Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

И.С. Тургенев о П.И. Чайковском: «Музыка показалась мне очаровательной»

24.12.2014

Музыкальные вкусы Тургенева оставались устойчивыми до конца жизни писателя и склонялись преимущественно к венской классике (Моцарт, Бетховен), немецким романтикам (Шуберт, Шуман), итальянской опере первой половины XIX века (Беллини, Доницетти, особенно Россини), французской опере (Мейербер, Гуно, Бизе). Среди русских композиторов Иван Сергеевич особенно высоко ценил М.И. Глинку, В. Серова, П.И. Чайковского. Новаторские искания А.С. Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки» оставались писателю чужды.

 

Заочное знакомство

С Петром Ильичом Чайковским (1840–1893), выдающимся русским композитором, дирижером, музыкально-общественным деятелем, создавшим высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений, Иван Сергеевич Тургенев не был лично знаком, о чем писал 2 (14) марта 1872 года Я.П. Полонскому: «Чайковского я видел в Москве, слушал его музыку и находился с ним в переписке, но лично не познакомился. Он показался мне человеком весьма симпатическим – и талант у него несомненный, во всяком случае, гораздо более замечательный, чем у всех гг. Кюи, Балакиревых и прочих бездарностей, которых (как и покойного Даргомыжского) стараются раздуть в гении».

Высокая оценка Тургенева в адрес Чайковского звучит и в его письме к В.В. Стасову от 15 (27) марта 1872 года: «Из всех молодых русских музыкантов только у двух есть талант положительный – у Чайковского и у Римского-Корсакова».

Тургенев видел Чайковского и слушал его музыку в Москве, в малом зале Благородного собрания, 16 марта 1871 года. В том же 1871 году писатель обратился к М.А. Милютиной с просьбой выслать «Шесть романсов» П.И. Чайковского, изданных П.И. Юргенсом в Москве в 1870 году, по получении которых писал ей из Парижа: «... вчера прибыли романсы Чайковского, которые госпожа Виардо тотчас разыграла и из которых ей понравились три последние, а особенно самый последний – на слова Гете в переводе Мея» (письмо от 15 (27) апреля 1871 года).

Романсы в исполнении Виардо

Сочинения русских композиторов (М.И. Глинки, А.П. Бородина, П.И. Чайковского) Полина Виардо пела по-русски. Е.И. Апрелева-Бларамберг запомнила, с какой «страстной выразительностью» она исполняла романс «Нет, только тот, кто знал…» Чайковского и как безукоризненно выговаривала слова.

Н.А. Луканина вспоминала, что когда Виардо пела романс «И больно, и сладко…», Тургенев «совершенно воодушевлялся», В.Д. Поленову запомнилось, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал. Он не мог слышать ее пение без слез».

19 апреля (1 мая) 1871 года Тургенев просил П.В. Анненкова доставить «музыканту-композитору Чайковскому в Москве все романсы г-жи Виардо... от ее имени». Речь шла о романсах, вошедших в альбом, изданный при содействии писателя А.Ф. Иогансена в 1874 году: «Пять стихотворений Гете, Пушкина, Мерте, Гейбеля и Поля, положенные на музыку Полиною Виардо Гарсиа». Великий композитор знал лично певицу и несколько раз посетил ее, бывая в Париже в 1886–1888 годах.

Он пленился простотой и искренностью в обхождении Виардо, нескрываемой симпатией к нему. «Это такая чудная и интересная женщина, что я совершенно очарован ею. Несмотря на свои 70 лет, она держит себя на положении 40-летней женщины, подвижна, весела, любезна, обходительна и сумела так устроить, что я с первой минуты почувствовал себя у нее как дома», – писал он друзьям.

Знаковые концерты

В 1874 году В.А. Топоров по просьбе Тургенева присылает ему увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», написанную Чайковским в 1869 году. В письме от 14 октября (2 ноября) 1878 года к тому же адресату Тургенев обращается с просьбой прислать фортепианную партитуру оперы «Евгений Онегин» и две скрипичные пьесы: «Меланхолическую серенаду» и «Вальс-скерцо», которые с большим успехом исполнялись 8 (20) сентября 1874 года в Третьем русском концерте в Париже в концертном зале Трокадеро под управлением Н.Г. Рубинштейна. По свидетельству писателя, именно эти концерты (Тургенев, по-видимому, был на последнем, третьем из них) вызвали еще большую его заинтересованность Чайковским и его произведениями.

В письме к О.А. Новиковой-Киреевой от 22 сентября 1878 года Иван Сергеевич писал: «... я нахожу весьма замечательной симфоническую фантазию Чайковского «Буря»...» Но всего более писателя заинтересовала опера «Евгений Онегин». Тургенев, побывавший на репетиции оперы в Московской консерватории, 16 февраля 1879 года писал дочери Полины Виардо Клоди: «Музыка показалась мне очаровательной: горячая, страстная, юная, живописная, поэтическая. Особенно хорош и полон воодушевления оркестр».

Однако в письме к Л.H. Толстому от 15 (27) ноября 1878 года он дает опере неоднозначную оценку: «... Несомненно, замечательная музыка, особенно хороши лирические, мелодические места. Но что за либретто! Представьте, стихи Пушкина о действующих лицах вкладываются в уста самих действующих лиц». Далее Тургенев писал: «Имя Чайковского здесь очень выросло после русских концертов в Трокадеро, в Германии оно давно пользуется если не почетом, то вниманием. В Кембридже мне один англичанин, профессор музыки, пресерьезно сказал, что Чайковский – самая замечательная музыкальная личность нынешнего времени...»

Чайковский и Клара

К музыке Чайковского Тургенев обращается в повести «Клара Милич» (1882 год). Клара Милич, прообразом которой была одна из любимых актрис Чайковского Е.П. Кадмина – первая исполнительница партии Морозовой в его опере «Опричник» (ей посвящен романс Чайковского «Страшная минута»), исполняет на литературно-музыкальном утре в Москве романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал…» Партитура оперы «Опричник» хранилась в библиотеке И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове (см. Каталог библиотеки И.С. Тургенева, составленный К.Д. Сухотиной, 1885 год).

Переписка И.С. Тургенева и П.И. Чайковского неизвестна.

Лилия Александрова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям