Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Юбилей

Эта непостижимая Ольга Вячеславовна

07.10.2012

Профессор ОГИИК, заведующая кафедрой театрального творчества и экранных искусств, педагог и режиссер Ольга Князева за много лет нашего с ней знакомства научила меня многому: терпению, например, или умению держать язык за зубами, когда тебя не спрашивают, таить в себе свои проблемы и планы до поры до времени… Но речь не обо мне, а о ней, потому что юбилей – у нее.

Сколько ей лет? Судя по свежести восприятия жизни, ее непосредственности и детской наивности – лет пять. Женственность облика, редкое обаяние, кокетливая улыбка, игривая интонация, свет зеленых глаз – подумаешь, она совсем еще девчонка. Трезвость суждений, глубина миропонимания, фантастическое владение профессией, умение заинтересовать человека, подчинить себе целый коллектив, фанатичная преданность делу, мудрость – и перед нами опытный, знающий всему цену человек.

По законам поэзии

– Ольга Вячеславовна, скажите мне как женщина женщине, сколько вам лет?

– Сколько мне лет? Столько же, сколько и зим!

– Браво! Ответ достойный. В этом году у вас юбилей двойной: помимо вашей зимо-летней даты, исполнилось 40 лет с того дня, как началась ваша жизнь в Орловском институте искусств и культуры. За это время вы, театральный педагог от Бога, выпустили огромное количество специалистов, многие из которых известны в культурной жизни России. Вы прошли путь от рядового педагога до заведующего крупнейшей кафедрой, которая готовит актеров, режиссеров любительского театра, специалистов для телевидения и фотостудий, педагогов. Вы удостоены почетного звания «Заслуженный работник культуры России», разных наград. Вы – профессор. А профессор, как принято утверждать, опытным путем проверяет установившиеся истины…

– Приходит время, когда эти азбучные истины начинаешь обдумывать и находишь ответы совершенно неожиданные. Вот вы тоже, наверное, о чем-нибудь таком задумываетесь?

– Ну да, вот, например, верно ли Шекспир сказал, что весь мир – театр и люди в нем актеры. Стало быть, мир движется по законам театра?

– Нет, мир движется по законам поэзии. Не зря Маяковский сказал: «Поэзия – пресволочнейшая штуковина. Существует – и ни в зуб ногой!».

Театр – это цепь событий, а поэзия – это процесс, здесь главное твое отношение к происходящему. Каковы мы, таков и наш мир. Поэты диктуют законы жизни.

– Например?

– «Служенье муз не терпит суеты». Это Пушкин.

– А как же ваша суетная жизнь совмещается с творчеством? Работа со студентами – от этюда до спектакля – процесс творческий. Он требует сосредоточенности и тишины.

– Правильно. Если закон не исполняется, результата нет. Если мы не можем освободить душу из круга суеты, не рождается ничего путного. Вот и работаешь над собой, создаешь условия для творчества внутри себя. «Душа обязана трудиться» – это еще один закон, по которому стараешься жить. Если ты не пронес через себя драматургический материал, не покопал его жизненную основу, не прожил его вместе со студентом, хорошего не жди.

Жизнь с театром

– Ольга Вячеславовна, я не устаю удивляться вашему чутью на драматургию. Вы часто берете в работу классику, но она в вашей постановке звучит свежо и современно. Вы находите режиссерские ходы, обнажающие самую суть произведения, и точно нащупываете связь времен. Я помню тургеневское «Дворянское гнездо», решенное этюдным методом. У вас был народно-песенный Гоголь с его таинством «Ночи перед Рождеством». «Шутники» Островского – поэтичный и горький спектакль о смене жизненных ценностей, о человеческом достоинстве, об унизительной бедности и бесправии нормального человека в стране, где правит драконовская мораль богатых. А молодежные спектакли «Квадратура круга» и «Счастье мое», исполненные чувственного напряга, азарта актерской игры, заразительные и нежные! Скажите, есть ли поэтический закон, который вступает в силу, когда вы выбираете материал для постановки?

– А как же, конечно есть. Его Булат Окуджава открыл. «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Вот и я выбираю материал интуитивно, из воздуха, которым дышу. Мы ставим проверенную временем драматургию с глубокой жизненной основой. В ней есть сегодняшняя правда, студенты это чувствуют, им интересно работать над замечательно выписанными характерами. Часто бывает, что замысел пьесы вынашиваешь годами.

– Ольга Вячеславовна, несколько лет назад вы мечтали об учебном театре. На кафедре появился студенческий театр «Диагональ», теперь спектакли не исчезают, их можно прокатывать на большую аудиторию. Что-то добавило в институтскую жизнь его появление?

– Безусловно. И не только в институтскую. Театр «Диагональ» расширил зрительскую аудиторию. Профессия актера, режиссера – публичная. Одно дело, когда ты играешь для своих, они всегда тебя поддержат, а совсем другое, если приходит человек с улицы, он ведь идет не на своего друга посмотреть, а на спектакль, возникает живой контакт со зрителями, а это меняет качество игры. Свои лучшие работы мы показываем серьезному зрителю в профессиональном театре. У Валерия Ивановича Симоненко есть замечательный творческий проект «Диалоги в «Русском стиле», мы выходим на эти диалоги.

– А новая драма вам интересна?

– Очень. Это новые темы и новый язык. Студенты с ней знакомы, многие даже пытаются поставить, и я им помогаю, как могу, и часто получается очень интересная работа. Но на диплом мне пока не хочется брать новую драму. Студента лучше учить на крепком материале. Подождем, когда новая драма наберет силу.

– Вы готовите кадры для культуры, а она в них нуждается?

– Наши выпускники без работы не остаются. Проблема в другом. Болит душа за их дальнейшую жизнь. Многие выживают, как могут. Я говорю не только о нищенской зарплате и отсутствии жилья. Было бы творческое удовлетворение! Это тема больная.

Уроки доброты

– И неюбилейная. Но мне интересно, что вы думаете о состоянии культуры и о том, как в нее встраивается институтское образование. И к этой теме в другой раз хотелось бы вернуться. А пока задам несколько «детских» вопросов взрослому человеку.

– Давайте.

– Вы предаетесь мечтам или просто планируете жизнь и делаете ее?

– Каюсь, хоть, наверное, это и несолидно для человека моего возраста, но часто мечтою уношусь в несбыточные дали и с неохотой возвращаю себя на землю. Но дни свои планирую тоже.

– Ольга Вячеславовна, а что такое счастье для вас?

– Не знаю. Каждый раз по-разному. Состояние удовлетворения, внутренней гармонии, ощущение своей необходимости кому-то.

– А что такое любовь для взрослого человека?

– Нежность, которая таится в душе. Люблю своих близких, свой институт, кафедру, учеников, творческий процесс, когда что-то рождается. Люблю Орел, Оку. Люблю своих друзей.

– Ваши друзья – люди творческие, известные в городе, у них, как и у вас, жизнь напряженная, а где взять время для общения?

– Друзья не для того, чтобы вываливать на них свои проблемы. Мы так сроднились, что понимаем друг друга сердцем. Иногда вздох или слово, сказанное по телефону с особой интонацией, дает больше, чем часовой разговор. Дружба – это урок доброты, понимания, способность, когда надо, чем-то пожертвовать. Это урок любви.

– Зачем вам земля?

– Чтобы ходить по ней в институт, в театр, туда, где ты выполняешь свой долг и возвращаться домой.

– А зачем вам небо?

– Чтобы напоминать нам о вечности, перед которой мы своей жизнью отвечаем.

Справка «ОВ»

Ольга Вячеславовна Князева – профессор ОГИИК.

Детство и юность прошли в Виннице. Окончила Московский институт культуры, класс профессора Л.П. Новицкой, прямой ученицы Станиславского. С 1972 живет и работает в Орле.

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям