Искусство об искусстве, или чего не видит зритель

2011-04-19

Автор: Ольга Солнцева

Сцена, ярко освещенная софитами, актеры в образе, реплики, музыка – словом, театральное действо, которое в идеале должно привести к катарсису. Так мы, зрители, воспринимаем театр. И видим в актере – персонажа, в сцене – вымышленный, созданный режиссером мир. А по ту сторону рампы – жизнь, неведомая тому, кто находится в зрительном зале. Заглянуть за театральные кулисы решились студенты Орловского государственного института искусств и культуры.



Ребята, направляемые своим наставником и педагогом, признанным мастером художественного фото Владимиром Ададуровым, подготовили фотовыставку для театра «Русский стиль». Название незамысловатое, но вполне отражающее суть – «Наш мир – театр».

Две недели студенты напряженно работали, искали ракурсы, пытались проникнуть за сценические образы актеров. Результат оказался неожиданным и для театральной труппы, и для наставника, и для самих начинающих фотографов. Студенческие, но вполне зрелые по исполнению фотоработы подарены «Русскому стилю». Примерно месяц – столько длится выставка – они будут украшать фойе театра.

Слово авторам.

Алёна Меринова:

– Идея выставки принадлежит Людмиле Федоровне Васильевой (помощник режиссера по литчасти в театре «Русский стиль». – Прим. ред.). Актеры, с которыми нам пришлось непосредственно работать, встретили нас очень радушно. Хотя, согласитесь, непросто впустить другого человека в свою личную жизнь. Две недели мы практически жили в театре, наблюдали за всем происходящим и на сцене, и за кулисами. Работать пришлось очень напряженно, но в результате, думаю, все получилось.

Мария Трофимова:

– Как таковых задач при подготовке выставки Владимир Александрович (Ададуров. – Прим. ред.) перед нами не ставил. Просто сказал: фотографируйте театр, то, что вы видите, то, что нравится, попытайтесь перенести свои переживания в фото. Нам была дана полная самостоятельность с единственной подсказкой: показать нужно то, чего не видит зритель. Это очень интересное состояние: когда ты как будто зачарован, хочешь узнать, что происходит за кулисами, наблюдаешь за каждым актером, присматриваешься даже к тому, как падает от него тень.

Ольга Кайро:

– Было приятно слышать в день открытия, как гости делились впечатлениями. Интересно, что почти каждую работу люди воспринимают и трактуют по-своему. Конечно, готовя выставку, мы сделали в разы больше фотографий. Но отобраны были те, в которых, кроме интересного кадра, есть смысл, может быть, даже философский.

Роман Мукминов:

– Я практически не работал непосредственно с актерами, но, конечно, некоторые их особенности не заметить не мог. Они, например, любят, когда их фотографируют. Многие люди от камеры бегают, потому что не любят позировать, а актеры уже при виде фотографа, вроде бы не обращая внимания, начинают выбирать ракурс – каждый ведь знает, как он лучше получается на снимке.

Александр Столяров, актер театра «Русский стиль»:

Я могу пожелать тем ребятам, которые провели с нами столько времени, больших-больших успехов. И отдельно поблагодарить за мой портрет. Сказку «Фарфоровый принц» я играю уже лет десять. И на фото видно, что лицо это уже давно не фарфорового принца и что принца уже давно пора сменить. (Смеется. – Прим. ред.)


Справка «ОВ»

Владимир Ададуров,
фотохудожник:

Есть такая замечательная теория: человек может все в том случае, если он знает, что это возможно. То есть вечный двигатель не изобрели только потому, что никто не верит в возможность его изобретения. Задача, поставленная перед студентами, была практически невыполнима. Если кому-то из маститых фотографов сказать: за две недели вам нужно сделать художественную выставку, думаю, он поседеет. Я сам однажды делал выставочный проект за пару недель – это чудовищная нагрузка! Но ребятам я об этом не говорил. И поэтому у них все получилось. Результат очень достойный, гораздо более, чем ожидал.
Работы получились любопытные, в разных жанрах и стилях. Есть среди них настолько философски глубокие, что могут претендовать на участие в серьезной выставке, посвященной театру вообще, не обязательно именно «Русскому стилю».
Если говорить об особенно интересных работах, – та, что вынесена в афишу выставки, на мой взгляд, как раз весьма символичная и достойная. Она отражает дух театра, ощущение человека, сидящего в зрительном зале. Мы привыкли быть в куче. А он сидит одиноко, перед ним – великий и непостижимый театр.