, Владимир Алексеевич часто рассказывал о годах войны, о своем в прямом смысле босоногом детстве, о сельской школе в Орловской области, о тяге к учебе, о мечте поступить на литфак в наш пединститут. Пройдут годы, мечта талантливого юноши осуществится. Он станет одним из ведущих орловских специалистов по творчеству И.С. Тургенева, часто станет бывать в Ленинграде, в знаменитом Институте русской литературы АН СССР (Пушкинском доме). Познакомится с академиком с мировой известностью М.П. Алексеевым, который станет для Громова кумиром. Многому научится и с огромным удовольствием будет передавать свои познания студентам, коллегам, всем, кто захочет познать богатства отечественной культуры вообще и орловской литературы в частности.
Громов-лектор – это особая статья. Когда объявляли, что слово предоставляется Громову, кто-то обязательно говорил: «Сейчас наш «златоуст» загремит». Быстрым, энергичным шагом, высокий, оживленный, поправляя на ходу волосы, он подходил к трибуне и с места в карьер начинал: «Друзья мои...». В руках всегда стопка карточек – выписок из архива. Никто не смотрел на часы, все внимали... Слушать его было одно удовольствие. Я как-то больше запомнила не теоретические выступления Громова на научных конференциях, а рассказы об отдельных находках в архивах и библиотеках, каждую из них он мог подать великолепно. В те годы буквально вся страна заслушивалась выступлениями Ираклия Андроникова. Мне тоже довелось его слышать. Глядя на В.А. Громова, я думала: «Это наш, свой, орловский Ираклий Андроников». Так я продолжаю думать и сейчас.
Владимир Громов никогда не производил впечатления сухого кабинетного ученого. Да и внешне он был очень демократичен. Я редко видела его в пальто. Если уже только совсем холодно. Чаще всего он был просто в костюме и в болоньевом плаще, как правило, расстегнутом, обязательно с портфелем в руках. Общаться с Владимиром Алексеевичем было очень легко. Он не казался, а был...
Разные встречи
Вспоминаю, как мы с Р.М. Алексиной в канун 60-летнего юбилея Тургеневского музея делали брошюру «Летопись музея». Решили попросить рецензию у Громова. Другой мог бы сказать: «Да мне некогда. Это ведь надо внимательно все посмотреть» и так далее и тому подобное. Но он, улыбнувшись, ответил: «С удовольствием». И буквально на следующий день принес свой текст, написанный быстрым крупным почерком, без всяких формальностей.
Годы не идут, а летят, многое стирается из памяти, но хорошее остается. Не забуду, как часто по утрам Владимир Алексеевич в спортивном костюме пробегал мимо нашего дома, оживленный, разрумянившийся. Кивком головы он здоровался и бежал дальше. Это было не для рекламы, не для пиара, а для души. Помню Владимира Алексеевича и совсем в другой обстановке.
В 1986 году в журнале «Современник», очень известном в те годы, была напечатана статья орловского журналиста Владимира Почечикина «Записки провинциала». Посвящена она была литературно-культурной жизни Орла тех дней. С большим пиететом автор писал о многих музейных работниках: Л.Е. Максимовой, Р.М. Алексиной, А.И. Понятовском, Л.В. Ивановой, К.С. Андросове. В то же время в статье очень критично было написано в адрес орловских властей и многих представителей интеллигенции. Статья эта вызвала большой резонанс, бурно обсуждалась в нашей среде. Вскоре меня, В.А. Громова, В.М. Катанова, В.А. Власова (больше никого не помню) вызвали к Е.С. Строеву, в тот момент первому секретарю обкома КПСС. Нам было сказано, что для аудиенции отведено полчаса, что форма беседы будет строго официальной, свои предложения надо вносить без излишних эмоций, в конкретной сжатой форме. Во время нашего разговора несколько раз звонили из Москвы, из ЦК КПСС. Строев извинялся, просил позвонить позже и внимательно слушал нас. Пробыли мы Егора Семеновича не запланированные 30 минут, а полтора часа. Пожалуй, больше всех на той встрече как-то необычно собранно, по-деловому, конструктивно держался Владимир Громов. Не хочу сказать, что эта беседа изменила ситуацию на 180 градусов. Так и не могло быть. Но то, что своевременно выслушали и прислушались, причем по своей инициативе, сохранилось в памяти на многие годы.
О самом личном
Несколько слов, как принято говорить, о личной жизни Громова. Не могу умолчать о его жене. Владимир Алексеевич долго ходил в холостяках, по этому поводу многие «ученые» дамы вздыхали и обсуждали, ну кто же, кто же та единственная, которую он, в конце концов, выберет. Он выбрал искусствоведа Александру Николаевну, работавшую научным сотрудником в музее изобразительных искусств. Хорошая была пара – и внешне, и по внутренней творческой близости. К сожалению, осталась она уже почти 20 лет тому назад вдовой. Умер Владимир Алексеевич Громов в 1999 году. Незадолго перед этим, встретив меня, он, как всегда, воскликнул: «Здравствуйте, голубушка Нина Максимовна! Ну, пора вам уже меньше скорбеть о вашем умершем муже». Кто же знал, что следующим будет он сам...
Хочу закончить словами В.А. Громова из одной его статьи из книги «Здравствуй, город Тургенева». «… Годы не удаляют великое прошлое от великого настоящего, а, наоборот, сближают их как общую культурно-историческую основу будущего».
Кстати
В.А. Громов был лауреатом Тургеневской премии Орловского отделения Союза журналистов. Ему была присуждена Всероссийская литературная премия имени Карамзина «За отечествоведение», он был членом Союза писателей СССР, заслуженным работником культуры РСФСР.
 Нина Кирилловская

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям