Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Искусство должно быть разным

18.02.2014

Совсем скоро орловцев ждет очень интересное событие всероссийского масштаба. Впервые в Орле будут представлены работы величайшего художника ХХ века Пабло Пикассо из его самого крупного и самого откровенного графического цикла Suite 347. 14 февраля выставка под названием «Пабло Пикассо. Искушение» откроется в Орловском музее изобразительных искусств (ОМИИ) и, вполне возможно, станет сенсацией. А пока город замер в ожидании, директор ОМИИ Светлана Четверикова рассказывает «ОВ» о сюрпризах предстоящего события, сокровищах музейных запасников, приверженности орловцев масс-культу и о том, чего ждет и с какими проблемами борется орловская обитель высокого искусства в год, объявленный в России Годом культуры.

Пикантный Пикассо

– Светлана Анатольевна, давайте начнем сразу с выставки Пикассо, о которой уже столько говорят... Почему вы решили взять для экспонирования именно этот цикл работ художника, учитывая их несколько пикантный характер?

– Каждый год мы стараемся привозить в наш музей выставки известных мастеров. Ближайшим примером до Пикассо были работы Николая Рериха, экспонировавшиеся в конце прошлого года. Что касается нашей новой выставки, я выбрала эту экспозицию из двух проектов, которые предлагала компания-организатор. Первый проект – «Пабло Пикассо. Искушение», второй, тоже очень интересный, – «Пабло Пикассо и Сальвадор Дали». Я понимаю, что немножечко рискую, ибо не знаю, понравится ли выставка, какие будут отзывы – настолько она неоднозначна. Хотя, конечно, определенная гарантия есть: все-таки Пабло Пикассо – имя. И какими бы не были его работы, они наверняка вызовут интерес. В этом смысле то, что мы представляем неизвестного Пикассо, плюс. Эти работы на сегодняшний день невозможно посмотреть в Интернете – они защищены авторскими правами, поскольку находятся в частном французском собрании. Увидеть всю серию можно только в семи музейных коллекциях мира, и то часть ее хранится в запасниках и не выставляется постоянно.

– Словом, орловцам предоставляется уникальная возможность?

– Да. Вероятно, для посетителей выставки покажется небольшим минусом то, что представлена будет графика, которую в провинции не очень любят. Сразу возникают вопросы об оригинальности, ведь графика – продукт печатный. Однако нужно понимать, что любая, даже печатная графика существует ограниченным тиражом: лишь несколько оттисков получается хорошего качества. Могу заверить, что работы Пикассо, которые мы планируем показать, бесспорно, можно назвать авторскими.

И еще несколько слов об интересности предстоящего события. Компания, представляющая проект, взяла на себя оформление выставочного интерьера. То есть посетители увидят не просто стандартную экспозицию. В зале будет создана соответствующая атмосфера.

 

С элементом шоу

– Весьма современная тенденция… А на ваш взгляд, без этих современных «трюков» вроде создания атмосферности, инсталляций искусство может выжить?

– Сейчас от всех культурно-массовых организаций, в том числе и от музеев, требуют элементов шоу, развлечения. Понимая, что слепо идти за веяниями времени глупо, мы, тем не менее, пытаемся совместить классические, в том числе научные формы работы, с теми, что интересны зрителю. В их числе создание тех самых атмосферных интерьеров, введение в работу информационных технологий, сочетающихся с возможностью посмотреть на подлинное произведение искусства.

Кстати, ориентируясь на ведущие музеи мира, мы приобрели для нашего музея комплект «Аудиогид» и сделали к нему сопроводительные маршрутные карты по музею. Сейчас идет последнее апробирование, и совсем скоро такой индивидуальной экскурсией смогут воспользоваться наши посетители.

А 30 апреля мы планируем открытие мастерской Андрея Ильича Курнакова. Здесь установлен «сенсорный киоск», со всеми документами мастера, в том числе работами, находящимися в других собраниях.

Словом, новые технологии, новое видение музею просто необходимы, на мой взгляд. Это никак не вредит его в хорошем смысле слова консервативности, но добавляет интересности.

 

В погоне за популярностью

– Тогда об интересе. Вы показывали орловцам очень разных «привозных» мастеров. К чему больше тяготеет наша публика?

– К сожалению (говорю это от себя, ибо работаю в музее достаточно долго и на протяжении времени делаю определенные выводы-оценки), элитарное искусство – удел, скорее, больших городов, где оно востребовано. Выставки с подобными работами хороши для имиджа музея, но, судя по опыту, они не так интересны публике, как выставки более «китчевых», популярных художников, представляющих преимущественно массовое искусство. Впервые я это поняла на двух выставках, которые мы организовали в Орле в ОМИИ: Екатерины Рождественской, когда был настоящий аншлаг, и Никоса Сафронова, чьи работы также имели у нас колоссальный успех.

Многие говорили: «Ты сама интеллектуал, занимаешься авангардом… Как можно было это взять?!». Однако я считаю, что искусство должно быть разным. Нужно дать возможность каждому желающему получить удовольствие от посещения музея. Тем более, мы всегда стараемся чередовать представленные в музее лучшие (подчеркну) образцы искусства массового с работами совсем иными. К примеру, после экспозиции работ Екатерины Рождественской у нас прошла очень «музейная» выставка русской гравюры и литографии из нашего собрания…

Что касается предстоящей выставки, на мой взгляд, «Пикассо» идеально ложится в психологию и приоритеты нашего населения: с одной стороны, мировое имя, с другой – выставка, имеющая эротический подтекст, еще не экспонируясь, вызвала уже массу разговоров, интерес, едва ли не скандал… Здесь мы очень удачно сочетаем высокое искусство и то, что интересно основной массе населения.

– Поэтому вы выбрали именно эту экспозицию, а не «Пикассо – Дали»?

– Безусловно, мне интересно пронаблюдать реакцию, пожелания посетителей. И если я увижу, что экспозиция востребована, в следующем году возьму выставку «Пабло Пикассо – Сальвадор Дали».

 

Планы и проблемы

– А в этом году что еще смогут увидеть орловцы? Наверняка планы уже расписаны…

– В апреле, после того как завершится выставка Пабло Пикассо, планируется персональная выставка Сергея Андрияки, художника, которого просто обожает орловский зритель. Автор обещает приехать сам, вероятно, даже проведет несколько мастер-классов. А в июле мы привозим выставку Александра Шилова из его картинной галереи. Переговоры велись очень долго, но, наконец, договоренность достигнута: мы выбрали время, когда этот интереснейший художник сам сможет приехать в Орел. Во второй половине года мы планируем показать орловцам наши фондовые выставки.

– Светлана Анатольевна, о проблемах музея скажете несколько слов? Все-таки Год культуры объявлен. Может, что-то сдвинется с мертвой точки…

– Проблем у нас много. Одна из основных – нехватка экспозиционных площадей. Раньше на третьем этаже музея размещалась наша постоянная экспозиция классиков XVII–XIX веков, на втором – «Искусство XX века». Первый этаж был отдан под временные экспозиции. Однако сейчас работы авангардистов XX века, среди которых есть очень ценные полотна, в том числе Фалька, Кончаловского, находятся в запасниках музея. А в зале на втором этаже теперь мы размещаем временные привозные выставки. Дело в том, что сейчас юридически тот самый зал музея на первом этаже принадлежит Академии госслужбы, хотя и является частью исторического здания музея.

Оставляет желать лучшего состояние здания: оно требует капитального ремонта, однако средств нет ни у города, ни у области. Не хватает квалифицированного персонала. Правда, это проблема не только нашего музея: искусствоведов в Орле не готовят, а переезжать сюда из крупного города на зарплату в восемь тысяч желающих нет. В результате средний возраст нашего научного сотрудника-искусствоведа – 60 лет. Вопрос их смены для нас открытый.

Кстати

Выставка «Пабло Пикассо. Искушение» (из частного собрания) откроется в ОМИИ 14 февраля и продлится до 4 апреля. Все 105 литографий, представленных на выставке, имеют сертификат подлинности от художественной галереи Artfever (Париж, Франция), несущей юридическую и финансовую ответственность за данную гарантию. Выставка будет работать ежедневно с 10.00 до 17.00 (в четверг до 21.00). Выходной – понедельник. Телефоны 76-27-41, 76-05-86. 

Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям