Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Файлы памяти

Гении не умирают

18.03.2015

20 марта 2015 года исполняется 100 лет Святославу Теофиловичу Рихтеру – великому музыканту, замечательному художнику, Герою Социалистического Труда, народному артисту СССР, лауреату государственных премий. Мне посчастливилось в Красноярске один-единственный раз поговорить с ним после его сольного концерта в малом зале филармонии.

Волшебный световой круг

Сентябрь 1986 года. Я сижу на… сцене около рояля. Нас много здесь, окруживших инструмент. Святослав Теофилович разрешал слушателям, которым не досталось места в зале, располагаться на сценической площадке.

Вот он выходит к публике. Садится к роялю. Гаснут люстры. Зал погружен во тьму. Маленький яркий кружочек прожектора освещает ноты, вдохновенное лицо музыканта, на котором печать чего-то неземного. Чуткие руки прикасаются к клавишам. Рояль, будто бы по собственному желанию, «выпевает» фа-минорную Балладу №4 Шопена. В его голосе столько щемящей грусти… Грешно стесняться навернувшихся слез. Мне казалось, что композитор подошел ко мне и поделился своей тоской, своим невысказанным словами горем.

А чуть позднее Фредерик Шопен в своей Балладе №2, успокоившись, «пригласил» меня на философскую беседу о бренности всего сущего. Эта беседа завершилась. И… рояль взорвался от бурных страстей шопеновского Революционного этюда. Вскоре их «укротил» Йозеф Гайдн, напомнив Сонатой до мажор, что грусть и рвущиеся в клочья страсти не могут отменить солнца и радости жизни.

Волшебный кружок света, альтернативный темноте, полностью сконцентрировал наше внимание на музыке и ее исполнителе. А я еще попутно думал о том, что в гастрольную поездку по СССР 1986 года Святослав Теофилович, которому тогда исполнился 71 год, отправился на своем внедорожнике «Ниссан». Его сопровождали администратор (забыл его фамилию) и уникальный настройщик роялей Евгений Артамонов. Ехали через Украину, Казахстан, где у Рихтера были запланированы сольные концерты, к нам, в Восточную Сибирь. Такие поездки для Святослава Теофиловича были важными и необходимыми. Он считал своих слушателей главными ценителями и судьями.

По мнению выдающихся коллег и современников, Артура Рубинштейна и Глена Гульда, Святослав Рихтер, благодаря особой силе духа, высоте музыкального мышления, состоялся как великий коммуникатор, соединяющий композитора и слушательскую аудиторию. Они еще говорили, что у Рихтера рояль «поет» красивым человеческим голосом. Именно поэтому на том памятном концерте мне (и не только) удалось «встретиться» с Шопеном, Гайдном, Бетховеном и другими незабываемыми творцами.

…После концерта около двери рихтеровской гримерки выстроилась очередь людей, захотевших лично поблагодарить Святослава Теофиловича за его выступление в Красноярске. Настал и мой час. Постучался, вошел, поздоровался и… голос сел от волнения. Прохрипел с натугой:

– Спасибо вам за то, что вы для нас делаете.

– Я ничего особенного не делаю. Просто играю – и все.

Жизнь в музыке

Да уж! Ничего «особенного» не сделал для нас этот скромный по жизни человек. Только…

С семи лет учился у своего отца, композитора, органиста и пианиста Теофила Даниловича Рихтера, не проходя стандартного курса с гаммами, этюдами и упражнениями. Сразу же играл сочинения. А еще пытался писать пьесы для театра, изучал искусство дирижирования. В 1934 году дал свой первый концерт из произведений Шопена. В 1937-м поступил в Московскую консерваторию в класс Генриха Нейгауза. Вскоре был отчислен за нежелание изучать общеобразовательные предметы, считая, что они не понадобятся ему в музыкальной деятельности. Вскоре Нейгаузу удалось его вернуть в свой класс.

В 1947 году Святослав Рихтер получил диплом о высшем музыкальном образовании. А его московский дебют состоялся еще в 1940-м, в малом зале Московской консерватории, где прозвучала Шестая соната Сергея Прокофьева – после автора Рихтер был ее первым исполнителем.

Во время Великой Отечественной войны молодой пианист много ездил по стране с концертами. Играл в блокадном Ленинграде. В 1945-м, на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, вместе с Виктором Мержановым стал лауреатом первой премии.

Далее – концертные триумфы в СССР, городах Восточной Европы. Только в 1960 году удалось преодолеть негласный запрет на выезды в страны капиталистического Запада и в США – победа большого таланта над идеологическими догмами.

В том же шестидесятом благодарная Америка, после блистательных концертов Рихтера в Нью-Йорке, присудила пианисту премию «Грэмми» за исполнение Второго фортепьянного концерта Брамса. Святослав Теофилович был первым советским музыкантом, удостоенным этой престижной награды.

В архивах России и стран мира – множество статей, научных трудов, фильмов, радио и телепередач о Святославе Рихтере как об уникальном интерпретаторе музыки разных эпох – от барокко до двадцатого века, с глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Его сегодня тепло вспоминают и как основоположника международных музыкальных фестивалей, уважаемого общественного деятеля.

Сотворенные музыкантом

В 1995 году в Москве я специально пошел в Музей частных коллекций на выставку художественных полотен С.Т. Рихтера. Они и сейчас сохранились в моей памяти – живописные шедевры, созданные музыкантом и одновременно мастером изобразительного искусства. Его пейзажи – «сюиты» и «баркаролы», с преобладанием нежной цветовой гаммы. Она гармонирует с четкими, а кое-где и размытыми, но всегда такими «звучащими» штрихами и линиями, как, например, в «Голубом Дунае», «Несут аэростат», «Старая дача».

На портрете Рихтера, созданном Робертом Фальком, лицо музыканта – романтичное. Мягкие черты незлобивого человека. Однако…

Мягкая твердость

При всей деликатности в общении с людьми, доброжелательности (на себе все это ощутил) Святослав Теофилович был верен своим твердым принципам.

После того как в 1941 году в Одессе властями был арестован и расстрелян его отец, Святослав Рихтер не приезжал сюда с концертами.

Когда Александр Исаевич Солженицын жил на даче Ростроповича, министр культуры Фурцева просила Рихтера «повлиять» на Мстислава Леопольдовича, чтобы он избавился от своего жильца.

– Екатерина Алексеевна, если Ростропович выгонит Солженицына, я буду вынужден взять его к себе в дом. Не может же он жить на улице. Где же он, по-вашему, должен жить?

Мама Рихтера Анна Павловна Москалева в Америке заболела раком. Святослав Теофилович оставил ей весь свой валютный гонорар за выступления в США. Такие гонорары советские артисты, возвратившись из зарубежных турне, полностью отдавали государству. Но… претензий Рихтеру никто не предъявлял. В Москве в соответствующих инстанциях благоразумно промолчали.

Маэстро Рихтер был очень строг к самому себе и, бывало, выставлял за выступления отметки далеко не те, которые давали ему слушатели и музыковеды. Кто-то хвалил его потрясающую игру. А он недоумевал, почему. Считал, что выступил хуже, чем мог бы. Никогда не соглашался на интервью. Отвечал лаконично: «Мои интервью – это мои концерты». Отказался от квартирного телефона и телевизора – они мешали ему сосредотачиваться на главном – музыке.

О характере и поступках Святослава Рихтера интересно писала дружившая с ним народная артистка России, профессор фортепьяно Московской консерватории Вера Васильевна Горностаева (скончалась в Москве 19 января 2015 года в возрасте 85 лет).

А Юрий Башмет называет Святослава Теофиловича «охранной грамотой истины в искусстве».

Святослав Рихтер – признанный всепланетарный гений. Гении не умирают. Они живут в нас, охраняя  наши души от коррозии.

Виктор Евграфов

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям