Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Секрет успеха

Гимн жизни

07.09.2013

 В библиотеке им. А.С. Пушкина я увидел картину известного орловского художника Георгия Дышленко «Пушкин в Михайловском». Наверное, только большая любовь художника к поэту позволила воссоздать незабываемый образ, наделив полотно такой энергетикой, что, казалось, вот-вот Александр Сергеевич посмотрит в твою сторону и встретится с тобою взглядом.

Твой Пушкин 
В этой же библиотеке есть несколько полотен Дышленко. От них веет философской проникновенностью в мир нашей безыскусной природы, и одновременно эти работы  удивляют достоверностью подлинного реализма. Сотрудники библиотеки посоветовали мне посетить мемориальную мастерскую живописца, в которой он проработал с 1971 по 1994 год.
В этой мастерской (можно сказать, музее) я познакомился с Виктором Георгиевичем, сыном художника, тоже художником.
После кончины Г.В. Дышленко в 1994 году Орловская городская дума приняла решение в июле 1995-го о присвоении мастерской художника Дышленко статуса «Мемориальная мастерская», где   Виктор   Георгиевич   все   эти   годы   является   ее   хранителем   и организатором выставок работ отца. Здесь постоянно проводятся встречи с работниками искусства, студентами, экскурсии для жителей и гостей города.
У сына мастера я в первую очередь спросил о картине «Пушкин в Михайловском». Оказывается, его отец с юности был влюблен в поэзию Пушкина, знал наизусть много его произведений и даже в Великую Отечественную постоянно носил томик стихов гения с собой.
 
Елена Прекрасная 
В мастерской мое внимание сразу же привлек портрет Елены Петровны, жены художника, написанный в 1948 году. С портрета на меня смотрело милое, спокойное лицо молодой женщины с умным взглядом серо-голубых глаз. Чуть задумчивое, одухотворенное внутренней добротой. В ее облике привлекала еще и особая душевная тонкость, хрупкая женственность и даже грусть. Равнодушно пройти мимо этого портрета нельзя.
Виктор Георгиевич рассказал, что его отец после освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году случайно, а может, это было предначертано свыше, встретил Елену возле разрушенного Красного моста и сразу же влюбился. Да и как было не влюбиться в красивую, с густыми русыми косами девушку. Военная часть, в которой служил Дышленко, находилась за городом, но сила чувства к Елене была такова, что эти километры для молодого солдата как будто и вовсе не существовали...
 
Жизнь как чудо 
Родился Г.В. Дышленко в 1915 году  на Украине. Детство его прошло рядом с конезаводом, где разводили племенных лошадей. Отсюда любовь художника к этим благородным животным, которых он часто рисовал. Еще любил он птиц. И во многих его картинах птахи становятся неотъемлемой частью сюжета. Художественное образование он получил в Харьковском худучилище, которое успешно закончил в 1939 году. И тогда же был призван в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны Дышленко  воевал на фронте. Он участвовал в боях под Смоленском, Москвой, Орлом. Сражался в Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Служил в батальонной артиллерийской разведке.
Постоянно рискуя жизнью, ползком подбирался к переднему краю и фотографировал или зарисовывал расположение вражеских войск, огневые точки. В одном из боев под Орлом он делал съемку позиций врага с высокого дерева и чудом остался жив: вражеская пуля вонзилась в ствол дерева в нескольких сантиметрах от его головы. Перед Орловско-Курской битвой отважный разведчик летал на самолете ПО-2 под ураганным огнем вражеских зениток и сумел сфотографировать позиции фашистов. Выпало жить, хотя самолет был изрешечен осколками снарядов. За этот подвиг Г.В. Дышленко наградили правительственным орденом Красной Звезды.
 
Мир и творчество 
После демобилизации в 1945 году (а он все это время переписывался с Еленой) Дышленко вернулся в Орел к любимой. Тогда он был принят в товарищество художников. В 1948 году поступил учиться в Харьковский художественный институт. Успешно закончив учебу, вернулся в Орел к семье.
Война навсегда оставила свой горький след в душе художника. К ней он не раз возвращался в своем творчестве. В начале 60-х годов Г.В. Дышленко, А.И. Курнаков и Л.И. Курнаков создают диораму «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года». Все ее исполнители были участниками войны, и потому это монументальное произведение панорамного искусства поражает не только мастерством живописцев, но и натуральностью события. Старожилы, наверное, помнят этот ажиотаж, когда диорама была открыта для посетителей Орловского краеведческого музея.
К 30-летию освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков Г.В. Дышленко создал жанровое полотно «На Орловско-Курском направлении», в котором решение темы войны заставляет задуматься и современного зрителя. Эта бойня не нужна, противоестественна. 
 
Останавливаясь у его картин
Среди полотен художника, пережившего все тяготы войны, много картин мирной жизни.
Самые известные – «Орловский хлеб», «Окраина города. Голуби», «Весенние хлопоты», серии пейзажей по пушкинским и тургеневским местам, «Угощение на пасеке», «Подсолнухи» и многие другие. 
Останавливаясь у его картин, трудно сказать, какой из жанров был Дышленко наиболее близок. Ибо и в жанровых сценах, и в пейзажах, и в натюрмортах присутствует только его индивидуальное видение натуры, окрашенное или любовью, или философскими размышлениями, или глубокой грустью, или жестким неприятием зла.
Вглядываясь в его работы, невольно отмечаешь не только колоритность, сочность красок, верность и свободу мазка, но и особую мощность реалистической живописи. Взять хотя бы картину «Подсолнухи». В отличие от знаменитого шедевра Ван Гога, где, как видится, сказано о бренности бытия, картина Георгия Васильевича полна жизнеутверждающей силы, веры в человека, в его созидающий труд. Это – гимн жизни. Недаром художник так любил это свое произведение.
После творческой поездки Г.В. Дышленко в Болгарию в его картинах появились яркая красота юга, тонкая игра света и тени.
Особое место в творчестве художника занимает великое почтение к хлебу насущному, источнику жизни. На полотне «Орловский хлеб», не побоюсь повториться, такая светлая энергетика, что невольно начинаешь думать о Господе, наделившем нас, грешных, этим благословенным продуктом. Наверное, когда это произведение создавалось, рукой художника водил ангел небесный. 
Хотелось бы, чтобы городские    власти    нашли    возможность    оборудовать    мемориальную мастерскую    современной аппаратурой,    чтобы    можно    было  видеть    на    большом    экране многочисленные работы художника.
К тому же, в связи со столетием со дня рождения Г.В. Дышленко в 2015 году, по-моему, назрела необходимость выпустить новый альбом – каталог его работ. Мы, орловцы, должны гордиться тем, что именно у нас бывший солдат, прошедший огненные версты войны, вырос в большого, замечательного художника, картины которого можно по праву считать достоянием города.
В. Константинов
 
Кстати 
В этом году замечательному художнику, педагогу,    ветерану    Великой    Отечественной войны Георгию Дышленко исполнилось бы 98 лет. Восемнадцать лет в Орле существует мемориальная мастерская имени Г.В. Дышленко (ул. 7-го Ноября, 9). Здесь художник работал с 1971 по 1994 год.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям