Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

«Христос анести!», или Православная Пасха на Родосе

19.04.2017
Приехав в Страстную седмицу на остров Родос, вкусив его постные яства и пасхальные кушанья, увидев уникальное, даже по греческим меркам, празднование Пасхи, я безотчетно влюбилась: и в сам остров, и в его традиции. Торжественный вынос плащаницы, сожжение чучела Иуды, уникальный для Греции обычай «отворения врат ада» и ангельски красивое зажжение свечей перед главным храмом Родоса поразили меня до глубины души. Могу с уверенностью сказать, что с такой яркой, красивой и насыщенной событиями Пасхой я пока в своей жизни не сталкивалась.
 
Церковная доминанта
Церковь в Греции, как и во многих других странах мира, не отделена от государства, а следовательно, доминирует во всех жизненных вопросах. Священники – это, по сути своей, госслужащие, получающие зарплату из государственных источников.
Греки даже ориентируются по церковным датам. Говоря о каком-то событии, они, как правило, не называют конкретное число и месяц, а произносят нечто вроде: встретимся ближе к Троице или увидимся на Покров. Но загвоздка в том, что есть и менее известные для непосвященных праздники. Как, например, именины какого-нибудь святого. Моя знакомая, прибыв на ПМЖ в Грецию, долго привыкала к этому обычаю, постоянно нося с собой церковный календарь.
Поскольку церковь в Греции – всему голова, следовательно, нет ничего удивительного в том, что ее торжества для эллинов гораздо важнее общегосударственных. И главный среди всех, конечно же, Пасха, которой предшествует Страстная седмица. Именно в эти дни особенно ярко проявляется религиозность греков.
Православными здесь себя считают никак не меньше 95 процентов населения страны. Этот факт лично у меня вызывает глубокое уважение, если учитывать, через какие исторические перипетии грекам пришлось пронести свою веру.
Подвиг веры
В качестве иллюстрации своих слов приведу в пример историю из жизни Константина Гидрейского – святого покровителя Родоса.
Новомученик Константин родился на острове Гидра в семье благочестивых родителей Михаила и Марины. По экономическим соображениям он прибыл на Родос, где поступил на службу к турецкому великому визирю и адмиралу Хасан-паше, который убедил его отказаться от христианской веры. Так как Константин обладал многими талантами, ему удается отличиться при дворе. Он обласкан, носит турецкие одежды и буквально купается в роскоши. И визирь близок к тому, чтобы назвать его нареченным сыном.
Однажды Константин приезжает к матери с богатыми дарами, чтобы она больше ни в чем не нуждалась. Но та даже не отворяет ему дверь, тем самым дав понять, что не знает такого человека, и сообщает через посредников, что ее сын давно погиб. Причина такого ее поведения – измена сына вере.
Это настолько потрясает Константина, что душа его буквально переворачивается. Он покидает остров и бежит в Крым, а оттуда в Константинополь. Потом по назиданию вселенского патриарха Григория V, отправляется на Афон, в Иверский монастырь, где пребывает в течение некоторого времени. Но, желая исповедовать Христа там, где отрекся от него, Константин возвращается на Родос и, представ перед Хасан-пашой, заявляет, что остается христианином. После многомесячного заключения и ужасных пыток он принимает мученическую кончину через повешение.
Его тело было погребено в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Неохори, где и сегодня находится под надгробной плитой часть его святых мощей. После смерти новомученика его мать, придя на могилу, в конце концов  говорит: «Вот теперь у меня есть сын. Наконец-то он ко мне вернулся»…
Но ведь, кроме турок, были еще и рыцари-госпитальеры, и, другие завоеватели. Да и, вообще, кто только не покушался на такой лакомый участок суши, как благодатный Родос…
Страстная пятница
Но вернусь все же к традициям родосской Пасхи. С одним из уникальных для острова обычаев мне удалось познакомиться в Великую пятницу около храма Успения Богородицы в деревне Асклипио. На площади возле церкви была свалена куча дров. Из них с наступлением ночи субботы должен разгореться костер, на котором жители деревни сожгут чучело Иуды. А на порог храма постелют коврик с его изображением, чтобы каждый прихожанин вытер о предателя ноги…
Из деревни снова перемещаемся в город. Поздним вечером пятницы узкие улочки старинной части Родоса забиты до отказа. Все ожидают чина эпитафии. Из полуподземного византийского храма святого Фанурия начинается медленное шествие крестного хода: мальчики с крестом, хоругвями и фонарями, певчие, духовенство. А за ними на плечах сменяющих друг друга мужчин плывут богато украшенные носилки с плащаницей, символизирующей погребальный саван Спасителя. За этой процессией тянется нескончаемая вереница пришедших проводить тело Господа в последний путь. Что удивительно, распоряжаются шествием и следят за порядком не церковники, а повседневно одетые мужчины разных возрастов. Люди же из числа участвующих в процессии то и дело норовят пролезть под носилками с плащаницей (видимо, это сулит счастье и здоровье), чем постоянно притормаживают крестный ход.
Великая суббота
Утро Великой субботы. Литургия. Знаменитая на Родосе Троицкая церковь заполнена народом, все сидячие места уже заняты (в греческих церквях верующие сидят на стасидиях – креслах с высокими спинками, подлокотниками и откидными сиденьями, позволяющими встать, когда положено). Множество детей с родителями. По храму проходит батюшка и длинной палкой раскачивает висящие под потолком в ряд хрустальные люстры. Звон хрусталя сливается с церковным песнопением. Все очень впечатляюще, торжественно и необычно… Священник по-гречески провозглашает: «Возста яко спя Господь», и вдруг все вскакивают и начинают в унисон оглушительно колотить по стасидиям их сиденьями. Причем этим самозабвенно заняты все поголовно: и стар, и млад. Грохот никак не умолкает, несмотря на то, что вроде как греметь положено всего семь раз.
Этот обряд называется фронес – «троны». Суть его такова: после смерти на кресте Христос сходит в ад, разбивает врата преисподней и освобождает томящиеся там души праведников. Стуча по стасидиям, верующие как бы помогают Спасителю сломать адские врата. Эта традиция абсолютно уникальная, более нигде, кроме Родоса, в Греции не встречающаяся.
Святая Пасха
В субботу с наступлением темноты, примерно к 11 часам вечера, жители Родоса постепенно стягиваются к главному храму острова – церкви Благовещения. Народу так много, что ко входу не пробиться: все заполнено прихожанами. Ровно в полночь священнослужители объявляют о воскресении Христа и зажигают лампады от Священного огня, привезенного на Родос из Иерусалима. От них по очереди в разных направлениях площади возгораются специальные пасхальные свечи. Эта церемония ангельски прекрасна… Начинают звонить колокола. Из выведенных на площадь динамиков звучат слова: «Христос анести!» («Христос воскрес!»). «Алифос анести!» («Воистину воскрес!»)  – радостно подхватывают прихожане. Идет праздничная служба. С трудом пробираюсь через огромную толпу, чтобы поставить свечу в храме...
Когда служба заканчивается, наступает время фейерверков и петард. Любопытно, что в XIX веке жители Родоса специально к этому дню сушили особую траву, которая горела с большим количеством искр. В деревнях же и по сей день салютуют прямо из охотничьих ружей и пистолетов. Отметины от такого «салюта» потом находят повсеместно.
Пир горой
Церковную службу до конца стоят не все. Многие греки отправляются праздновать с семьями по домам, где уже накрыт специальный пасхальный стол. Он состоит из нескольких традиционных блюд и вина. А начинается все обязательно со специального супа из потрохов и трав под названием магирица, дабы постившийся человек постепенно привыкал к скоромному. Прием пищи продолжается вплоть до рассвета.
А позже, утром  праздничного воскресенья, на островах Додеканесса принято готовить барана на вертеле или особым образом запекать мясо козы... Нужно сказать, что на Пасху греки очень много едят, без устали ходя друг к другу в гости. Ведь нужно успеть навестить всех без исключения родственников. А их у истинных эллинов ох как много!
Варвара Егорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям