Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

История, отпечатанная в марках

11.02.2016

До конца февраля в двух экспозиционных залах Орловского музея изобразительных искусств доступен для просмотра выставочный проект «Золото филателии». Рассматривать экспонаты лучше при помощи лупы.

 

От литографии – к миниатюре

«Золото филателии» – это седьмой проект компании «Артгит», занимающейся организацией художественных выставок в российских регионах. Графика Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Гюстава Доре и шедевры английской гравюры XVIII века демонстрируются широкой публике.

В конце зимы – начале весны 2014 года в Орловском музее ИЗО в рамках проекта «Имена, которые покорили мир» гостил графический цикл «Suite 347» Пабло Пикассо, а в декабре того же года была привезена выставка «Священное послание Сальвадора Дали».

На этот раз перед нами – почтовые марки. С одной стороны, имеющие чисто утилитарное значение. С другой – предметы искусства сами по себе, продолжающие графическую технику, но только в миниатюре. Пока марки не стали изготавливать типографским способом, они выполнялись гравированием на меди или стали и в технике литографии. (Литография – это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.)

Чего в марках больше – художественности или истории, решит сам зритель. Выставка адресована как коллекционерам и заядлым филателистам, так и всем, кого интересует, какими почтовыми знаками оформляли письма во всем мире еще 150 лет назад.

Самый ценный экспонат

Строго говоря, некоторые реликвии впору не показывать в музеях, а хранить в безопасных банковских сейфах, потому как стоимость небольшого кусочка бумаги оценивается в миллионы долларов на аукционах. Всего один день в Орле выставлялся самый дорогой экспонат выставки – марка под названием «Тифлисская уника». «Тифлисскую унику» в России показывают в третий раз: прежде, в 1997 году, ее видела Москва, осенью – Воронеж, продемонстрировали ее и в Орле.

Воронежу повезло больше: на месяц удалось оформить страховку на уникальный дорогостоящий объект. В Орле так сделать не получилось. Поэтому «Тифлисскую унику» только 22 января, в день открытия выставки, под присмотром хозяина экспозиции, генерального продюсера «Артгит» Виктора Гитина, вблизи, под стеклом и без стекла, разглядывала культурная общественность, филателисты и представители СМИ.

Сегодня в мире всего пять экземпляров этой уникальной почтовой марки: один хранится в сейфовой комнате Берлинского национального почтового музея, второй – в Национальном почтовом музее США – Смитсоновском институте в Вашингтоне, три оставшиеся – в частных коллекциях. В Российской и Грузинской национальных коллекциях этих марок не представлено. Стоимость марки оценивается, по данным разных аукционных домов, в несколько миллионов долларов.

Это была первая почтовая марка России и Грузии, исторический отпечаток почтовой связи двух стран. Ее выпустили в 1857 году в Грузии, входившей в состав Российской империи, и она имела хождение только в Тифлисе (Тбилиси) и Коджори. Случилось это событие на шесть месяцев раньше выпуска первой официальной почтовой марки Российской империи в Санкт-Петербурге. Через полгода появились общероссийские марки, и тифлисская вышла из обращения.

Чуть более ста лет назад сразу три экземпляра марки приобрел ювелир и филателист Агафон Фаберже. Коллекция уходит с молотка – так 18 лет назад Виктор Гитин купил две «Тифлисские уники» у известного филателиста Збигнева Микульского в Швейцарии, одна из них и была представлена у нас в городе.

Изделия в золоте и серебре

Подлинные экземпляры первых марок мира (а их в экспозиции порядка 54-х) дополнены их золотыми и серебряными репликами. Реплики изготовлены за рубежом в ознаменование исключительной филателистической ценности этих почтовых миниатюр и подчеркивают особую историческую, художественную и коллекционную значимость каждого представленного экспоната.

Золотые копии первых марок планеты выставлены в нескольких художественных вариантах. Это реплики известного в мире Монетного двора Франклин Минт (Пенсильвания, США). В 1979 году данная международная компания выпустила ограниченным тиражом специальную коллекцию из 73 золотых копий первых марок мира. Серия была создана по особой запатентованной технологии под эгидой Международного общества почтмейстеров.

Другой серией иллюстраций первых марок мира является Золотая коллекция марок Королевства Лесото – экземпляр №1965. Номерная, также ограниченная по тиражу серия была выпущена по распоряжению Его Величества короля Лесото в ознаменование пятнадцатого года независимости страны и в честь мемориального столетия сэра Роуленда Хилла, родоначальника современной почтовой марки, в 1981 году.

Третья серия реплик также ограниченным тиражом издана в Германии в 1990 году известной европейской фирмой Мишеля Годе. Каждый экспонат имеет свой сертификат подлинности и является художественной миниатюрой в золотой фольге.

Бременский ключ и солнце Монтевидео

Своими глазами вы увидите знаменитые филателистические редкости – первые марки: Бразилии – «Бычий глаз» (1843), Бельгии – «Эполеты» (1849), Королевства Саксонии – «Саксонская тройка» (1850), США – «пятицентовик Б. Франклин» (1847), Франции – «Церера («Серее») 20 сантимов», Королевства Пруссии (Германия) – «Прусский зильбергрош» (1850), Канады – «Трехпенсовый бобер» (1851) и многие другие. Демонстрируется и первая марка мира, выпущенная в Великобритании в 1840 году, – «Черный пенни». Особая ценность в том, что она представлена на конверте с гашением, что доказывает ее подлинность.

В экспозиции есть немецкий трехгроте – марку в 1855–1867 годах выпускал имперский вольный город Бремен. Центральное изображение – серебряный бременский ключ, атрибут апостола Петра, покровителя Бременского кафедрального собора. Одновременно это еще и герб ганзейского города – впервые как гербовый символ ключ использовался в Бремене с 1366 года.

На выставке вы узнаете, что первыми почтовыми знаками Уругвая были курьерские марки 1856 года номиналом 60, 80 сентаво и один реал. На марке содержалась надпись о способе доставки – дилижансом. В центральной части марок изображалось солнце в представлении народов майя.

Принцессы и труженицы

Филателисты образно делят марки на принцесс и простых тружениц. Первые бережно хранят в самых известных мировых коллекциях. У каждой из них необычная история появления и судьба. А труженицы обслуживают корреспонденцию, им суждено быть наклеенными на конверты и бандероли, чтобы разносить известия и документы по городам и странам.

Кстати, на выставке в Орле присутствующим напомнили, что почтовые марки ввели вынужденно, для разрешения проблем с оплатой писем. Чтобы получить письмо, требовалось оплатить его доставку. В ход шли изобретательные семиотические приемы. Опытные отправители писем делали на конверте пометки, заранее договариваясь с получателем. Получатели, различая знаки на конверте, уже знали содержание письма, поэтому у них не было необходимости его читать, стало быть, почтальон должен был засвидетельствовать отказ от письма. Нет факта доставки – нет и оплаты. Поэтому было решено наклеивать на конверты почтовые марки.

Кстати, филателисты более ценят гашеные экземпляры. Ведь если марка наклеена на конверт и там есть другие почтовые отметки, это дополнительная гарантия подлинности экземпляра. На ценность и стоимость, кроме тиража, влияют также типографские ошибки.

Первые почтовые марки выходили без перфорированных краев, потому что специального оборудования тогда не существовало. И все эти любопытные факты вы сможете прочесть, прогуливаясь по выставке «Золото филателии». Желательно с лупой, чтобы рассмотреть все детали миниатюрных экспонатов.

Вера Сергеева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям