Орелстрой
Свежий номер №41(1244) 22 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Художник – это звучит

ГЛАЗуновский ВЗГЛЯД

22.03.2012

В Орловском областном музее изобразительных искусств открылась выставка работ Ильи Глазунова, посвященная Куликовской битве.

Выставка одного из лучших российских художников в нашем провинциальном Орле уже само по себе событие примечательное. Однако существует еще масса причин, по которым стоит ее посетить. А еще лучше – инициировать через родительский комитет поход в музей школьников во главе с учителями истории и литературы. Они бы сразу на выставке и рассказали детям о Мамаевом побоище. Потому что цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, у которого огромный послужной список не только живописца, но и замечательного иллюстратора, – прекрасное наглядное пособие по истории и литературе Древней Руси.

Выставка с плюсами

Автор отлично поработал с древнерусскими летописями и выбрал для цикла ключевые моменты Куликовской битвы. Тут и благословение Дмитрия Донского на бой Сергием Радонежским, и поединок воина-монаха Пересвета с Челубеем. Ярко представлены и другие персонажи древнерусской литературы (хан Мамай, княгиня Евдокия). И все это наряду с батальными сценами и лирическими пейзажами.  

Что касается самой выставки, орловские галеристы могут поставить себе сразу несколько плюсов.

24 работы Глазунова были привезены к нам из Тулы, где местные хранители относятся к ним более чем трепетно – не каждый российский выставочный зал может похвастаться тем, что ему досталась «напрокат»  эта экспозиция.

Этапы творчества

Искусствоведы разделяют художественное творчество Ильи Глазунова на четыре этапа.

Первый и, наверное, самый важный, который принес художнику, с одной стороны, всемирную славу, а с другой – стал поводом для многочисленных нападок коллег по цеху и обвинений в «придворности», – портреты современников. Это были лидеры государств (Сальвадор Альенде, Урхо Кукконен, Индира Ганди), великие режиссеры и актеры (Феллини, Лоллобриджита, Смоктуновский), космонавты (Севастьянов, Смирнов) и так далее.  Был даже «кремлевский» заказ на портрет Леонида Брежнева, написанный по фотографии, но который так понравился генсеку, что потом стал тиражироваться в плакатах.

Второй цикл его творческого наследия – иллюстрации литературных произведений Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Куприна, Блока и других. Правда здесь стоит отметить, что Глазунов занимался иллюстрациями отнюдь не от большой любви к классикам, а от безденежья. Его дипломная работа «Дороги войны», на которой он изобразил не наступление советских войск, а их отступление, вызвала такой шквал критики и обвинений автора в антисоветчине, что Глазунов очень долго не мог найти себе работу. Пришлось устроиться иллюстратором в издательство «Огонек», под эгидой которого в то время выпускалась серия произведений русских классиков (в запасниках Орловского областного музея изобразительного искусства есть несколько подобных графических работ художника).

Третий этап творчества Ильи Глазунова – городские пейзажи. Их он уже писал для души. Создал целые серии таких картин.

Четвертый и главный этап его творчества, который принес живописцу всероссийскую известность и вывел в живые современные классики – историко-патриотические эпопеи. Уже тридцать лет он работает над циклом «История России». В этот цикл входят все его самые знаменитые картины, включая грандиозные полотна «Мистерия ХХ века» и «Вечная Россия».

Красное и черное

Поскольку оформление орловской выставки было отдано на откуп местным музейным работникам, они разделили все полотна на две части и выставили их в двух смежных залах. В первом представлены картины, имеющие отношение к русскому воинству, в другом – к ордынцам. И, по мнению автора этих строк, полотна из второго зала, выполненные в багрово-черных тонах, намного эмоциональнее, чем лиричные бело-сине-красные (под цвет российского флага) картины с изображениями русских витязей. Но это уже философский вопрос о притягательности зла и дремлющих в нас первобытных инстинктах. 

Стоит обратить внимание и на такую находку художника, как персонификация в изображении русских воинов: почти на всех полотнах одно лицо, единый символ. 

Что касается впечатлений от самих картин, то небольшой экспресс-опрос присутствующих на открытии выставки показал, что мнения разделились – от полного неприятия до восторга. Поскольку речь идет о настоящем искусстве, это нормально. Даже «Мона Лиза» нравится не всем.

Поэтому работы Глазунова лучше один раз увидеть, чем дважды перечитать эту статью.

Ян Дарум  

Биография

Илья Сергеевич Глазунов – художник.

Родился:

10 июля 1930 года в Ленинграде. Пережил блокаду, которая унесла жизни всех его родных и близких.

Образование:

Окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина.

Работа:

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

С 1987 года – ректор основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

В 1957 году в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка художника, сделавшая его знаменитым.

Семья:

Вдовец.

Супруга – Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 – 1986).

Сын – Иван Ильич Глазунов, художник.

Дочь – Вера Ильинична Глазунова.

Политические

взгляды:

Монархист.

Звания и награды:

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям