Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Гиви Калмахелидзе: «Художник должен быть в оппозиции»

07.06.2016

Думаю, для большинства орловцев Гиви Калмахелидзе в представлении не нуждается. Но если вдруг, то добавлю – гениальный график, народный художник РФ, совсем недавно он стал почетным членом Российской академии художеств. Сейчас в Орловской детской школе искусств и народных ремесел проходит его персональная выставка. А на прошлой неделе Гиви Дмитриевич стал гостем проекта Орловского музея изобразительных искусств «Художник и время». В данном материале я решила собрать наиболее интересные из прозвучавших воспоминаний, наблюдений и ощущений мастера в этом контексте.

Мои университеты

Я родился в Тбилиси как раз перед началом войны. Окончил четыре класса, а когда решил ехать учиться дальше, в 1952 году, на моих руках умер отец. У меня осталась только мама. Ей нужно было помогать, к тому же она была очень религиозна и хотела, чтобы я стал плотником, как Иосиф, а уж никак не художником. Советскую власть мама не понимала и не принимала, а художники уже тогда активно писали и офицеров, и политработников, и вождей, которые разрушили дорогую ей православную Русь...

Поступил в вуз я, вопреки своему желанию, не с первого раза. Амбиций у меня было много. Посмотрел в справочнике высших учебных заведений, выбрал вуз, который был под номером один в списке: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Отправил туда свои работы, жду, а вызова все нет и нет. Дал телеграмму, мол, на каком основании вы меня не вызываете? Пришел ответ примерно следующего содержания: «Ваши подготовительные работы в данный момент не соответствуют требованиям для поступления…» и т.д., и т.п. Я был, конечно, в шоке. В селе Овощи (это в Ставропольском крае), где мы тогда жили с мамой, у меня был авторитет – в район постоянно вызывали что-то нарисовать, даже Ленина писать приходилось. Словом, все знали, что я гениальный, а тут… Я взял свои работы, поехал в Ставрополь показать профессионалам. А мне сказали: вам бы в художественную школу сначала…

В Харьковский институт на отделение промграфики с первой попытки меня тоже не приняли. Предложили ходить заниматься вольнослушателем, но я не мог – нужно было возвращаться в село, работать, помогать уже очень пожилой к тому времени маме. Мне кажется, я никогда так усердно не занимался, как в тот год, чтобы обязательно поступить в следующем.

Правда жизни

Учился я хорошо. Почти все были пятерки. Правда, научный коммунизм не давался – трояк был по политэкономии. Только не подумайте, что был антисоветчиком. Просто я не мог понять, почему у нас развитый социализм и страшненькие грузовички по дорогам ездят. А в Париже загнивающий капитализм – и шикарные автомобили кругом. Ну и не только это.

Тогда была возможность один предмет пересдать. Нашел я этого преподавателя, и он мне задал только один вопрос: «Ну как, ты понял про социализм и капитализм?». Конечно, я ответил, что все понял. А он тогда сказал мне слова, которые я запомнил: «Если в городе 25 процентов населения будут очень богаты, а остальные – бедными людьми – город будет казаться красивым».

Кстати, иллюстрация этих слов мне встретилась. Когда я в 1974 году впервые попал в Турцию, в Анкаре, Стамбуле можно было повсеместно наблюдать дорогие красивые особняки и лачуги рядом с ними, мальчишки десяти-двенадцати лет, вместо того чтобы учиться, кидались в ноги, чтобы почистить туфли.

Колхозники за 72 рубля

Дипломной работой моей была серия «Колхозники села Чутово» – я сделал их вроде гравюр, только на цинке. Очень фактурные получились.

И вот я на защите, работы мои выставлены, вроде всем нравятся. А в комиссии был знаменитый украинский живописец Сергей Фотиевич Беседин, и ему они как раз не понравились. Помню, он говорит: «Ну разве это колхозники?! Это какие-то бандиты и пьяницы! Где здесь образ советского человека?». Выругал мои работы и ушел. А мне поставили четыре.

Три дня ходил я сам не свой – был сильно ошарашен. Но зато через год Русский музей в Киеве купил эту серию по 72 рубля.

Художник и власть

У меня, действительно, есть две работы, на которых изображен Сталин. Скажу честно, отношение мое к нему очень субъективно и двояко. Конечно, хотелось бы, чтобы он больше был «хорошим менеджером», нежели палачом. Но, увы… У меня и свой пример есть. Дед был кузнецом, жил бедно и сказал как-то: «Вот Сталин поел бы баланду, как бы он работал…». Все, ночью его забрали. А «стукачи» были всегда – стоит только почувствовать, что властью это поощряется.

Что касается работы «Дерево власти»… Мы же прекрасно знаем: сначала все они, стремящиеся к власти, бывают хорошие, просто паиньки, и все лезут на самую верхушку. Кажется, цель близко, уже почти добрался – а тебя все равно стягивают вниз. К этой тематике я просто подобрал близкие мне образы, в данном случае образ дерева.

… Художник должен быть в оппозиции – тогда, возможно, что-то удастся сделать, изменить. А конъюнктура есть всегда, она просто видоизменяется. В советское время, чтобы тебя опубликовали, издали, приняли на выставку, нужно было рисовать доярок, трактористов, рабочих. А сейчас – выставка православных художников – там сплошные ангелы летают. Я сам человек православный, но такого не понимаю. Конечно, сейчас можно рисовать Владимира Владимировича (Путина. – Прим. ред.). Ну, так и раньше можно было и Хрущева писать, и Брежнева, и Сталина. А нарисуй того же Сталина в 90-е?!

Один в поле

Я работаю уже 45 лет, и искорки в глазах студентов, к сожалению, вижу все реже. Понимаю, что время сейчас сложное, не все приходят за знаниями – кому-то просто нужен диплом. А если кто-то хочет быть художником, запомните: без вашего желания и упорного труда никакой, даже самый гениальный преподаватель вам не поможет. Табурет сделать можно заставить, а картину написать – нет.

Художнику нужно обязательно найти собственный язык, свою манеру. Об этом я говорю всем своим студентам. Нельзя всю жизнь смотреть глазами Левитана или Саврасова – так имя себе не сделаешь.

Помню, во время обсуждения одной из выставок молодых художников очень интересный талантливый советский живописец Евсей Евсеевич Моисеенко рассказал прекрасную притчу. Представьте: степь, занесенная снегом, буря. Идет большой крепкий человек, сопротивляясь ураганному ветру, а за ним пристроился еще один, поменьше. На него не дует, он вроде бы в тепле и безопасности. Зато его не видно. И представьте себе другую картину: тот самый, поменьше, уже один в той же самой заснеженной степи. Он мечется по бурану, стараясь удержаться, не упасть, не сбиться с пути… Зато он на виду. Это аллегория пути любой творческой личности. Сейчас я точно это понимаю.

Биография

Гиви Дмитриевич Калмахелидзе – художник-график.

Родился

4 мая 1941 года в Тбилиси. Вырос на родине матери – в ставропольском селе Овощи.

Образование

Учился в Харьковском художественно-промышленном институте на отделении промышленной графики (1966–1967), затем на отделении станковой графики (1967–1971).

Карьера

С 1971 года преподает на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института (ныне – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева). Профессор. С 2007 года – заведующий кафедрой «Дизайн».

Награды и звания

В 1986 году присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1993-м – «Народный художник Российской Федерации. В 2016 году удостоен звания «Почетный член Российской академии художеств».

Участник многочисленных областных, всероссийских и международных выставок.

Произведения находятся в Дирекции выставок Союза художников РФ, Министерстве культуры РФ, Художественном фонде России, Третьяковской галерее, Орловском музее изобразительных искусств, Орловском областном краеведческом музее, в музеях Германии, Норвегии, Франции, США, Чехии, Японии и др.

Семья

Жена – Нина Григорьевна Вакаренцева и двое детей: сын Геннадий, дочь Елена.

Кстати

В 2002 году в Орловском музее изобразительных искусств с большим успехом проходила персональная выставка Гиви Калмахелидзе под названием «100 офортов». 81 работу с этой выставки Гиви Дмитриевич на сегодняшний день передал в дар музею.

Подготовила Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям