Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

И попалась рыбка в Сети

17.02.2015

В декабре 2014-го моя 31-летняя подруга Татьяна (женщина, между прочим, с высшим экономическим образованием, главный бухгалтер) воодушевленно рассказывала мне, как за бесценок «оторвала» себе шубку всего за шесть с половиной тысяч рублей. Трясясь от радости, она тыкала пальцем в экран монитора, демонстрируя грядущую обновку. Неизвестный сайт в ярких красках описывал достоинства товара и «только сегодня и только сейчас» продавал его с предновогодней скидкой в 70 процентов. В середине января меховое изделие, громко названное шубой, было доставлено долгожданной посылкой. А в ней…

Дырка от норки

В посылке лежал тулупчик из искусственного меха, очень похожий на те, в которые в мое дефицитное детство родители наряжали своих чад. 

Увы, Татьяна – не единственная жертва недобросовестных интернет-продавцов. Купить понравившееся, да подешевле – на этом желании играют мошенники. Сегодня схем облапошивания в Сети наивного гражданина куда больше, чем «четыреста честных способов», известных Остапу Бендеру. Так, орловскому студенту Даниле прислали вместо брендовых кроссовок (стоят порядка 5–6 тысяч рублей в фирменных магазинах) только фотографию заветной обуви. Написав письмо с претензией, в ответ он получил сообщение о том, что «за тысячу рублей сайт продает только фото обуви, о чем и сообщает мелким шрифтом в тексте описания выставленного лота».

Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Сегодня в России в среднем в месяц более 20 миллионов человек совершают онлайн-покупки. По прогнозам экспертов, в этом году российский рынок электронной коммерции достигнет 4,5 процента от общего объема розничной торговли России. Это составит примерно 90 млрд рублей в месяц, или более 1 трлн рублей в год. Среднегодовые затраты одного интернет-покупателя в России составляют около 830 долларов. Для сравнения: в США – порядка 1850 долларов. Растущую популярность сайтов электронной коммерции понять несложно.

В Сети можно найти все: от зоотоваров до бытовой техники. Кроме богатства выбора причинами для покупок в Интернете российские пользователи считают низкие цены (47 процентов), экономию времени (36 процентов), удобство (33 процента).

Действительно, в интернет-магазинах легко, быстро и удобно оценивать весь ассортимент, посмотреть фото и видео, не отходя, например, в перерыв от рабочего места. Многие e-сommerce-сайты (ресурсы электронной коммерции) предлагают набор «мастеров-помощников», осуществляющих подбор товаров по заданным характеристикам. Цена здесь по вполне обоснованным причинам немного дешевле: владельцу сайта не нужно арендовать торговые площади, нет оплаты сопутствующих расходов (коммунальные услуги, зарплата продавца).

Но как же не обжечься на покупке онлайн?

Магазин «на коленке»

Беспокоиться о надежности проверенных годами интернет-магазинов вряд ли стоит. В Рунете легко найти рейтинг крупнейших онлайн-продавцов с неплохой репутацией. В их список входят такие ресурсы, как ulmart.ru, ozon.ru, сайты otto group (bonprix.ru, otto.ru и пр.), wildberries.ru и т.д. С полной версией крупных интернет-магазинов (топ-200) можно ознакомится на сайте «Коммерсанта» (http://www.kommersant.ru/doc/2462742).

Но, предположим, понравившийся товар вы нашли в неизвестном интернет-магазине: привлекла цена. Как советует Лига осознанных потребителей, в первую очередь обратите внимание на качество сайта. Слишком простенький, созданный на бесплатном хостинге, должен насторожить. Такие ресурсы называют магазинами «на коленке», создание их требует всего нескольких минут и минимум затрат. Этот интернет-магазин владелец закроет в любой момент. За качество, гарантию и послепродажное обслуживание здесь никто не отвечает. С вероятностью 50 на 50 вы можете нарваться на мошенников, которые, получив номера карты клиента, в дальнейшем спишут деньги без ведома пользователя. Конечно, и здесь бывают исключения из правил.

Еще один важный момент: уважающий себя онлайн-продавец предоставляет свои реквизиты (например, ИНН, ОГРН), юридический адрес и контакты. Без этих данных сложно проверить, у какой организации вы покупаете и кому потом возвращать товар. Как отмечают в Роспотребнадзоре, в 80 процентах случаев продавцы обезличены, поскольку не предоставляют какие-либо сведения о местонахождении магазина. Прежде чем делать заказ, не лишним будет пообщаться лично с продавцом, почитать отзывы о e-commerce-сайте. Причем оставленные не только на выбранном ресурсе, на и на форумах, посвященных электронной торговле. Существуют в Интернете и базы данных «черных» продавцов.

Вот такие нехитрые правила должны обезопасить покупателя. Отправляемся проверять их на деле.

На собственном опыте

Опыт покупок в Сети у меня есть. Но обычно я заказываю товары на надежных сайтах. Конечно, и здесь случаются оплошности, но продукцию меняют или возвращают деньги. 

В целях журналистского эксперимента отхожу от привычной схемы. В поисковике вбиваю «купить футболку онлайн». Три сайта и их ассортимент привлекают внимание. Цены вполне адекватны. У выбранных ресурсов удобное управление, указаны обратные адреса (у одних полный набор – город, улица, дом, у других – абонентские ящики для возврата посылок), предложено несколько вариантов оплаты (предоплата, наложенным платежом). Общение с продавцом только онлайн. Телефонов для связи нет. У одного из ресурсов есть функция отслеживания «статуса заказа». В «черном списке» магазины не числятся. Но и отзывов в поисковиках я о них не нашла.

После общения с менеджерами на тему доставки, качества, соответствия описания товару решаюсь на покупку на двух сайтах. На одном делаю предоплату. К слову сказать, именно этот продавец указал только абонентский ящик. Деньги перечисляю через отдельно оформленную дебетовую карту, на которую зачислила предварительно необходимую для оплаты сумму. Через пару дней продавец отписывается о получении предоплаты в размере 150 рублей. И обещает отослать посылку в ближайшее время.

На другом сайте выбираю «оплатить наложенным платежом». Этот способ мне кажется более надежным, так как расчет будет произведен на почте при получении товара. Да и переводить часть денег «под честное слово» заранее не надо. Товар обещают доставить в период от одной до двух недель. И высылают код для отслеживания движения посылки.

Дальше история развивается так. Посылка от первого сайта мне так и не пришла, через десять дней продавец прислал письмо на электронную почту, что нужного товара нет на складе. И предложил либо подождать, либо оформить возврат средств. Прошу вернуть деньги. Проходит еще пять дней, денег нет, как и ответа на мои последующие письма. Мошенники, поняла я. И ошиблась. Деньги на карту вернулись через неделю. Но, видимо, потеряв ко мне интерес как клиенту, продавец до сих пор не ответил на сообщения.

Второй вариант покупки еще интереснее. Оплатив посылку на почте, я открываю коробку в присутствии сотрудников почтового отделения для сверки содержимого с описью. В документе указано: «футболка – 1 шт.», в посылке тоже футболка, но совершенно другая, к тому же почему-то мужская. Сразу же прошу возврата денег, так как это не то, что я заказывала. В ответ констатируют, что почта не уполномочена вести техническую экспертизу: «Да и не свисток же вам прислали, а футболку, как в описи черным по белому написано».

Делать нечего, надо оформлять возврат. Но не тут-то было… На возмущенные претензии продавец отвечает: «По закону товар без чеков возврату не подлежит. Никаких фискальных документов мы вам и не обещали, у нас контрольно-кассовой машины нет. Официально мы не зарегистрированы. Думать надо было, у кого покупать»…

Уважаемые читатели, будьте осторожны при выборе магазина электронной торговли. Желаю вам удачного онлайн-шоппинга.

Справка «ОВ»

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает блокировать сайты, размещающие рекламу «серого» товара. О качестве продукции и защите потребителей говорить здесь не приходится. Под действие резолюции попадают порядка 20 тысяч интернет-магазинов из почти 40 тысяч, работающих в нашей стране. АКИТ считает, что существенная доля российского рынка интернет-торговли находится в «серой» зоне. Для защиты правообладателей авторы резолюции предлагают «прекращать делегирование доменного имени», если его использование сопряжено с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

Ситуация может быть исправлена, когда налоговые органы начнут более пристально «прочесывать Интернет» на предмет «серой» торговли, устраивая контрольные закупки.

Виталия Плахова  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям