Орелстрой
Свежий номер №17(1221) 24 мая 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Георгий Дышленко – воин-освободитель, художник, педагог

24.08.2016

2016 год богат на события в культурной жизни Орла. Коллективы и предприятия города проводят мероприятия, приуроченные к празднованию 450-летия со дня основания крепости на Орлее-реке. А для музея «Мемориальная мастерская народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» этот год знаменателен прежде всего столетием со дня его рождения. С самого начала года коллективом музея проводятся уникальные камерные выставки в рамках проекта «А.И. Курнаков. Сферы влияния». Сферы влияния – это учителя, коллеги и ученики Андрея Ильича. Уже прошли юбилейные выставки, посвященные жизни и творчеству замечательных художников и педагогов: Николая Николаевича Моревского и Вячеслава Павловича Третьякова, Валентина Андреевича Дудченко. И не случайно именно в эти августовские дни празднования 73-й годовщины освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков открылась выставка Георгия Васильевича Дышленко – Георгия Победоносца, освободителя нашего города.

Война свела с Орлом

Биография Георгия Дышленко заслуживает большой книги. Он родился в 1915 году в семье кузнеца Василия Анисимовича Дышленко в селе Ирмино Донецкой области. С раннего детства любил рисовать и после окончания школы поехал поступать в Москву. На вокзале «добрые» люди ограбили провинциального паренька, да и прием документов в училище уже окончился… Но, следуя за своей мечтой, в 1934 году он поступает в Харьковское художественное училище. Уже на втором курсе к Георгию приходит успех – первая премия за эскиз «Т.Г. Шевченко в Петропавловской крепости». Дальше Харьковский государственный художественный институт. Учеба была прервана службой в армии, а через два года началась Великая Отечественная война. С 1939-го по 1945 год служба в 275-м корпусном артиллерийском полку в разведдивизионе, участие в боях под Смоленском, Москвой, освобождение Орла и Брянска. Пять боевых наград. В 1943 году за участие в боях за Орел и Орловскую область был награжден орденом Красной Звезды. Прошел Венгрию, Чехословакию. Победу встретил под Прагой.

В Орле, в те самые августовские дни, он встретил свою любовь – Елену Петровну. Георгий Победоносец и Елена Прекрасная… Несколько дней встреч и долгих два года писем с фронта. Демобилизовавшись, он заехал к родителям и сразу от них в Орел – к ней, Елене, чтобы уже никогда не расставаться. Трое детей, внуки… Дальше его жизнь неразрывно связана с Орлом.

«Любовь и радость бытия»

Уже будучи признанным художником – с 1946 года член ВТОО «Союз художников России» – Дышленко решает завершить прерванное войной образование. Как и раньше, он лучший студент, сталинский стипендиат. В 1954 году художник получает диплом, завершив обучение в батальной мастерской под руководством профессора П.И. Котова.

С 1946 года Дышленко – активный участник выставок. Его полотна путешествуют по всей стране и зарубежью: Москва, Ленинград, Воронеж, Рязань, Орел, Брянск, Тула, Курск, Брест, Оффенбах-на-Майне, Нокия, Разград. На настоящей выставке есть две чудесные лирические картины, написанные в 1947 году. Это «Женский портрет. Этюд» и пейзаж «Горячий ключ». Сколько же в этих небольших полотнах любви к жизни! Эпиграфом к творчеству Дышленко идеально подходят слова любимого им И.А. Бунина: «Любовь и радость бытия». Весна, пробуждение природы, теплый солнечный свет бесконечно льется с его полотен.

Круг профессиональных интересов и возможностей Мастера был широк. В 1960 году совместно с братьями А.И. и Л.И. Курнаковыми он создает для Орловского областного краеведческого музея диораму «Орловская битва». Его кисти принадлежат величественные картины, посвященные Орлу изначальному. Образ города-крепости выступает из глубины веков, воссозданный по архивным и иконографическим материалам. Широкий кругозор, безупречный вкус и превосходное знание законов реалистического письма – все это создает неповторимый почерк Дышленко. Более 90 слайдов: портреты, жанровые картины, иллюстрации, натюрморты, пейзажи, не вошедшие в основную экспозицию, а также фотографии из семейного архива – все это увидели на открытии многочисленные посетители выставки, равно как и уникальные кадры, запечатлевшие живого художника, рассказывающего о создании своих произведений. А поклонников творчества Курнакова пришло на встречу много. Среди них уважаемые люди города: Н.М. Кирилловская, В.В. Заботкина, М.В. Бушуева.

Картины-размышления

Устроители выставки, подвижники своего дела – Ирина Евгеньевна Барсукова, хранитель, и Марина Николаевна Самаричева, заведующая музеем, – подарили гостям настоящий праздник. Реальную экспозицию данной выставки составили 12 оригинальных живописных произведений разных лет, предоставленных Виктором Георгиевичем Дышленко – сыном художника и заведующим его мемориальной мастерской. Он же поделился уникальными материалами, вошедшими в виртуальную презентацию о жизни и творчестве Мастера.

По словам Ирины Евгеньевны, выставка получилась необыкновенно светлая, добрая. Вероятно, потому что Георгий Васильевич и сам был необыкновенным человеком с открытой щедрой душой. По свидетельствам людей, знавших Дышленко, дверь его мастерской всегда была открыта. Друзья, ученики – все, кому нужен был мудрый совет или помощь – всегда могли рассчитывать на его поддержку. Каждое полотно – особый мир. Здесь и наполненные жизнелюбием «Подсолнухи», «Весенний пейзаж с сиренью и тюльпанами», «Болгарский натюрморт», «Натюрморт с тюльпанами», «Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском», «Сумерки», «Аллея в Спасском», и размышления художника о человеческих судьбах в «Портрете мамы» из триптиха «Дума о хлебе», «Этюде головы мужчины» и «Этюде к диораме по Гражданской войне». Большинство представленных произведений было написано в 70-х годах – времени, насыщенном для Дышленко помимо творчества педагогической и общественной деятельностью. Шутка ли, он дважды избирался председателем Союза художников.

Личность в истории города

В 1959 году при ОГПИ открылся худграф. Г.В. Дышленко и А.И. Курнаков – основатели факультета, по существу стояли у истоков художественного образования на Орловщине. Им виделась сверхзадача подготовки кадров, способных формировать художественно-культурный облик целого региона. Среди выпускников первых лет достойнейшие представители профессии: Г. Орехова, В. Юдилевич, Эдуард и Маргарита Галактионовы, М. Шураев, Н. Бородин, Н. Маслов, В. Воропаев, В. Кубарев, Т. Мазуркевич, Николай и Наталья Королёвы. Этот список можно продолжать бесконечно. Успехи учеников определяются вкладом в них учителей, и Дышленко в когорте мэтров занимает особое место. В этом году худграфу уже 57 лет. Факультет развился, кроме учителей изобразительного искусства обеспечивает страну дизайнерами, графиками, живописцами и скульпторами, художниками-стилистами, конструкторами и технологами одежды, мастерами декоративно-прикладного искусства. И удержать, сохранить факультет на достойной уровне – долг чести нынешнего поколения худграфовцев.

С годами все больше осознается значение этого человека в истории города. В конце 2015 года к 100-летию со дня рождения Мастера коллективом Музея изобразительных искусств была подготовлена выставка его работ. Худграф также сделал подарок отцу-основателю: выставка дипломных работ студентов разных лет, выполненных под его руководством, прошла в то же время в выставочном зале факультета. Память и любовь к Георгию Васильевичу не ослабевает с годами. В Орле есть улица, носящая его имя, и мемориальная мастерская. Здесь художник работал с 1971-го по 1994 год. Возрастает интерес к его творческому наследию и среди молодежи: студенты худграфа, Орловского художественного училища, учащиеся школ – частые гости мастерской. А значит, дело жизни Георгия Васильевича продолжается.

P.S. Автор выражает благодарность Виктору Георгиевичу Дышленко за разрешение использовать в статье фотоматериалы из семейного архива, а также Ирине Евгеньевне Барсуковой и Марине Николаевне Самаричевой за предоставленные материалы.

Юлия Тютюнова, зав. кафедрой ХГФ ОГУ им. И.С.Тургенева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям