ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №1(1249) 17 января 2018 годаИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

Горсовет. Дни тягостных раздумий

05.12.2017
Для депутатов городского Совета и чиновников администрации наступили дни тягостных раздумий. Жизнь поставила перед ними задачу, которую надо решить во что бы то ни стало. Речь идет о детских и спортивных площадках, расположенных во дворах многоквартирных домов. Денег на их содержание, заявляют власти, у города нет. Но они в таком состоянии, что недалеко до беды. Вдруг какой сорванец на такой площадке получит серьезную травму… Случаи в стране были. Виновного назначали сразу. А кто в каждом конкретном случае окажется крайним – пока неведомо никому.
 
Миллион-соблазнитель
И вот который месяц и представительная, и исполнительная ветви власти гадают: чьи качели-карусели? Здесь, по-видимому, надо бы дать некоторые пояснения. Когда-то депутаты горсовета, уж забылось, какого созыва, приняли муниципальный акт: каждому депутату на решение проблем округа из бюджета выделять по миллиону рублей. Мол, на выполнение наказов избирателей. Есть мнение, что законотворцы выделили себе эти деньги на подкуп избирателей на своем округе, что является незаконным. Некоторые и достаточно резонные основания для подобных суждений имеются.
Городской округ по выборам депутата городского Совета – это около девяти с половиной тысяч избирателей. В день голосования на последних выборах в горсовет явка избирателей по городу Орлу составила 33,24 процента, из 264 325 избирателей проголосовал 87 861. Простая арифметика: достаточно набрать чуть больше тысячи голосов – и ты депутат Орловского городского Совета. Если с умом потратить миллион в интересах двух-трех девятиэтажных домов, на следующих выборах очевидные преимущества перед конкурентами обеспечены. Люди охотно клюют на эту приманку: «Он у нас хороший – поставил скамеечки во дворе, в школе заменил окна на пластиковые…». Ну, и так далее.
Площадки преткновения
Так вот, по наказам избирателей за десять лет депутаты понастроили 564 детские игровые и спортивные площадки. Думаю, не будут на меня в претензии депутаты и чиновники городской власти, если я сошлюсь на точку зрения некоторых из них, высказанную не лично мне и обнародованную на различных публичных мероприятиях – на сессии горсовета, на заседании комитетов, в средствах массовой информации. Заместитель председателя городского Совета Владимир Негин считает, что это очень здорово, что во дворах появилось так много игровых и спортивных площадок. По его мнению, эти площадки объединяют людей, формируют у них чувство собственности не только в отношении их квартир, но и в отношении общего имущества. Дескать, и федеральная программа по благоустройству дворовых территорий, которая начала действовать в стране, на это нацелена.
Выведем за скобки тот прискорбный факт, что программу благоустройства у нас позорно провалили. А вот мнение о том, что люди проводят много времени на этих площадках, что эти сооружения воспитывают у них чувство собственника не только в отношении своих квартир, согласитесь, очень спорное. Достаточно побывать во дворе большого девятиэтажного дома по улице МОПРа. Детская нога там давно не ступала. Зато алкашам и бомжам раздолье. Все раскурочено, поросло бурьяном. О площадке перед спортивным центром «Атлант» речь шла даже на еженедельном совещании в администрации города. Построить-то ее построили, а смотреть за ней оказалось некому. Из места развлечения деток эта площадка трансформировалась в угрозу их здоровью. И таких площадок-трансформеров в Орле уйма.
Начальник управления безопасности Игорь Тарасов заявил, что у администрации нет законных оснований оплачивать работы по поддержанию этих мест в безопасном и надлежащем состоянии. Он порадовал всех сообщением, что в этом году власть сподобилась выяснить, кто собственник земельных участков, на которых расположены эти площадки. Оказалось, что они размещены на участках, которые, по мнению чиновников, являются собственностью владельцев помещений в многоквартирных домах. Им, собственникам, выходит, и содержать эти площадки. А потому изучается вопрос, как исхитриться и «впарить» их управляющим компаниям. Чтобы те за счет жителей несли ответственность за их содержание и ремонт. Приводят пример Ярославля, где мэр якобы издал распоряжение о закреплении детских и спортивных площадок за управляющими компаниями. Как это сочетается с законом и откуда у мэра полномочия давать распоряжения частным и самостоятельным хозяйствующим субъектам, которыми являются УК, мне совсем непонятно.
Кто за них в ответе?
Точно одно: содержать эти площадки стоит больших денег. Пластиковый лоток, с которого так любят скатываться малыши, стоит тринадцать тысяч. А стоит пару раз забраться на этот лоток здоровенному оболтусу, он трескается. Для того чтобы отремонтировать, требуется время, в течение которого на площадке может произойти все что угодно. Ну, и где вы встречали альтруистов, готовых добровольно взвалить на себя такую обузу? Силой заставить управляющие компании принять на обслуживание эти объекты не получится – нет законных оснований. Когда начальник управления безопасности говорит о том, что (цитирую «Городскую газету» – официальный орган городской власти) «в тарифе, установленном городским Советом для управляющих компаний, заложены средства на обслуживание игрового оборудования», господин Тарасов вводит всех в заблуждение.
Поясню: горсовет не наделен полномочиями по утверждению тарифов. Их устанавливает орган тарифного регулирования, и в данном случае – только на коммунальные ресурсы: электроэнергию, тепло, воду и газ. Горсовет наделен полномочиями утверждать размер платы за жилищные услуги: содержание и текущий ремонт, что вовсе не является тарифом. Это во-первых. А, во-вторых, устанавливать размер платы за содержание и текущий ремонт – это полномочия собственников. В силу этих обстоятельств размер платы за жилищные услуги утверждается горсоветом исключительно для тех домов, которые находятся в муниципальной собственности, либо муниципалитет имеет в них долю собственности, превышающую 50 процентов, либо для тех домов, собственники которых на своих собраниях не приняли решения о размере платы за содержание и текущий ремонт.
Господа депутаты и чиновники городской администрации, я сейчас открою вам страшную государственную тайну. Ответственность за эти площадки несете вы! Материальную, административную и даже, не приведи Господь, уголовную. Деньги на наказы избирателей вам выделил не благотворительный фонд. Их вы взяли из бюджета города. Собственность, которая создана за счет бюджета, является собственностью муниципального образования. Она должна иметь все необходимые реквизиты. Муниципалитет обязан принять ее на баланс.
Разговоры о том, что площадки находятся на земельных участках, которые отнесены к собственности владельцев помещений, а потому собственники квартир обязаны содержать их, не имеют под собой никаких оснований. В любом доме найдется человек, которому эти площадки до лампочки и который обладает хотя бы минимальными юридическими познаниями. Он оспорит это в суде, и суд его поддержит. Вы что, спрашивали собственников, когда планировали построить площадку? У вас на руках письменно оформленные решения подавляющего большинства?
Будем справедливы: не депутаты нынешнего созыва породили эту проблему. Она следствие привычки жить не по закону, а по понятиям, что для представителя власти недопустимо. Бомба была заложена много лет назад другими депутатами. Но именно тем, кто сегодня заседает в горсовете, предстоит развязывать этот, с точки зрения законодательства, весьма непростой узелок. Развязывать его придется не по понятиям, по закону.
Предлагаю решение
В этом году депутаты планируют осчастливить жителей еще двадцати домов дворовыми детскими площадками. Денег на это маловато – бюджет предельно «дырявый». Даже на самое «святое» – наказы избирателей – финансирование пришлось урезать. Наскребли всего десять миллионов вместо тридцати восьми. Чем электорат соблазнять, уму непостижимо. А тут еще задачка: чьи качели-карусели? Предлагаю решение.
Если вы хотите, чтобы площадки стали собственностью граждан, необходимо подсчитать, сколько стоит их ремонт и последующее содержание. Затем надо провести собрание собственников. На этом собрании нужно, чтобы двумя третями голосов как минимум было принято решение об увеличении размера общего имущества, а следовательно, об увеличении платы за собственное жилье. Потом следует отправить протокол вместе с бюллетенями в жилищную инспекцию. А уж после этого включить в договор управления соответствующий пункт и поручить управляющей компании выполнять всю необходимую работу. Правда, УК может и не согласиться с этими условиями. Тогда придется искать другую, которая пожелает взять на себя эти заботы.
Надежды на то, что собственники проголосуют за увеличение платы, выскажу соображение, более чем призрачные. Не стоит забывать, что в нашем городе каждый третий житель – пенсионер. В силу своего возраста у людей этой категории нет большого интереса добровольно увеличивать расходы, чтобы чьим-то детям было лучше. Такой вариант имеет еще одну юридическую сложность. Муниципалитет не вправе просто так передать материальные ценности частным лицам. Это нарушение, на которое тут же наверняка отреагирует прокурор.
Есть второй вариант решения. Муниципалитет проводит инвентаризацию, берет на учет эти площадки, а депутаты закладывают в бюджет расходы по их содержанию. Дальше можно по-разному. Заключить договор с управляющими компаниями и возмещать им расходы или обслуживать силами муниципального предприятия. Но все равно решать придется по закону.
Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям