Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

История одного памятника

04.02.2016

Имя Василия Сергеевича Калинникова я впервые услышала в детстве, после войны, когда училась в музыкальной школе. Школа еще не носила имя прославленного композитора, но моя учительница, незабвенная М.Т. Блашкина, очень много о нем говорила. Шли годы. Моя вторая «встреча» с Калинниковым произошла уже в 1950-е, в период работы в областном краеведческом музее.

В память о композиторе

В те уже далекие годы XX века в краеведческом музее был очень небольшой, фактически камерный, но очень теплый отдел, посвященный Василию Калинникову. Потом имя композитора стала носить школа, его фамилия значится на мемориальной доске на здании железнодорожного техникума – бывшей духовной семинарии, где учился Калинников. Имя композитора носит один из переулков в Железнодорожном районе и улица в Северном районе Орла. Небольшая экспозиция, посвященная ему, есть в музее села Ильинское Хотынецкого района. Чтут имя композитора в Дмитровске и во Мценске. Разговор о нем ведется в музее Орловского музыкального училища, огромный источник познания о В.С. Калинникове – музей в Орловской детской музыкальной школе, носящей его имя.

Настоящим праздником для многих почитателей творчества Василия Калинникова было открытие ему памятника. Мысли о создании памятника Василию Сергеевичу высказывались очень давно. Многолетний директор музыкальной школы имени Калинникова, замечательный баянист и прекрасный организатор Борис Дмитриевич Гладков, преподаватель класса скрипки, создатель первой мемориальной экспозиции в школе Калинникова Евгений Александрович Кубарев, краевед и музыковед Павел Васильевич Сизов – они были среди тех, кто настойчиво все годы говорил о том, что в Орле должен быть памятник В.С. Калинникову.

Лучшее предложение

В процессе подготовки к 125-летию композитора работа в этом плане активизировалась. Передо мной выписка из протокола градостроительного совета Орла от 18 января 1990 года, где рассматривались проекты памятника композитору. Присутствовало на заседании 11 человек. Назову некоторые фамилии: Б.В. Фомин – начальник управления архитектуры и строительства, В.Г. Королев – председатель Заводского райисполкома, В.К. Соколов – первый секретарь Заводского райкома КПСС, Б.В. Антипов – председатель правления Орловской организации СА СССР, В.В. Плотников – ГАП института «Орелгипрогорсельстрой», В.И. Филин – ГАП института «Орелгипрогорсельстрой», Г.В. Павленко – ГАП института «Гипроприбор», В.А. Ливцов – председатель Орловской организации ВООПиК и другие.

Жюри было представлено четыре работы. По единодушному мнению, лучшей была признана работа скульптора Л.М. Бугая и художника В.Н. Блинова. В задачу В.Н. Блинова входило дать общее образное художественное решение, размер, характер постамента, принцип совмещения фигуры композитора с образом мальчика, играющего на свирели, присутствие дерева и т.д. К слову сказать, впоследствии, в момент открытия памятника, Л.Н. Бугай с большой теплотой говорил об участии в этом проекте В.Н. Блинова.

Леонид Максимович Бугай был творческой, совершенно бескомпромиссной личностью как в профессиональном, так и в житейском плане. Среди тех, кто всемерно поддерживал Л.М. Бугая морально, а подчас, по возможности, и материально, была наша общественная организация – Орловское отделение общества охраны памятников истории и культуры. Сохранились рабочие записи тех уже далеких 90-х годов. Приведу всего несколько. 13 сентября 1993 года в мастерской у скульптора Бугая. 23 сентября 1993 года письма с просьбами о создании памятника переданы в приемные областной и городской организаций, в газету «Орловская правда».

Симфония жизни

Определенной, можно сказать, значительной вехой в пропаганде памяти о композиторе, в хлопотах о создании памятника была презентация книги известного московского музыковеда Г. Пожидаева «Василий Калинников: Симфония жизни в четырех частях». Презентация книги состоялась 20 января 1994 года. Если мне не изменяет память, она проходила в зале дома политпросвещения при большом количестве людей. Многие выступающие говорили о будущем памятнике. Презентация эта, кроме всего прочего, была еще примечательна и тем, что в процессе создания памятника все больше подключалось руководство города. В данном случае это собрание вела О.М. Долягина, в тот момент заместитель главы администрации Орла.

Всем миром

Отрадно вспоминать, что и в 90-е годы, несмотря на все невзгоды, орловцы не забывали о пище духовной. Надо отдать должное светлой памяти Л.М. Бугая. Многие говорили, что не обязательно в композиции памятника это дерево, не обязательно – мальчик, не обязательно то, не обязательно это… Если бы отказались от задуманной идеи, то, безусловно, денег ушло бы меньше, возможно, и делалось быстрее, но художественная значимость и выразительность памятника были бы, естественно, не те.

Как я уже говорила, наше общество охраны памятников тоже всемерно старалось оказать помощь в сборе денег. Сохранился договор, датируемый мартом 1995 года, на выделение денег скульптору Л.М. Бугаю для перевода модели мальчика в гипс… Буквально те народные копейки, которые поступали к нам в общество в начале 90-х годов, мы старались передать скульптору, чтобы сделать свирель, или несколько листиков для дерева… Большую помощь оказывала в те годы администрация Заводского района. Каждая копейка строго учитывалась. Такой прозрачности в использовании денег я не припоминаю в истории создания других памятников. Периодически замглавы администрации Заводского района Л.Н. Кирдеева, представитель городского управления культуры М.С. Панкина, В.А. Ливцов и я приходили в мастерскую скульптора, убеждались, что запланированная работа сделана, и только тогда автору выплачивался гонорар. Вот тебе и лихие 90-е.

В 2000-е годы «заботы» о работе над памятником взяли на себя городские власти. Хочу сказать добрые слова в адрес начальника городского управления культуры Т.В. Исаевой. В 2007–2008 годах было много сделано администрацией города для осуществления многолетней мечты орловцев о создании памятника В.С. Калинникову. На наших глазах эта работа длилась более двадцати лет! И, в конце концов, мы убедились в истинности мудрости – капля камень точит…

Запечатленное в бронзе

Памятник был открыт 3 августа 2009 года. Голубизна неба соперничала с яркостью солнца. Звучала музыка Калинникова. Огромное количество людей – писатели, журналисты, музейные работники, художники… Студенты музыкального училища, преподаватели и ученики музыкальных школ города, строители, начальство – трудно назвать всех, кто там был. Самым скромным образом держался сам автор – Л.М. Бугай. От имени общественности выступили председатель Орловского музыкального общества Е.Н. Болдовская, директор детской музыкальной школы им. Калинникова Л.А. Кочергина. Мне тоже была представлена эта высокая честь.

Через несколько лет после открытия памятника скульптор умер, но память об известном композиторе-орловце, 150-летие со дня рождения которого мы сейчас отмечаем, талантливо запечатленная в бронзе, жива.

 Нина Кирилловская

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям