Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Экономия наоборот

Издательский дом, который «построил» бюджет

30.11.2012

У голодной куме одно на уме. Если перевести старинную русскую поговорку в нашу с вами жизненную плоскость, в качестве голодных кумушек вполне можно представить себе чиновников, курирующих региональные государственные СМИ, финансируемые из облбюджета. Несмотря на его предельный дефицит, прогнозируемый в следующем году, руководитель финансового блока правительства области изо всех сил пытается выбить на нужды госмедиа дополнительные 10 миллионов в 2013-м. Только вот из чего выбивать? Ведь даже областные чиновники называют главный финансовый документ региона «слабеньким», а сам губернатор отзывается о нем и вовсе безжалостно – «бюджет на глиняных ножках». Так кому и зачем понадобилось «наклонять» заинтересованных лиц, дабы урвать дополнительный денежный кусок на областные медиаресурсы?

 

Мертвой хваткой

С некоторых пор приходится признать, что региональные чиновники буквально вцепились в идею «подкормить» будто бы недоедающее ГУП ООО «Орловский издательский дом» и прочих представителей областных госмедиа, запросив на их нужды в следующем году 92 миллиона рублей против 82-х, заложенных в 2012-м. Эти планы впервые получили огласку при рассмотрении проекта областного бюджета-2013. Тогда же идея увеличения расходов по данной статье вызвала резкую критику ряда депутатов от оппозиции. Напомню, в первом чтении проект главного финансового документа региона был принят, но с оговоркой: ко второму чтению рассмотреть обоснованность увеличения финансирования.

Однако на заседании бюджетного комитета облсовета, прошедшем в прошлую среду, стало ясно, что региональные чиновники свои позиции сдавать не собираются и будут настаивать на выделении 92 миллионов рублей, 58 млн из которых пойдут на нужды печати.

Достойным фоном для этих трат, по-видимому, должны стать 74 тысячи еженедельных экземпляров «Орловской губернии», фактически дублирующей «Орловскую правду» и игнорируемой большинством «целевой аудитории»; угроза очередных сокращений штатов в районных газетах, потерявших свои издательские функции; ну и общие расходы на оплату труда из бюджета в 2011 году – чуть больше 38 миллионов рублей (и вряд ли с тех пор что-то существенно изменилось).

Неэффективный менеджмент

Как вы, наверное, помните, запущенная некоторое время назад реформа региональных СМИ официально оправдывалась будущей экономией на содержание областных медиа. Однако все вышло с точностью до наоборот: в 2011 году с приходом на должность руководителя пресс-службы губернатора Марины Ивашиной и началом закрытия некоторых областных изданий расходы на содержание государственных СМИ резко выросли. Своеобразная «оптимизация» привела к повышению расходов на сумму, превышающую 16 (!)  миллионов рублей (ср.: в 2010-м – 75 млн 918 тыс. рублей, в 2011-м – 92 млн 308 тыс. рублей). И это притом что в данный период область практически перестала финансировать всегда поддерживаемую региональными властями «дочку» ВГТРК – Орловскую государственную телерадиовещательную компанию, обладающую необходимыми кадрами и самым широким вещательным охватом.

Фаворитом региональных чиновников (читайте: Марины Ивашиной) стал вновь созданный «Первый областной канал», рождавшийся буквально в муках. Почему? Дело в том, что часть 2011 года СМИ работало буквально «в стол», поскольку выходить ему со своим продуктом было негде. Такая небесплатная возможность появилась спустя несколько месяцев на канале РБК, чему, кстати, возмутились его орловские зрители. Почему региональные чиновники не воспользовались частотами той же ВГТРК и зачем «Первому областному» столь широко рекламируемое на сегодняшний день круглосуточное вещание на «отдельной кнопке», вообще понять сложно. По-видимому, иначе как в терминах «неэффективное расходование средств» такие действия региональных властей сложно охарактеризовать, как, впрочем, и по достоинству оценить адекватность расходов главного «пожирателя» бюджета ГУП «Орловский издательский дом».

Его текущие и прогнозируемые траты на 2013 год в течение какого-то времени были доступны на официальном сайте ИД. После внимательного их изучения вопрос, зачем на самом деле чиновникам могут понадобиться 10 миллионов рублей, как-то отпадает сам собой, как и тема о том, почему эти сведения на названном информресурсе больше не размещаются.

Дайте больше

Вот, например, расходы на доставку издательской подписки, рекламно-информационных материалов (последнее подразумевает бесплатное распространение печатных изданий, в частности, я так понимаю, «Орловской губернии»). В месяц, по данным на май текущего года, на доставку платной и бесплатной прессы Издательским домом тратится примерно 27 500 рублей. Получается, к концу 2012-го общая сумма составит порядка 330 тысяч рублей. А на будущий год на этот вид услуг в бюджете организации закладывается… 1 млн 440 тыс. рублей. Даже учитывая самые страшные прогнозы по инфляции, которыми любит прикрываться региональная власть, это, как бы помягче выразиться, многовато.

Еще одна примечательная статья – услуги по экспедированию. 32 612 рублей – именно столько тратил в месяц Издательский дом (около 392 тыс. рублей в год). Сумма, заложенная на 2013-й, вновь заставляет задуматься – 1 млн 20 тыс. рублей. С чего бы это?

Еще несколько примеров

Охрана и пожарная сигнализация: в 2011-м – примерно 500 тысяч в год. В планах на 2012-й – 672 тысячи рублей.

13 900 рублей в месяц планируется тратить на аренду автомобилей. И это само по себе любопытно. Неужели в редакциях уже не хватает собственных? Или арендовать будут друг у друга, таким образом перекладывая деньги из кармана в карман?

96 тысяч в год расходуются на «банковские, налоговые и консультационные услуги». Плюс услуги сопровождения правовой информационной поисковой программы за 60 тысяч в год. По опыту, установка такой программы подразумевает бесплатное консультирование, по крайней мере, по налоговым и бухгалтерским вопросам. Остается непонятным, что собой представляют «банковские консультации» за 8 тысяч в месяц? Для чего в таком случае держать целый штат бухгалтерии?

Кроме того, с 528 тысяч до 720 тысяч рублей в год в 2013-м, согласно документу, должны возрасти ассигнования на связь, включая сотовую и интернет-услуги.

Но все рекорды по абсурдности бьет статья расходов под названием «услуги по заправке картриджей». 240 тысяч рублей (!) заложено на это в бюджете ИД. Хотя реальная стоимость этой услуги в год (даже если картриджи для принтера понадобится не только заправлять, но и менять) никак не может достигать этой суммы.

В общем, только на техническую поддержку выпуска региональных государственных СМИ тратится почти 19 миллионов рублей. И это цифры без учета зарплат и налоговых отчислений. Все они связаны только с закупками, которые, по закону, ГУП должен проводить через открытые аукционы.

Как считает КСП

Кстати говоря, в настоящее время в региональной Контрольно-счетной палате находится депутатский запрос о проверке эффективности деятельности Издательского дома за 2012 год. Но, как полушутя заметил один из депутатов на заседании комитета по СМИ, также проходившем на прошлой неделе, результатов по нему можно будет дождаться не раньше, чем в следующем году. Да и то не в самом начале: проверка предприятия на предмет эффективности – дело долгое, муторное, к тому же, чуть ли не за месяц до ее начала КСП обязана предупредить проверяемых…

Однако, как говорят, сколько веревочке не виться, конец будет. Настоящая серьезная проверка эффективности расходования средств на региональные СМИ пройдет скорее рано, чем поздно. А значит, мнимая «оптимизация» покажет свое истинное лицо. Будет ли оно по-настоящему уродливым или только слегка отвратительным, обязательно ответят заинтересованные структуры.

Кира Арсеньева

Как у них

Для сравнения, в Белгородской области, с гораздо более оптимистичными бюджетными показателями и уровнем социально-экономического развития явно выше орловского, инвестиции на поддержку  региональных государственных СМИ, по данным газеты «Коммерсантъ», составляют порядка 50 миллионов рублей в год. Тем не менее, деятельностью госСМИ власти Белгородчины не довольны и также планируют реформу, в результате которой «вместо практикующегося сейчас дотирования убытков планируется ввести схему стимуляции собственных заработков изданий».

Крыладзе, смотрящий по области:

Какое сокращенье аппетитов!

Тем паче в государственной печати…

Уж сколько с миру пособрали «ниток»,

Что «голым» нашим на шубенки хватит.

И примут же вносимые добавки –

Всего каких-то десять миллионов –

На картриджи, такси и на булавки

Ведущим бухгалтерию матронам.

На ретушь, на косметику обличья

Подсдавшей от хлопот рутинных власти

Не жаль и круглой цифирьки наличных,

Да и делящим цифирьку – на счастье!

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям