Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

«Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…»

30.11.2016

Шкала человеческого возраста напрямую зависит от способности к игре, ведь ребенок может разговаривать с солнечным зайчиком, убаюкивать цветок, разворачивать масштабные сражения под обеденным столом, а взрослый зачастую отказывается понимать, что против воли ввергнут в систему социальных манипуляций и превратился в марионетку. Некой прививкой от этой жизненной драмы можно считать осмысленное отношение к такому феномену, как игра. И совсем не обязательно вспоминать сверхзнаменитые слова Шекспира или музыкальную заставку к программе «Что? Где? Когда?». Достаточно интеллектуально развиваться, внимательно читая художественный текст, обнаруживая подтекст, анализируя мотивы поступков героев мировой литературы.

 

Игры школяров

А можно оказаться во время Тургеневской осени в музее нашего классика-земляка на традиционных играх школяров. На этот раз они состоялись 17 ноября, правда, не в музее И.С. Тургенева, закрытом на капитальный ремонт, а в музее писателей-орловцев, что нисколько не ослабило соревновательный азарт участников, которыми на этот раз стали команды десятиклассников из 24-й и 27-й школ.

Все задания, базировавшиеся на материале двух великих романов, «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо», оформились в семь конкурсов, позволявших проявиться самым разнообразным способностям юных участников, которых оценивало компетентное жюри. В него вошли заместитель директора ОГЛМТ по научной работе Л.В. Дмитрюхина, заведующая музеем И.С. Тургенева Е.Г. Мельник, научный сотрудник этого же музея С.Л. Жидкова, доцент Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева М.А. Шинков, доцент Орловского государственного института культуры В.В. Романов, руководитель студии бального танца «Орион» В.А. Макешина.

Домашнее задание было крайне интригующим и предполагало максимальную самостоятельность, ведь участникам игры предложили написать о том, как воспримет родной город Иван Сергеевич, неожиданно оказавшись в нем в наши дни. Простор для фантазии, да и для анализа современной культурно-бытовой обстановки просто потрясающий. Этим не замедлили воспользоваться юные филологи: сюжеты предлагались один другого любопытнее, а палитра реакций писателя на нашу современность превосходила все ожидания.

Вот, например, ученица 10 «В» класса средней школы № 27 им. Н.С. Лескова с углубленным изучением английского языка Анна Федоровцева предположила возможность такой реакции:  «О, как ужасно это время. Все куда-то спешат, разговаривают, прикладывая к уху странные коробочки. Мужчины не уступают места женщинам, ругаются и ведут себя некультурно. Дамы одеты в странные и, самое главное, рваные брюки, которые неприлично облегают ноги. Теперь люди курят что-то непонятное, выдыхая при этом очень много дыма с разным вкусом». В другом сочинении автор затронул архитектурно-этический аспект городского ландшафта и описал крайне экспрессивную реакцию писателя-гуманиста на наличие памятника Ивану Грозному в своем родном городе. Научный сотрудник музея Светлана Жидкова, приведя цитату из письма Тургенева к Виардо, подтвердила негативное отношение нашего именитого земляка к этой исторической личности и достоверность предположений юного сочинителя.

Интеллектуальный бой

Но, конечно, основные страсти разворачивались на поле интеллектуального боя    . Ну вот могли бы вы, уважаемый читатель, даже изрядно подготовившись, сходу и при этом обоснованно ответить на такой вопрос: «Какой из героев романа «Дворянское гнездо» вам наиболее симпатичен?». А капитаны команд, ввергнутые в ситуацию интеллектуального экспромта, держались стойко и аргументировали веско, хотя, безусловно, переживали невероятный стресс, чувствуя свою ответственность за происходящее.

Надо сказать, что игра носила не только соревновательный, но и образовательный характер, и это важно еще и тем, что собрались школьники, углубленно и заинтересованно изучавшие жизнь и творчество Тургенева, готовые к новой полезной информации, осознающие себя земляками уникальной личности. Теперь, во время игр, портрет писателя обрел новые черты, заиграл особыми красками, ведь авторы сценария и ведущие Алина Антонова и Антон Бушунов поделились редкой, а, самое главное, не сухой академической, а эмоционально окрашенной информацией. Каждый ли знает, что недалеко от современного «Атолла» был дом молодой четы Тургеневых, который за садовое искусство признавался одним из самых красивых в городе? А ведь в нем и родился будущий великий писатель спустя два года после появления на свет старшего брата Николая.

Рассказ о театральных интересах семьи, о посещении театра Каменского, о вечерах в Спасском-Лутовинове предвосхищал театральный конкурс. Команды предложили для оценивания инсценировки отрывков из «Дворянского гнезда»: женский дуэт из школы №24 состязался с мужским из школы №27. Все актеры очень старались, у всех имелись недочеты, но публика была неизменно благосклонна и щедра на аплодисменты. Театр способен преподнести сюрпризы! Недаром Тургенев, увидев постановку своей пьесы «Месяц в деревне», с удивлением спросил у Марии Савиной: «Неужели эту Верочку я написал?». Участникам игр организаторы предложили посмотреть отрывки из этого произведения, экранизированного благодаря режиссеру Вере Глаголевой и названного «Две женщины», и сообщили, что сама автор фильма всего неделю назад приезжала в Орел на день рождения писателя и подарила два уникальных костюма, которые теперь войдут в экспозицию. Кстати, в ближайших планах у Глаголевой фильм о взаимоотношениях Тургенева и Виардо, и эту эксклюзивную информацию буквально из первых рук получили орловские школьники, этой осенью тоже ставшие членами Тургеневского братства.

Краеведение, декламация и танцы

Краеведческий конкурс оказался довольно сложным: прототипы тургеневских персонажей множились, перетекали один в другой и «прятались» от современного школьника, уповающего на всемогущий Интернет. Команды и группы поддержки с переменным успехом отвоевывали вожделенные баллы. Мельчайшие детали и знаковые символы, рассыпанные по тексту, должны были доказать способность глубокого погружения в художественный материал.

Жанр художественной декламации сложен сам по себе, во-первых, тем, что противостоит актерской подаче материала, а во-вторых, тем, что предполагает полное погружение в текст. Представители команд зачитали внутренний монолог Лаврецкого и описание дороги в Марьино из двух романов Тургенева, что выставило исполнителей в самом выгодном свете. Хотя справедливости ради надо сказать, что чтение прозы наизусть становится все большим раритетом, а ведь оно так бы могло помочь визуальному контакту со зрителем и максимальному психологическому эффекту, тем более что тургеневский текст таит в себе множество стилистических секретов: синтаксических узоров и лексических богатств.

Дворянская культура немыслима без музыкальных и танцевальных развлечений, поэтому организаторы предложили занимательную игру – соотнести классическую мелодию с тургеневским персонажем и обосновать свой выбор, а затем зрители смогли насладиться хореографическими способностями участников.

Конечно, соревнование – жесткий вид общения, который предполагает победителя и побежденного, но многочисленные номинации помогли поощрить самых ярких участников, а сами команды по завершении игры с удовольствием знакомились, обменивались впечатлениями и телефонами, а такая мудрая реакция не всегда доступна и взрослым. Так что Тургенев вновь объединяет вокруг себя адекватных творческих людей.

Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям