Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественника

Фараонова деревня

07.09.2013

 Современный Египет – это, в основном, сухая каменистая пустыня. Жизнь кипит только в долинах у великой реки Нил да по берегам Средиземного и Красного морей. Но тысячелетия назад, когда Европа представляла собой суровую тундру, здесь простирались безбрежные саванны, по которым бродили стада антилоп, водились слоны, страусы, жирафы, буйволы, дикие ослы и бараны, львы, леопарды, гиены и много других животных. В могучей реке и ее притоках было много рыбы, а в зарослях тростника гнездились бесчисленные стаи птиц. Постепенно климат менялся. Наступали пески пустынь, исчезла местная флора, ушли в благоприятные края животные, и древним людям, которые ранее занимались охотой, рыболовством и собирательством, пришлось заняться земледелием.

Открытие Рагаба 
Благодаря разливам Нила, воды которого несут массу плодородного ила, древние египтяне стали получать сказочные урожаи зерна и других огородных культур.
Интенсивное земледелие, требующее в этих условиях коллективного труда, и послужило четыре с половиной тысячи лет тому назад до нашей эры созданию великого древнего государства Египет.
Когда мы сели в специальную лодку-«амфитеатр» и поплыли по Нилу вокруг острова, который расположен у левого берега реки в нескольких километрах от центра Каира, увиденное словно перебросило нас на машине времени во времена фараонов.
Этот уникальный культурно-историчес-кий центр, Фараонова деревня, был создан замечательным энтузиастом доктором Хасаном Рагабом. Когда-то именно он, влюбленный в историю своей страны, после долгих поисков заново открыл утерянный секрет изготовления бумаги из папируса. В современном Египте этот тростник не растет. И доктору пришлось много путешествовать по Судану и Эфиопии, чтобы собрать и привезти в Каир корни и черенки растений, которые когда-то буйно росли по берегам благодатной реки. 
Тогда же и зародилась у него идея создать живой музей под открытым небом, рассказывающий о жизни древних египтян. Работы начались с того, что по периметру острова были высажены тысячи деревьев, в том числе плакучие ивы, платаны, пальмы, которые скрыли от глаз зрителей высотные здания Каира. Постепенно на острове появились дороги, фермы, верфь, сад, рынок, дома богатого и бедного древних египтян, другие здания и белокаменный жреческий храм-музей.
 
Точная копия 
В 1984 году уникальная деревня была открыта для посетителей. Однако строительство ее не закончилось. Несколько лет назад в этом живом музее появилась точная копия гробницы Тутанхамона, открытой в 1922 году знаменитым археологом Говардом Картером. Копии украшений и другие предметы погребальной камеры были изготовлены вручную, теми же способами, которые применяли древние мастера.
Актеры, одетые в костюмы тех времен, старательно изображают повседневную трудовую жизнь предков. Они пашут землю, молотят зерно, трут его между двух плоских камней, чтобы получить муку, формируют кирпичи из ила, смешанного с резаной соломой и песком, лепят и обжигают глиняную посуду, ловят рыбу, куют оружие, шьют одежду, изготовляют из папируса бумагу и т.д.
 
Картины древней жизни
Медленно плывет лодка-«амфитеатр», и перед глазами одна за другой открываются картины жизни древних. Вот пахарь на корове имитирует вспашку земли. Дело в том, что плугом только засыпали землей семена, которые разбрасывал шедший впереди сеятель, и такой труд для коровы был по силам. Быки использовались на более тяжелых работах...
Далее жнец, вооруженный серпом, изображает жатву. Другой актер по импровизированному току ведет быка по «срезанным» колосьям, чтобы отделить зерно от половы. 
Надо сказать, что в древности на тех местах, где почва была очень сыра, семена зерна втаптывали в почву стада овец или свиней.
Две женщины в ярко-красных платьях «трут» между двух плоских камней зерно, чтобы получить муку. В те времена египтяне мельницу еще не изобрели.
Очень правдива сцена, когда человек (актер) несет мешок с зерном пред очи строгого писца, важно восседающего за столом. Писец для землепашца – царь и бог. От него зависела жизнь и судьба первого. Урожаи зерна строго, можно сказать, скрупулезно учитывались, и горе тому труженику, который почему-то не получил должного урожая, заранее предполагаемого все тем же писцом. В наказание несчастного бросали на землю и били палками.
В тени плакучей ивы сидит рыбак. Увидев нас, он встает и начинает ловить рыбу сачком. Такая ловля рыбы требовала верного глаза и сноровки.
Далее на берегу за особым столом человек  изображает формовку кирпича-сырца. Набив форму массой, осторожно переворачивает, аккуратно форму снимает и откладывает кирпич в сторону. Восемь дней должен был лежать под неистовым солнцем кирпич, чтобы из него можно было возводить не только стены домов, но и толстенные крепостные стены. Тяжелой была эта работа, ее выполняли в основном пленные рабы. Недолговечен такой кирпич-сырец, и потому от древних городов остались только холмы, напичканные черепками глиняной посуды.
Весело стучат молоты по наковальне, большому плоскому камню. Это двое молодцов-кузнецов куют из меди оружие и предметы быта. Изготовление железа в те времена было настолько трудоемким, что украшения из него мог позволить себе носить только сам фараон.
 
Дух времени 
Одна   за   другой   меняются   картины   древней   жизни,   и невольно  проникаешься духом того времени, по-новому оцениваешь физический труд, которого еще так много и в наши времена. Но главное, невольно склоняешь голову перед тружеником древности, который создал великую цивилизацию тысячелетия назад. Как можно равнодушно смотреть на статуи богов древних египтян: бога Амона, богини плодородия Исиды и бога умирающей и оживляющей природы, владыки «царства мертвых» Осириса?
Возвышаясь среди пышной зелени, они, словно стражи своего времени, говорили нам о том, что цивилизацию надо очень и очень беречь, ибо она хрупка, как сделанная из глины амфора.
Владимир Константинов
 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям