Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Любовь не выбирают

Иван + Полина

22.03.2012

О любви Тургенева и Виардо написано так много книг, статей и монографий, что можно собрать неплохую библиотеку. Но среди всех этих трудов, на мой взгляд, всего лишь несколько достойны внимания. Хотя бы потому, что большинство публицистов и беллетристов представляют их отношения уж очень мелодраматично – как обжигающую обоюдную страсть двух влюбленных, которую они пронесли с первого взгляда до гробовой доски. Полная чушь! Литературоведческий миф, который тиражируется исключительно для сердобольных домохозяек, млеющих от мексиканских сериалов.

Запутанные взаимоотношения

У автора этих строк вообще создалось впечатление, что те, кто пишет слезливые вирши о «вечной любви» великого писателя и оперной певицы, даже не удосужились вникнуть в биографию Ивана Сергеевича. Мало того, любой маломальский экспресс-опрос подтвердит, что каждый второй орловец ничего кроме обязательных по школьной программе повести «Муму» и романа «Отцы и дети» не читал.

А вот серьезные исследователи жизни и творчества Тургенева тему его взаимоотношений с Полиной Виардо стараются обойти стороной. Как правило, ограничиваются исключительно констатацией факта. Мол, была у Ивана Сергеевича такая женщина, которую он боготворил и которая сыграла в его судьбе очень большую роль. А подробности их весьма запутанных взаимоотношений опускают. Попытаемся восстановить справедливость.

Консуэло

Пересказывать биографию Полины Виардо нет смысла – ее можно прочитать в любой энциклопедии или справочнике. Очень талантливая певица, очаровывающая своим артистизмом и великолепным голосом всех поклонников оперы, была страстной и на сцене, и в жизни. И это при абсолютно невзрачной внешности (Жорж Санд списала с Виардо образ главной героини своего самого известного романа – «Консуэло»).

Хронология любви Тургенева и певицы досконально известна, поскольку сам писатель не скрывал подробностей от своих друзей и приятелей, а те, в свою очередь, смаковали эти истории в мемуарах. Другой источник – многочисленные письма Ивана Сергеевича к Виардо, до сих пор являющиеся предметами бурной торговли на антикварных аукционах.     

А в общих чертах все выглядело следующим образом.

 

Трескучая любовь 

Впервые молодой Тургенев увидел Полину Виардо на сцене оперы «Севильский цирюльник» в Петербурге. Затем познакомился с ее супругом – Луи. Тема для общения нашлась быстро – оба были страстными охотниками. Луи Виардо и представил Ивана Сергеевича своей жене, а вскоре начинающий поэт и писатель в компании других богатых ловеласов стал оставаться после спектаклей в гримерной оперной дивы, обожавшей мужское внимание.

Своим кокетством певица доводила Тургенева до сумасшествия – с друзьями, кроме как о ней, он больше ни о ком не говорил. Смаковал и по сто раз пересказывал каждую ее фразу. Часто в качестве ответной реакции на навязчивые разговоры Ивана Сергеевича приводят реплику раздраженного Белинского, который, бросив карты на стол (он в этот момент играл с издателем Боткиным в преферанс), сказал: «Нет, ну можно ли верить в такую трескучую любовь, как ваша, Тургенев?».

Слухи о новом увлечении писателя, переросшем в натуральную любовную горячку, дошли до Спасского-Лутовинова. Специально посмотреть на Полину Виардо приехала мать Тургенева – Варвара Петровна. Побывала в опере и после спектакля вынесла свое резюме: «И вправду хорошо поет проклятая цыганка!».

Эдипов

комплекс

Если пристальней вглядеться в портреты Варвары Лутовиновой и Полины Виардо, можно заметить некое внешнее сходство между ними. Еще больше одинакового было в характере этих женщин – обе умны, расчетливы, довольно циничны и, главное, властны.

С такой матерью, как Варвара Петровна, ее сын не мог не вырасти с явным эдиповым комплексом. Он одновременно уважал, боялся и боготворил свою мать. Поэтому неудивительно, что, оставшись один, очень скоро «прикипел» к невысокой, сутулой, с большими выпученными глазами и грубыми, почти мужскими чертами, но с сильным характером Виардо. Именно такая женщина нужна была склонному к переживаниям и в некоторой степени даже инфантильному Тургеневу.

И писатель всю свою жизнь упивался этим чувством «душевного рабства». Причем его это нисколько не смущало. Он сам признавался: «Я способен быть счастлив лишь тогда, когда женщина поставит мне каблук на шею, вдавливая меня носом в грязь».

Полина Виардо быстро поняла, какую выгоду можно извлечь из влюбленности помещика-миллионера. Она вообще всю жизнь очень грамотно отделяла «мух от котлет». Все свои эмоции, свою испанскую страсть и талант Виардо отдавала сцене. В жизни же она пользовалась благами, которые дарили поклонники. Как, впрочем, и самими поклонниками – в ее постели побывала почти половина мужчин, принадлежащих к среде европейской богемы – начиная от выдающихся композиторов и художников, заканчивая коронованными особами. Никто из ее четверых детей не был похож на Луи Виардо, а насчет самого младшего сына, Поля, она вообще затруднялась ответить, кто его отец: то ли живописец Ари Шеффер, то ли принц Баденский, а, может быть, и русский писатель Тургенев. Все может быть!

 

Скучный муж

Луи Виардо, который был старше своей жены на двадцать лет, смотрел на ее похождения сквозь пальцы. Он женился на Полине Гарсиа, когда та была начинающей 19-летней актрисой (кстати, из соображений карьеры певица предпочла его художнику и светскому льву Альфреду де Мюссе, который так на нее обиделся, что даже нарисовал на Виардо целый цикл шаржей, высмеивающих оперную диву). Но уже через год по непонятным причинам его уволили с должности директора Итальянской оперы, и Луи Виардо превратился в банального импресарио своей супруги, ищущего для нее в европейских театрах выгодные контракты. А после того как певица начала терять голос, унылый и ленивый супруг вообще остался не у дел. И ему ничего не оставалось, как смириться с ее многочисленными любовниками, благодаря щедрости которых его семья жила достаточно безбедно.  

А вот Иван Тургенев ревновал Полину Виардо. И очень сильно. Эта ревность и стала причиной того, что они не жили вместе постоянно. Но в определенные моменты жизни Виардо писала Тургеневу письмо, и он, бросая все, сломя голову мчался через пол-Европы к «своей Полинушке».

Примечательно, что письма с вызовом от Виардо приходили именно в то время, когда у нее не все было хорошо в плане карьеры и, главное, денег.

(Окончание в следующем номере газеты.)

Ян Дарум

 

Еще записи по теме

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям