Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Евгений Агранович. Возвращение (продолжение)

09.11.2015

Многие произведения Евгения Аграновича – неизменно острые, свежие по содержанию и виртуозно написанные – либо не звучали вообще, либо обретали широкую известность без авторства. Дерзкое стихотворение «Еврей-священник», ходившее в списках с 1962 года, еще до появления самиздата, приписывали то Слуцкому, то Евтушенко. Впервые опубликованное в 1993 году в альманахе «Ной», оно было подарено брату с горьким комментарием: «Лет бы на 30 раньше… А, Лёнь? Спасибо за испытательный срок». Продолжением темы стал рассказ «Евреи не воевали» – совсем маленький. Но «для написания его понадобилась мировая война, а для опубликования – крушение империи».

В середине 1950-х годов на площади Маяковского в Москве открывался Театр эстрады. Для своего премьерного спектакля режиссер Александр Конников выбрал пьесу «Московская фантазия» – первую из написанных Евгением Аграновичем. Главную сценку в ней «Бухгалтер и смерть» начинал репетировать Борис Тенин, но в итоге блистательно сыграл молодой артист Евгений Весник. В этом же спектакле Марк Бернес впервые исполнил на сцене песню «Пыль», однако в программе «забыли назвать не только Аграновича, но и Киплинга».

Большинство поэтических шедевров Евгения Аграновича оценивалось по достоинству, но в печать они не попадали. Так, руководство журнала «Новый мир» велело рассыпать уже набранное в номер стихотворение «Киты» (1956) – резкое, обличающее безнравственность. Песню «Давай, давай короче» (1963), до слез смешную на первый взгляд, всесильный Иван Пырьев предусмотрительно отверг: «Не пойдет никогда, картину закроют». Многие авторы писали музыку к стихотворению Аграновича «Сабля-любовь» (1955):

Любовь стараясь удержать,

Как саблю тянем мы ее:

Один – к себе – за рукоять,

Другой – к себе – за острие…

А вот стихотворения «Настройщик» (1939), «Скульптуры из корней» (1961) оказались для автора пророческими, словно он сам предугадал драматические последствия тех или иных поступков, саму судьбу свою.

Рассказы прозаика Евгения Аграновича: «Сочельник в сорок первом» (1948), «Вооруженное сопротивление» (1987), «Сильное средство» (1991); повести «Без ошейника» (1975), «Диоген» (1994), «Сигнал бедствия» (1995) – отличны по датам написания и темам. Но равно притягательны силой и красотой литературного слова, мастерством психологического анализа и тончайшего проникновения в сокровенные тайны движения души. Десятилетиями нигде не печатавшиеся, изредка звучали они в авторском исполнении лишь для узкого круга друзей. Не имевший читателя, Агранович мечтал о встрече хотя бы со слушателем. В те счастливые мгновения для него смыкался страшный «разлом между активным творцом и отверженным автором».

Случавшиеся же чудом единичные публикации в газете «Экран и сцена», редких сборниках цельного представления об авторе не создавали. Мелькали искрами в ночи. Среди них: стихотворение «Возвращение», пьеса «Куда вы звоните?», эссе «Воспоминанья – суд и совесть», «Чайки-березки», «Письмецо – фронтовой треугольник», «Мельница-метелица», стихотворения «Моему поколению», «Рядовой», «Хорошо быть дедом». Рассказ «Мгновение» в соавторстве с Исаем Кузнецовым. Эссе «Мелочь в дырявом кармане», «Вещающий с креста». Рассказы «Скамейка выздоравливающих» с послесловием Владимира Альера «Еще повоюем».

Понимая меру своего таланта, «непечатный» Агранович мечтал:

… посмертное признанье

прижизненным изданьем

                                          заменить.

К счастью, самостоятельные книги Евгения Аграновича пришли к читателю. Правда, в единственный книжный магазин «Москва». И когда автору было… под восемьдесят! Cборник стихотворений «Шапка на снегу» (1996), однотомник «Я в весеннем лесу пил березовый сок» (1998) и двухтомник «Избранное» (2001) вышли в издательстве «Вагант-Москва» благодаря Сергею и Татьяне Зайцевым. Позже Центральным архивом русской авторской песни был издан сборник рассказов «Скамейка выздоравливающих» (2008). Но эти книги уже не купить в магазине, и по-прежнему мучительно трудно, незаслуженно долго слово Аграновича ищет путь к сердцам современников…

Шанс помочь читателю дали друзья Евгения Даниловича. В мае 2006 года по их инициативе в Интернете создан сайт, посвященный творчеству Евгения Аграновича (http://e-agranovich.narod.ru/). Все желающие смогут найти на его электронных страницах тексты стихов и ноты, звуковые мелодии песен Аграновича. Увидят его фотографии. Смогут прочесть прозаические произведения, опубликованные при жизни автора.

А работу над литературным архивом Евгения Аграновича продолжает по-настоящему родной для него человек – Анна Яковлевна Пиотровская.

Счастливцами считают себя те, кто успел увидеть вживую произведения скульптора Евгения Аграновича. Это удивительно трепетные композиции из оленьего рога, мамонтовой кости, оникса, самшита, ореха, секвойи, можжевельника, красного дерева. Каждая из них наделена неповторимым поэтическим именем, будто имеющее сердце, живое, дышащее существо: «Лебедь на солнце», «Кричащая ветру», «Стоящая у дороги», «Девочка и девушка», «Ненаглядная», «Девочка со зверьком», «Девочка, отпускающая орленка», «Уличный скрипач и балерина», «Мальчик, снимающий маску старости». Творец верил:

Мои скульптурные скрижали –

Их кроткой плоти

                       теплый свет –

Уже над смертью одержали

Десятки крохотных побед…

Они и, вправду, доносят до нас творческие искания и открытия Евгения Аграновича. И не только в названиях своих: «Свобода слова», «Вещающий с креста», «Холокост», «Прощание», «Парламентер», «Первый в атаке», «Прилетайте весной»…

К нашей великой радости, скульптуры Аграновича блестяще запечатлел на своих фотографиях его друг Андрей Викторович Яновский.

Многие из этих скульптур обретали свою жизнь в часы отчаяния, когда на последней редакционной ступеньке вдруг отвергались стихи, повести, сценарии их создателя – именно так Агранович отвечал судьбе на жестокие удары, исцеляясь спасительным творчеством.

Мог ответить и холоду смерти – теплом возрожденного в барельефе образа Евгения Урбанского, погибшего трагически, но не забытого. Выполненный из скульптурного воска на срезе дерева, этот маленький памятник артисту был предложен в качестве модели для создания кинематографического приза СССР за лучшую мужскую роль, подобно главной американской кинопремии «Оскар». Эскиз памятника стоял на видном месте в кабинете секретаря правления Союза кинематографистов в ожидании обсуждения на очередном пленуме. Но Александр Караганов так и не успел осуществить столь заинтересовавший его проект. Агранович посвятил Урбанскому и свой любимый сценарий – «Вооруженное сопротивление». А в память о Борисе Пастернаке создал проект памятника ему и подарил нам песню «Пью горечь тубероз…» – одним из первых дерзнул сделать Пастернака песенником, положив на музыку стихотворение великого поэта «Пиры».

Скульптуры Аграновича не побывали ни на одной художественной выставке, но в домашнем музее их в полной мере оценил каждый, кто хоть раз увидел. Одна из них была подарена Марине Влади в тот счастливый день, когда она и Владимир Высоцкий – влюбленные, еще не имевшие своего дома – рады были «погреться у дружеского очага» в квартире поэта Евгения Аграновича, откликнувшись на приглашение режиссера Михаила Богина.

Советский и российский кинодраматург, сценарист, член Союза кинематографистов – это тоже Евгений Агранович. Он написал множество сценариев, но лишь один – «День последний, день первый» стал художественным фильмом. Его снял в 1959 году режиссер Семен Долидзе на студии «Грузия-фильм». В этой картине главную роль сыграл Серго Закариадзе. Среди невоплощенных в фильмы сценариев Аграновича «Последняя пуля войны» – один из сильнейших, и он обязательно будет востребован, оживет для кинозрителей.

Как однажды «ожил», появился на экране и сам Евгений Данилович. Это произошло в 1995 году, когда молодой режиссер Олег Дорман на студии «Софир» создал о нем первый документальный фильм. И мастерски точно назвал его «Евгений Агранович. Победитель» – вопреки тому, что десятилетиями уязвляло честь и достоинство не замечаемого никем талантливого человека, завоевавшего нам Победу. Сегодня этот фильм доступен в Интернете на сайте YouTube, но в конце девяностых, после единственного показа по телевидению, увидеть его было трудно, практически невозможно.

Так же, как и в течение долгих лет собирать, соединять в одно целое результаты усилий многих людей, стремившихся поодиночке в разное время по-разному помочь Евгению Аграновичу обрести известность.

Марина Петухова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям