Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
У рампы

Фейерверки артистизма

14.06.2012

III Международный фестиваль камерных и моноспектаклей Ludi, открывшийся 3 июня в театре «Свободное пространство», дарит радость  общения с талантливыми артистами. Они приехали в Орел из городов России, Украины, Белоруссии, Израиля, Германии.

Пожалейте «олигарха»!

А кто же он еще, купец Ахов в пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица»? Самый настоящий олигарх девятнадцатого века. Миллионер, требующий для себя безоговорочного поклонения. Угнетатель. Но… во внеконкурсном показе спектакля по этой классической пьесе Московским академическим театром имени Вл. Маяковского режиссер, народный артист России Леонид Хейфец с артистом Виктором Запорожским удивили зрителей неожиданной трактовкой образа Ермила Зотыча Ахова.

На сцену вышел красивый безбородый джентльмен в элегантном, почти современном костюме-тройке и шляпе. Безумно обаятельный. Эмоциональный. Очень похожий не на Сил Силычей эпохи Островского, а на нынешних толстосумов – «хозяев жизни». Улыбчив. Обходителен. Грозен. И одновременно… жалок (у классика этот момент в тексте пьесы почти не просматривается).

Покоривший зрительный зал своим блестящим талантом перевоплощения, исполнительским  темпераментом, Виктор Запорожский  в роли Ахова в конце спектакля (следуя режиссерскому замыслу) чуть ли не слезы вызывает в своем наивном стремлении установить в окружающей его жизни порядок и стабильность. Исчезает напористый драйв. Перед нами – растерянный человек, страдающий от непонимания со стороны тех, в ком ищет любви и сочувствия. Пьеса о том, как небогатые люди дали отпор всесильному нахалу, – благодаря постановщику Леониду Ефимовичу Хейфецу и его артистам  –  на сцене обрела  близкое людям нашего времени звучание.

Миргородские чудаки

Порадовал своей новой постановкой наш давний друг из вологодского «Своего театра» – заслуженный артист России Всеволод Чубенко, вместе с  заслуженным артистом России Олегом Емельяновым поставивший спектакль «Ссора» по повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Определив жанр своей работы как спектакль-шутка, вологодские гости «зажгли» на сцене зрительного зала института культуры и искусств подлинный «фейерверк артистизма».

Вот персонажи В. Чубенко и О. Емельянова предстают перед нами сначала судейскими чиновниками в нарукавниках, разбирающими папки с делами о тяжбах двух когда-то закадычных друзей. Через несколько минут это разнохарактерные Иван Иванович и Иван Никифорович. Затем каждый из них побывал в образах  мирового судьи, городничего, официанта на балу, миргородской дамы и т.д.  У двух актеров  на наших глазах будто бы менялись лица. Разнообразные «краски» чувств и переживаний, мощный энергетический посыл в зал, искрящийся юмор – настоящий сценический праздник Его Величества Актера, главного человека на сцене, без которого театр будет мертвым.

Без фейерверка

А вот исполнители ролей в спектакле «Натали» по рассказу И.А. Бунина из цикла «Темные аллеи» Самарского муниципального театра драмы «Камерная сцена»  мне запомнились только одним: скукой, царившей на подмостках.

Вялотекущее действие, отсутствие в актерских работах  органики, отсутствие «бунинского нерва», который держит в напряжении читателей, но не зрителей  этого произведения, наконец, невыстроенный актерский ансамбль – трудно назвать работу режиссера Софьи Рубиной с артистами удачной.

Здесь замечательное сценографическое решение знакомого нам по постановкам в «Свободном пространстве» молодого питерского художника Георгия Пашина, создавшего на сцене облик старинного помещичьего дома. Звучит фонограмма чудесных ностальгических мелодий романсов, исполняемых музыкантами на гитаре  и балалайке. Но этого недостаточно для художественно полноценного спектакля, если не вспыхнули  «фейерверки» живых артистических эмоций.

«Японский акцент»

Он проявился в спектаклях по произведениям трех японских писателей не в речи артистов. Они говорили на чисто русском языке. Акцентированы в постановках театров из Тель-Авива и Орла национальный колорит быта, мысли и чувства восточных людей.

Наиболее ярко этот «японский акцент» был, как мне кажется, выражен в спектакле  израильского театра ZERO «Женщина в песках» по Кобо Абэ. В странную,  абсурдную ситуацию попадает заблудившийся школьный учитель. В какой-то глухой деревушке его сажают в яму разгребать вместе с женщиной завалы песка. Труд рабский, титанический. Выхода из этой ямы нет. Притча о гримасах человеческой  судьбы обретает у авторов и исполнителей спектакля Олега Родовильского и Марины Белявцевой трагическую окраску. Рядом с убогой хижиной, в костюмах, напоминающих японские одеяния (художник Полина Адамова), вооруженные палками (символами лопат), с утра до позднего вечера мужчина и женщина борются с наступающими на них горами песка. Проходят годы. Меняются взаимоотношения персонажей. Артисты на самом тонком уровне, без эпатажа, доносят  нам со сцены психологические  состояния своих героев.

Мужчина у Олега Родовильского сначала  эмоционально бунтует, пытается вырваться из своего плена. Ненавидит хозяйку хижины, шантажирует ее, связывает, затем... интересуется ею. Наконец, влюбляется в нее и в финале остается один, потеряв невольную подругу жизни и смирившись с роком. Женщина у Марины Белявцевой  умна, дипломатична, нежна, делает все, чтобы скрасить жизнь пленника. На дне ямы, в хижине, они терпят физические муки, лишены всех бытовых удобств. Но герои О. Родовильского и М. Белявцевой (это отыгрывается исполнителями точно и образно) постепенно наполняются значимостью своей спасительной миссии: ведь без них заваленная песком деревня может погибнуть.

Тоненькая фигурка М. Белявцевой, изящные черты красивого лица, нежный, как у великой  Марины Бабановой, голос артистки с проникновенными интонациями, ее замечательная пластика заставляют искренне поверить в то, чем живет и что чувствует эта женщина. Сдержанная мужественность  Олега Родовильского, его внутренняя наполненность помогают нам увидеть  всю картину душевных переживаний героя. Актерский ансамбль двух исполнителей точен в деталях, выверен до мелочей как в речи, так и в пластическом рисунке.

В репертуарной афише фестиваля интересная  работа орловского театра «Русский стиль» – спектакль «Дневник гейши» по  Акутагаве Рюноске. Это  страстная, философски насыщенная композиция, в которой режиссер Валерий Симоненко, артисты Ольга Тищенко, Александр Липов и Александр Столяров поведали о муках творцов, гибнущих ради служения искусству.

Виктор Евграфов, фото Анастасии Богдашовой

Комментарий:

Леонид Хейфец, режиссер, народный артист России, председатель жюри

Такой фестиваль, как LUDI в Орле, дает толчки к серьезным размышлениям о том, какие мы сегодня. Кстати, на малых сценах камерные спектакли бывают намного интереснее, чем на большой. Режиссер Петр Наумович Фоменко поставил «Без вины виноватые» А. Островского в… буфете театра Вахтангова. Спектакль имел огромный резонанс. В Орле поразительная публика. Тонко чувствующая

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям