Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Символ

Яблочные дни в Коломне

08.10.2014

В этих краях и малыш, и взрослый твердо знают: сентябрь пахнет яблоком, а значит, наступает самое время для яблочно-книжного пиршества. Я решила прочувствовать, каково это – листать страницы совсем свежих книг и грызть спелый сочный фрукт в самом центре города Коломны.

«Надкусить» фестиваль

Первый фестиваль «Антоновские яблоки» прошел в Коломне в сентябре 2011-го. Не знаю, какие общегородские праздники отмечали здесь раньше, но то, что увиденное мною действо напоминало самое ожидаемое культурное событие года, не вызывало сомнений. Яблочно-книжным фестиваль назван оттого, что плод самого популярного в российских садах дерева – яблони – играет одновременно роль символа, знака, гвоздя программы, воспеваемого литераторами и уплетаемого за обе щеки обывателями.

И хотя в городе встретилась всего одна рекламная растяжка, посвященная фестивалю, местные жители «в теме» и охотно объясняют, как пройти на бывшую Молочную площадь, где и раскинулся весь фестивальный городок. Пространство в форме круга только на вид кажется довольно сжатым и ограниченным, но стоит подойти к одному из белых шатров поближе, и можно легко потерять счет времени. Например, в открытом лектории музея-усадьбы «Ясная Поляна».

Площадь яблочных садов в толстовских угодьях насчитывает сорок гектаров, как и было при жизни писателя. Кстати, коренному орловскому люду должен польстить тот факт, что большинство саженцев, в том числе плодовых деревьев, для усадьбы писатель привез из питомника известной уже в те времена Шатиловской сельскохозяйственной опытной станции. Сад в Ясной Поляне теперь мемориальный, то есть там регулярно, с середины прошлого века, подсаживаются только деревья тех сортов, что в 1870-х годах лично разводил в своих владениях граф. Последние тридцать лет яблони не обрабатывают химикатами, почему яснополянские яблоки являются экологически чистой продукцией. В этом году значительную часть урожая антоновки, штрейфлинга (а по-нашему штрифеля) и некоторых других сортов закупила как раз Коломна, именно к названному фестивалю.

Фестиваль «Антоновские яблоки» проходил два дня, 13 и 14 сентября, и, признаться, распробовать все его вкусовые оттенки не удалось, но часть событий «надкусить» у меня все же получилось.

Яблоками, снятыми с веток, и падалицей потчевали повсеместно в неограниченном количестве и бесплатно. Забавы ради можно было вместе с ребятней поучаствовать в конкурсе на «самую длинную кожуру», пострелять в «яблочном тире», послушать «яблочные истории», нарисовать портрет яблоками или собственноручно смастерить плод…

Главной темой нынешнего фестиваля стали садовые традиции и «яблочная» литература на перекрестке культур России и Великобритании. Более того, фестиваль в Коломне вошел в официальную программу перекрестного Года культуры Великобритании и России.

А девизом организаторы выбрали формулу Ф.М. Достоевского: «Человечество обновится в Cаду и Cадом выправится». Справедливость этих слов подтвердили делом: в Коломне, в месте, которое было обозначено в городском плане 1873 года, разбили Английский садик, а в усадьбе Даровое близ Коломны «породнили» Достоевского с Диккенсом – в местах, куда маленького Федора Михайловича возили на лето дышать свежим воздухом, посадили яблоню английского сорта, подаренную лондонским домом-музеем почитаемого Достоевским Чарльза Диккенса. В яблоневом саду семьи Достоевских росло без малого 650 фруктовых деревьев, и состоявшаяся акция положила начало возрождению этого сада.

Живое пространство

Кулинарные мастер-классы (например, по выпечке хлеба из яблочного теста), лекции о русских садовых традициях, выставки-презентации садов и разных яблочных сортов, площадной театр – перечислить все составные части фестивальной программы просто невозможно.

Остановлюсь, пожалуй, на литературном салоне. Антоновские яблоки – это, конечно, сразу Бунин, дух русской усадьбы и дыхание русской классической литературы. В этом году на фестиваль в Коломну прибыли английские писатели-биографы Николас Шекспир и Рейчел Холмс. Оте-чественная литература была представлена Владимиром Енишерловым, Ольгой Громовой, Юрием Нечипоренко, Максимом Осиповым, Хельгой Патаки, Михаилом Есеновским. Взрослые были просто счастливы от широкого выбора детской образовательной и художественной литературы: качественная, умело отредактированная и мастерски проиллюстрированная, таковая выходит из печати, но зачастую небольшим тиражом, не попадая к массовому читателю. О том, чтобы такой литературе оказаться в российской глубинке, да еще с ценами от издательств, можно только мечтать. Благо, есть ряд социальных акций, делающих книги для детей доступными, например, магазин-автобус «Книжный бампер», в прошлом году добравшийся и до Орла, под руководством уже упомянутой детской писательницы Хельги Патаки. Другой счастливый пример – книжная ярмарка на «Антоновских яблоках». Тут еще и авторские чтения проводят.

Мое внимание привлекла презентация Михаилом Есеневским сборника стихов для детей «Луна за диваном». Автор, преподаватель Московского государственного технического университета, в прошлом редактор нескольких детских журналов, очень умело излагает современную научную картину мира сквозь переживания своих лирических героев, в результате получается этакая квантовая механика в стихах, как он сам ее обозначил. Подобная поэзия вызывает интерес и у младших читателей, и у взрослых. Да и проза интересная – на фестивале я познакомилась с замечательной, очень трогательной книгой Есеновского о любви под названием в духе фестиваля – «Пусть будет яблоко».

Коломну нередко именуют литературной родиной писателя Бориса Пильняка, так что фестиваль не смог не вспомнить его имя. 120-летие Бориса Андреевича решили отметить современные художники. В особом стиле они организовали целый квартал, так называемую трапецию улиц Полянской-Ветеринарной-Островского-Льва Толстого. Описать то, что довелось увидеть, сложно, потому что перечислить все объекты – деревянного (троянского?) коня, книжную полку в виде силуэта животного с головой Минотавра, деревянную руку, устремившуюся в небо и то ли удерживающую силой, то ли силящуюся отпустить птицу – совершенно недостаточно, важно понять точки их сопряжения и назначение. А для этого необходимо проникнуться атмосферой, созданной целой арт-группой. Именно здесь приходит осознание того, как легко изменить городскую среду, пусть и заброшенную, запущенную, не видовую, насытить ее смыслом. Корпуса бывших ветеринарных зданий художники расписали разными символами, нанесли цитаты из Книги Бытия, и закрытый дворик превратился не в унылую территорию, развалины, которые хочется побыстрее обойти стороной, а в ставшую самодостаточным арт-объектом площадку, где открываются возможности для демонстрации современного искусства и куда с удовольствием устремились – созерцать и соучаствовать – зрители разных возрастов.

Бренд Коломны

Населению Коломенского посада, конечно, было чуждо слово «бренд». И вряд ли задумывался купец II гильдии Петр Чуприков о том, что его дело переживет его потомков и станет завлекать любителей событийного туризма со всей России. Но коломенская пастила, неотъемлемый участник фестиваля «Антоновские яблоки», известна сегодня далеко за пределами Подмосковья.

Три года назад в Коломне открылся уникальный, первый в России живой музей с открытым пастильным производством по старинным технологиям и дореволюционным рецептам. Музейная фабрика находится в здании пастильного заведения купца Чуприкова, основанного на Коломенском посаде в 1852 году. О работе возрожденного музея-фабрики, а когда-то «пастильно-конфектного заведения», рассказывают исторические персонажи: экскурсия проходит в форме театрализованного представления. На фабрике вместе с кондитером и его помощником посетители принимают участие в старинном пастильном производстве – моют яблоки в барабане Рейса, вынимают из них сердцевинки, протирают и уваривают пюре в котле Кеслера, взбивают мутовкой пастильное тесто, высушивают на русской печке и в обществе гостеприимной хозяйки Любови Егоровны Чуприковой дегустируют уже готовый продукт – пастилу разных видов.

Музейная программа привлекательна еще тем, что, помимо истории коломенской пастилы, немало сообщается любопытных подробностей о привычках, нравах посадского люда, кроме того рассказ ведется на языке образца 1903 года и персонажи настолько вживаются в роли, что рождается ощущение соприкосновения с подлинным бытом российского купечества.

Кстати

При фабрике есть кондитерский магазин, где продается фирменная пастила. Этот главный коломенский сувенир здесь стоит недешево, зато одной коробочкой залюбуешься: теперь такую упаковку можно встретить только в музеях да в частных коллекциях у любителей старины.

Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям