Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Политика vs экономика

Госзакупки заключили контракт

13.05.2013

В апреле указом президента страны система госзакупок сменила вектор развития. Если раньше все действия в этой сфере проходили в рамках 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то с 1 января 2014 года госзакупки будут проводиться по ФКС – федеральной контрактной системе. Участники электронных торгов – как заказчики, так и поставщики – пока только разбираются в том, что новый закон им предуготовил. Причем на этапе обсуждения высказываются как положительные, так и негативные замечания. Будет ли новая система более прозрачной и менее коррупционной, чем ее предшественница, – вопрос пока очень даже открытый.

Свежо предание

 «ОВ» периодически публиковал материалы, связанные с переводом системы госзакупок на уровень федеральных контрактов. Как известно, инициатором этого процесса в 2011 году стал Дмитрий Медведев, занимавший тогда кресло президента. Он публично раскритиковал 94-ФЗ о госзакупках и потребовал разработать его новую редакцию. «Работа над ошибками» растянулась почти на полтора года. Итогом ее стало принятие Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В теории он призван сработать 

на повышение эффективности и результативности госзакупок, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Отныне законодательно отрегулирован не только сам процесс закупок, но и их планирование, мониторинг и аудит, контроль за закупками. Новый нормативно-правовой акт построен на принципах прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и др. Также документ содержит антикоррупционные нормы. Одной из них призван стать широкий общественный контроль над расходованием бюджетных средств.

Не всем котам Масленица

Техническая сторона вопроса – какой вид торгов выбирать в том или ином случае, изменение размера обеспечения заявки и т.п. – в большей мере интересует заказчиков и поставщиков. Причем, судя по откликам на специализированных форумах, особых восторгов у них новый закон пока не вызывает.

kompilainenn (Заказчик)

Плюсы в законе:

1. Закупки до 100 тыс. рублей – сколько угодно и в любое время, но не более 5% от плана закупок и не более 50 млн рублей в год.

2. Запрос котировок до 500 тыс. рублей – сколько угодно и в любое время, но не более 10% от плана закупок и не более 100 млн рублей в год.

3. При сумме в плане закупок более 100 млн рублей заказчик должен создать отдельную контрактную службу внутри себя (для меня это плюс, потому что надоело уже этим заниматься), но появилась приписка «выделение в отдельное структурное подразделение необязательно». Как они себе это представляют, непонятно.

4. Одностороннее расторжение контрактов, замороченно слегка и почти полтора месяца занимает процедура, но, тем не менее.

Минусы:

1. По сути дела отличия от 94-ФЗ минимальны, и все их можно было бы внести как изменения 94-ФЗ, не заморачиваясь по поводу нового закона. 2. Разговоры про отдельную процедуру для строительства так и остались разговорами.

3. Очень много отсылок к постановлениям правительства РФ, которых, конечно, еще нет.

4. Закупки для малого бизнеса – 15% от суммы плана на год, без верхней границы, максимальная цена одного контракта – 20 млн рублей. То, что участник – действительно малый бизнес, просто декларируется. Проверка, как всегда, на заказчике, а оно надо нам?

5. Статей в законе стало в два раза больше, чем было в 94-ФЗ, и отсылок статей друг на друга стало тоже немало.

Глаз да глаз

Среди прочего, потенциальные заказчики ругают новый закон за то, что чуть ли не каждый желающий может контролировать процесс и даже подавать иски в суд, если посчитает, что что-то идет не так. 

Действительно, законодатели хотят привлечь общественность в качестве контролеров над госзакупками. Принципиальное отличие в информационном обеспечении аукционов состоит в том, что госконтракты будут заключаться не на электронных площадках, как предусмотрено прежним законом, а в новой автоматизированной системе, которая будет осуществлять поддержку процессов контрактной системы. Правда, пока неясно, что это будет за система. Скорее всего, будет произведена доработка текущего официального сайта для размещения информации о размещении заказов. В законе прописано, что информация, размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В статье 20 ФЗ-44 «Обязательное общественное обсуждение закупок» указано, что правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Но поскольку закон, по сути, сырой, так как до его вступления в силу предстоит издать порядка полусотни подзаконных актов, пока не ясно, что это будут за «случаи». Тем не менее уже определено, что общественное обсуждение должно начаться с даты размещения в единой информационной системе планов закупок и закончиться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках, или закупки могут быть отменены.

Впереди планеты всей

Лично меня очень радует тот факт, что де-факто общественное обсуждение госзакупок, в частности Орловской области, уже идет полным ходом. Независимые СМИ, блогеры, интернет-ресурсы периодически предают гласности информацию о неоднозначных, потенциально коррупционных схемах. И даже бывали случаи, когда огласка дает плоды в виде отмены аукционов. Жаль, про наказуемость лиц, виновных в размещении таких заказов, слышать пока не приходилось. 

Из последних наиболее обсуждаемых тем орловских госзакупок – контракт на 4 млн рублей, заключенный облизбиркомом с ООО «НетКом». По идее, эта фирма, ранее занимающаяся торговлей оргтехникой, мебелью, электротоварами и информационными технологиями, теперь должна повышать нашу электоральную грамотность. Вопросы, как это получится и сколько будет стоить на самом деле, занимают умы блогеров и не только.

Еще одна тема – закупка бензина для правительственных авто на сумму 3 млн рублей. Слуги народа заправляются по корпоративным картам топливом не из самых дешевых, в среднем на 3 рубля дороже, чем рядовые орловцы. Видимо, экономят лишь те, кто заливает на свои.

Когда заработает в полную силу ФКС и как она повлияет на аппетиты чиновников и эффективность освоения бюджетных денег, точно сказать не возьмется, думаю, никто. Ну, а «ОВ» продолжит следить за орловским «рынком» государственных закупок и по-прежнему будет знакомить своих читателей с наиболее примечательными из них.

Елена Майорова

Справка «ОВ»

В 2012 году объем размещенного государственного заказа в Орловской области составил 14,2 млрд рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2011 году (5,3 млрд рублей). Увеличение объема государственного заказа произошло в связи с реализацией в регионе государственных программ модернизации здравоохранения и программы подготовки и проведения празднования 450-летия основания города Орла. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям