Орелстрой
Свежий номер №16(1220) 17 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

«И точно так никто не проживет…»

29.11.2016

18 ноября преподавателю ОГУ им. И.С. Тургенева, кандидату филологических наук, блестящему специалисту в области зарубежной литературы Екатерине Степановне Панковой исполнилось бы 86 лет. До дня своего рождения она не дожила чуть больше месяца. 14 октября ее не стало. Но память об этой удивительной женщине навсегда сохранится в сердцах тех, кто ее знал. Екатерина Степановна принадлежала к тому поколению, которое можно назвать детьми войны. Через всю свою жизнь она пронесла память о тяжких годах военного детства в городе Моршанске Тамбовской области. Отец, имея бронь, ушел добровольцем на фронт и не вернулся, семья осталась без кормильца, и одиннадцатилетней Кате пришлось и учиться, и работать. Но ни голодом, ни холодом в ней не была убита тяга к знаниям, и, окончив школу рабочей молодежи, она поступает в Московский государственный университет, после которого судьба забрасывает ее в Орел.

Ее университеты

Хорошо образованную, трудолюбивую девушку приглашают в «Орловскую правду», где она работает корреспондентом, ездит по районам, пишет репортажи и статьи. А в 1962 году она вливается в коллектив Орловского педагогического института, где ей поручают один из самых трудных участков – преподавание курсов истории зарубежных литератур. Учебные стандарты советского времени требовали от преподавателя вуза широких, универсальных знаний и фундаментальной научной подготовки. И Екатерина Степановна с присущим ей упорством и настойчивостью овладевает огромным материалом, читает лекции и проводит семинары по широкому спектру учебных дисциплин – от истории античной литературы до литературы нашего времени. В результате она смогла в короткий срок встать в ряды ведущих преподавателей историко-филологического факультета и факультета иностранных языков.

На материале своей практической преподавательской деятельности в вузе Екатерина Степановна написала и выпустила ряд учебно-методических пособий для студентов: «Литература Германии. Материалы к вузовскому изучению дисциплины. В помощь студенту-филологу. 1998 г., 108 с.»; «Зарубежная литература XIX века. Материалы к вузовскому изучению дисциплины. В помощь студенту-филологу. 1999 г., 160 с.»; «Зарубежная литература XIX века. 2006 г., 250 с.». Насыщенные богатым историко-литературным и библиографическим материалом, эти пособия значительно облегчили студентам освоение соответствующих курсов.

Выпускники филфака и иняза до сих пор вспоминают ее яркие, наполненные подробностями литературных текстов лекции и живые, интерактивные практические занятия. Из глубокого интереса к литературе Германии, особенно к периоду сложнейшего XX века, выросла и проблематика ее первых научных исследований, результатом которых стало поступление в аспирантуру при кафедре всемирной литературы Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где она под научным руководством доктора филологических наук Клавдии Сергеевны Протасовой написала и защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблемы немецкого экспрессионизма в литературно-критическом наследии А.В. Луначарского» (1972 г.). Официальным оппонентом на защите выступал известный литературовед, литературный критик и член Союза писателей СССР, доктор филологических наук Илья Моисеевич Фрадкин.

Педагог по призванию

В годы, когда наш институт стал головным в России по проблемам, связанным с развитием образования на селе, Екатерина Степановна обратилась к вопросам преподавания зарубежной литературы в средней школе, опубликовав ряд научных статей и выпустив книгу «Уроки добра и суровой правды. Зарубежная литература в 7 классе. 1995 г., 72 с.». Написанная в помощь учителю-словеснику, эта работа стала настольной книгой для многих школьных преподавателей не только Орла и Орловской области, но и других регионов России. Екатерина Степановна гордилась теми благодарными отзывами, которые получала в переписке и личных встречах от своих читателей, особенно от сельских учителей. Через два года материал первой книги был расширен и лег в основу следующей работы: «Мировая литература в школе. 5–10 классы. Справочно-методическое пособие. В помощь учителю-словеснику». В 2000 году вышло второе, дополненное издание этой книги.

В статьях, вошедших в эти книги, были рассмотрены произведения, мало исследованные применительно к школьному преподаванию, а в ряде случаев даны их новые прочтения. Примером могут служить «Лягушонок» Э. По, «Матео Фальконе» П. Мериме, «Саламбо» Г. Флобера, «Дары волхвов» О. Генри, «Сказание о Кише» Д. Лондона. Основным пафосом этих книг стала идея гуманистического отношения и к человеку, в особенности к ребенку, и к братьям нашим меньшим, живущим как рядом с нами, так и в дикой природе.

Став членом Российской ассоциации преподавателей-англистов, Екатерина Степановна регулярно выступала на региональных, российских и международных конференциях, опубликовав десятки статей и тезисов своих выступлений. Ее доклады слышали в Москве и Санкт-Петербурге, Смоленске и Рязани, Кирове и Нижнем Новгороде, Самаре и Перми.

Профессионал в лучшем смысле этого слова, Екатерина Степановна была всегда пунктуальна и обязательна, трудолюбива и дотошна, будь то рядовая лекция или ответственное выступление на международной конференции. В своих учебных пособиях, статьях и книгах она не оставляла не проработанной ни одной мелкой детали, доискиваясь до самых глубоких корней явления, стараясь при этом использовать всю доступную литературу.

На личном примере

Екатерина Степановна была прекрасным организатором и руководителем, что продемонстрировала на должностях заведующего кафедрой советской и зарубежной литературы, заместителя декана факультета русского языка и литературы, проректора института по заочному отделению. Всегда целеустремленная и собранная, она не давала спуску никакой расхлябанности и безответственности. У нее всегда был порядок и на столе, и в голове, и в работе.

Екатерина Степановна любила свою работу и, будучи прирожденным педагогом, отдавала много сил воспитанию студентов. Главную роль здесь играл ее личный пример. Она участвовала практически во всех общественных мероприятиях, будь то субботник или воскресник, митинг или демонстрация, студенческий вечер посвящения, юмора или последнего звонка. Всегда бодрая и красивая, в красной косынке и с песней на устах, она заражала студентов и преподавателей своим энтузиазмом. Она хорошо пела, особенно песни военных лет, и это трогало сердца слушателей.

В лихие 90-е, когда по стране покатилась волна «прихватизации» и всеобщей коммерциализации, когда школы и вузы были брошены государством на произвол судьбы, Екатерина Степановна не сломалась, не впала в уныние или отчаяние, но продолжала работать с еще большим напряжением и тщательностью, воспитывая молодое поколение в духе лучших национальных традиций. Человек старой закалки и твердых принципов, она смело и открыто выступала как против застарелых язв прежнего общества, так и против хищнических тенденций наступающего нового. И нередко ее выступления приносили хорошие плоды: с административных зданий убирались кричащие идеологические призывы советских времен, с центральных магистралей города исчезали магазины под многометровыми вывесками «Вино-водка».

Все силы любимому делу

В последние годы научные интересы Екатерины Степановны сосредоточились на творчестве нашего земляка Леонида Андреева. В океане посвященных ему научных исследований она нашла свой, почти необитаемый и не исследованный остров, в результате чего в 2012 году вышла в свет большая монография «Творчество Леонида Андреева и мировое художественное наследие (1892–1917). 310 с.». Широта охваченного здесь материала и многообразие аспектов его исследования заслуживают специального рассмотрения. Здесь и связь Андреева с литературными традициями прошлого от Гомера и Шекспира до Байрона, Пушкина и Диккенса, и элементы музыкально-песенной культуры в пространстве литературного текста, и концепция детства, и интертекстуальные связи, и многое другое. Каждая глава монографии подкреплена обширной библиографией, а все исследование венчается списком публикаций автора по избранной теме, включающим 40 названий.

Конечно, жизнь Екатерины Степановны была нелегкой, но она мужественно преодолевала  все препятствия и не теряла главных ориентиров. Основным содержанием и ценностью ее жизни была работа, и именно она спасала в самые сложные моменты. В один из таких моментов автор этих строк посвятил ей стихи, которые нашли в ее душе положительный отклик:

Когда нас волны били

    и швыряли,

И низость обнажала

    глубину,

Мы всю бодягу эту

    презирали,

Принципиально

    не идя ко дну.

У нас была своя, иная

    бездна:

Труд ежедневный

    и всегда живой:

Работа не бывает

    бесполезна,

Когда в нее уходишь

    с головой.

Мы уходили –

    и писали книжки,

Мы уходили – в школу

    на урок,

И слушали девчонки

    и мальчишки

Дыхание овидиевых

    строк.

Пусть наши книжки

    и скромны, и тонки,

Пусть не всегда удачен

    наш рассказ,

И, может, те

    мальчишки и девчонки

Напишут и расскажут

    лучше нас,

Пусть будущее все узлы

    развяжет,

Даст новый текст

    и новый перевод,

Но точно так уже

    никто не скажет,

И точно так никто

    не проживет.

Екатерина Степановна Панкова прожила интересную, насыщенную жизнь, отдав все силы любимому делу и оставив по себе светлую память как достойнейший представитель своего поколения.

И.Г. Гусманов, кандидат филологический наук, почетный работник ОГУ им. И.С. Тургенева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям