Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

Глумление над памятью

24.01.2017

В конце 2016 года в Орловском литературном музее И.С. Тургенева в рамках работы секции литературного краеведения Тургеневского общества состоялось экстренное заседание круглого стола, которое было посвящено бедственному положению дома Лобановых – памятника истории и культуры Орла, одного из трех старинных зданий города, где бывал Иван Сергеевич. В обсуждении проблемы приняли участие краеведы, литературоведы, музейные работники. Участником заседания был и я. И сегодня на страницах «Орловского вестника» хочется поделиться своими мыслями по поводу удручающего состояния домов-памятников в нашем городе.

Катастрофические черты юбилея

Над нашим городом стремительно проносится ураган разрушений, сметающий частицы исторической памяти, которые уцелели даже в былое лихолетье. Особенно зримо это воспринималось в прошедший юбилейный год. Перечень утрат многочислен. Уничтожено здание в начале Гостиной улицы (вместо обещанного архитектурно-исторического ансамбля зияет котлован – основа очередного новодела). Пылает заповедная Карачевская, которую планировали сделать частью исторического квартала. Гарью и тленом веет от домов на углу улиц Салтыкова-Щедрина и 7-го Ноября. Мусорной свалкой окружена одна из башен Свято-Введенского монастыря. Ждут своей участи-кончины Пушкарная слобода (небо над домом-музеем Л.Н. Андреева закрыли многоэтажные громады) и 2-я Посадская (безжизненны дом Велигорских и здание бывшей церковно-приходской школы Васильевской церкви). Трагедия связана с утратой коренного различия между словами «старый» и «старинный».

В областном центре, славившемся светилами отечественной классики, проявляется одна характерная особенность: здания, которые еще сохранили следы исторической памяти, перед уничтожением проходят процедуру долголетнего глумления. Дом-жертва (по очевидному попустительству городских и областных властей) становится добычей мародеров, бездомных бродяг и поджигателей. Этот разрушительный поток захватывает памятные места, осененные И.С. Тургеневым – светочем России и земли Орловской. Зарастает буйной кленовой порослью дом Лизы Калитиной, десятилетие (!) стоящий с ветхой крышей, с оконными проемами без рам и варварскими проломами в обшивке стен. Символичной была надпись на баннере, установленном над дверями усадебного дома: «Дворянское гнездо – душа Орла». Ныне обрывки этого плаката безжалостно рвет прибрежный ветер. Громкая фраза, брошенная для красного словца, приоткрывает истину: душа оказывается больной и угасающей… Отсюда в Дворянском гнезде – эпицентре городской культуры – царит дух первобытного одичания.

Начисто вычеркнут из народной памяти Борисоглебский собор, в котором в 1818 году крестили И.С. Тургенева. На этом месте по улице М.Е. Салтыкова-Щедрина стоит поликлиника МВД. Истинное название Борисоглебской улицы «вытеснил» писатель-сатирик. В недавнее время разрушено чудом уцелевшее одно из последних соборных зданий – теперь там (дом №35а) построен респектабельный офис.

Здесь бывал И.С. Тургенев

Тургеневской памятью овеяно здание, в котором, по свидетельству очевидцев, бывал И.С. Тургенев. Это стоящий на пересечении Старо-Московской и Пушкинской (ранее Новосильской) улиц дом Лобановых. Бывшие спасско-лутовиновские крепостные, потом вольноотпущенные, выбились в купцы. Из уст в уста, из поколения в поколение, от исследователя к исследователю передается рассказ о посещении писателем этого дома. Народная память в мельчайших деталях запечатлела примечательное событие. Прошли века, ушли очевидцы той удивительной и трогательной встречи, однако сохранилось множество исторических реалий: от подаренных писателем часов (в семье их называли тургеневскими) до крестильной рубашки Валериана Лобанова, которого держал на коленях прославленный писатель-земляк.

Дом Лобановых как памятник культуры имеет несколько ценностных смыслов. Это архитектурная достопримечательность города (к проекту приложил руку академик архитектуры И.Ф. Тибо-Бриньоль). И сейчас здание поражает своей монументальностью: метровая ширина кирпичных стен первого этажа; из мощных стволов-гигантов выложен верхний ярус; потолок и крыша держатся сложным переплетением лаг и стропил, почти не тронутых тленом. В одном из дореволюционных документов отмечалось, что наружная отделка дома была «роскошной».

Дом Лобановых глубоко и неразрывно связан с классической художественной культурой XIX века, поскольку его обитатели и их родные, попав в атмосферу эстетических и духовно-нравственных поисков писателя-классика, стали прообразами героев литературных произведений И.С. Тургенева. Здесь жила и закончила свой земной путь Евпраксия Ивановна, свояченица Л.И. Лобанова, являвшаяся прототипом легендарной Лукерьи из рассказа «Живые мощи». Силой духа тургеневской героини восхищался Даниил Андреев, ставивший ее в ряд с девой Февронией.

Дом на Старо-Московской улице – яркий фрагмент исторической панорамы губернского центра. Лобановы являлись носителями и хранителями бытового уклада, характерного для орловской мещанско-купеческой среды. Примечательно, что, несмотря на мощные потрясения XX века, уцелели не только личные вещи представителей нескольких поколений, включая документы, письма, фотографии, предметы быта и др., но и старинная мебель, хранящая прикосновения писателя.

Таким образом, старинный дом на пересечении Старо-Московской и Пушкинской улиц, связанный с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, с деятельностью архитектора И.Ф. Тибо-Бриньоля и с историей рода Лобановых, – замечательный памятник городской усадебной культуры, который не утратил своей культурно-исторической значимости. В 1988 году на здании была установлена мемориальная доска.

Записки из мертвого дома

К концу 2015 года из аварийного дома №55 по улице Старо-Московской, в котором ранее жила семья Лобановых, выселили всех жильцов. Здание стоит пустым, заброшенным и разоренным. Распахнуты все двери, выломаны оконные рамы, разворочены печи… Везде мерзость запустения. На груде битого печного кирпича бездомные бродяги кипятят чай и сушат вещи. Дом-памятник проходит уже привычную для областного центра «процедуру глумления». Однако в чиновничьих бумагах все гладко!

Администрацией Орла разработан «План первоочередных мероприятий по обеспечению сохранности д.[ома] №55 по ул. Старо-Московская» (11 марта 2015 г.), подписанный заместителем главы администрации города Орла И.В. Тарасовым и утвержденный на тот момент первым заместителем главы администрации г. Орла А.И. Усиковым. Документ заверен гербовой печатью. Первый пункт плана гласит: «Проведение работ по благоустройству объекта (ограничение доступа к объекту – установка забора, закрытие окон, дверей)». Срок выполнения – до 1 апреля 2015 (!) года. Ответственный – МКУ «УКХ г. Орла». И далее все правильно и грамотно: «Проведение комплекса мероприятий по проведению работ, направленных на сохранение объекта», «заключение охранных обязательств…», «подготовка заявления в управление культуры и архивного дела Орловской области на проведение работ по сохранению объекта (консервация)», «получение задания <…> на проведение работ по сохранению объекта (консервация)» и т.д. Глаза не верят написанному: ключевые слова «сохранение», «консервация» Однако как совместить гербовую печать на официальном документе и результаты фотосъемки дома в конце 2016 года, раскрывающие запустение и разрушение?

Памятник культуры Орловского края, связанный с гением и славой И.С. Тургенева, находится на грани уничтожения. Это исторический парадокс, катастрофа отечественной культуры или преступление?

Геннадий Тюрин, член Орловского отделения Российского общества историков-архивистов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям