Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Эмоциональный путеводитель по Ночи в музее

29.05.2014

Случалось ли вам, дорогой читатель, в один день за короткое время побывать на Востоке и на Западе, в сказке и романтической реальности, стать участником исторических событий и героем наших дней?! Получалось ли у вас совместить в своем восприятии хотя бы на несколько часов миры музыки, танца, театра, классического стиха и чарующей весенней природы?! Наверное, кто-то ответит, что это возможно только в каком-нибудь древнегреческом мифе, где редкий счастливец, притаившись, увидит игры муз во владениях Аполлона, или же в блаженном царстве Морфея. «Нет», – скажу я вам. «Нет», – повторят, уверена, все, кто побывал в прошлые выходные на Ночи в музее И.С. Тургенева.

Чего не хватает городскому человеку

Праздник этот завоевывает все больше сторонников во всех странах мира (начинался в Берлине) и, как свидетельствуют СМИ, отмечается все большим количеством экстравагантностей. То в склеп кого-то замуровывают, то в канализацию спускают, но как-то мало думают об истинном дефиците. А чего так не хватает современному городскому человеку? Конечно, как и любому другому, многого. И все же в наше время торопливой суетливости хочется расслабленного умиротворения, после загазованных улиц мечтается о глотке свежего ароматного воздуха, а от фастфуда отношений тянет к церемониальной изысканности.

Вот эти мечты и пожелания словно учли авторы идеи Людмила Балыкова и Елена Мельник и научные сотрудники нашего центрального литературного музея, когда пригласили всех желающих на удивительное действо, а точнее, на экскурсию-приключение «В поисках золотого тюльпана». Особенно важно, что это была не разовая популистская акция и не потворство краткосрочной моде. Наоборот, это стало закономерным итогом многолетней планомерной работы удивительных энтузиастов, творческих, талантливых, креативных людей по популяризации классики и расширению музейного пространства. Настроение создавали веснянки и заклички. А участников согласно жанру ждали загадки и шутки, препоны и испытания, ведь волшебный Медведь (Артем Корогодин) просто так к хозяйке тюльпана Весне не приведет. Попробуйте-ка отгадать одну из загадок: «В лесу выросла, из лесу вынесли, ножом резали, в руках плачет, а кто слушает, скачет». Чего только не услышали хозяева праздника. И елку предлагали в ответ, и лук зеленый, а отгадка была в двух шагах, ведь прекрасная нимфа играла в этом зале на свирели.

Настоящий спектакль

Наверное, самым неожиданным для необычных экскурсантов оказалось то, что ближе к полуночи они увидели самый что ни есть настоящий спектакль, который тематически удивительно точно ложился на все действо – поиск Весны. Этим показом театральная студия института эстетического образования ОГУ «Ювента» завершила свой театральный сезон и простилась (надеемся, на время) с премьерой этого года – историей любви по мотивам сказки А.Н. Островского «Снегурочка», поставленной к 190-летию автора и 140-летию произведения.

Судьба дочки самодура Деда Мороза (Антон Бушунов) и ветреной Весны (Ксения Кулешова) – ох уж эти легкомысленные связи! – едва роковым образом не сказалась на благополучии всего царства берендеев: Ярило мстит за «остуду чувств» холодами и недородами, а сама Снегурочка (Наталья Тупикова) невольно влюбила в себя всех парней слободки и, сама того не желая, переманила у подружки Купавы (Елена Качанова) жениха Мизгиря (Александр Петин), а сама вроде на Леля (Артур Полухин) заглядывается. Одним словом, любовные треугольники превращались во все более сложные геометрические фигуры, пока не были растоплены вместе с ледяной красавицей, которая, ради того чтобы испытать «восторг любовный» в груди, пошла на смертельный риск. Не знаю, приходили ли в голову зрителей философские параллели или заворожила их игра бесхитростных любителей, в дюжине которых шесть первокурсников, но тишина стояла потрясающая (я проверяла, никто не спал, даже годовасики!). Лето пришло в царство сказочных берендеев и поманило гостей на экзотический Восток, ведь это родина тюльпана, а он, как вы помните, и был целью путешествия.

Вслушиваясь в газели Хафиза, звуки чарующего фарси, вспоминая «Персидские мотивы» Сергея Есенина (исполнитель Р. Рахманов), зрители словно побывали в цветущем Ширазе, узнали родословную тюльпана, взявшего название от тюрбана или чалмы, смогли посочувствовать истории несчастной любви принца Фархада и красавицы Ширин. А такой восточный танец мог видеть только обладатель лучшего гарема!

Не успели путешественники очнуться от пряной чувственности Востока, как их уже ждали владения тетушки Мери в сдержанной Европе, которую свела с ума тюльпанная лихорадка. Где, скажите вы мне, можно узнать о заработках торговцев тюльпанами, о том, что девушке для приданого хватало одной луковицы, а кража ее каралась тюремным заключением. Но ведь Европа не только социально-юридические факты нам оставила, но и волшебные сказки об эльфах, живших в атласных чашечках разноцветных тюльпанов в садах добрых людей.

Оазис весеннего буйства

Теперь, думаю, самое время сказать о традиционном для музея Тургенева Празднике цветения тюльпанов, который в начале мая открывает Маменькин садик, куда и отправились ночные гости.

Оазис весеннего буйства не мог не поразить воображение эстетически одаренного посетителя: еще не сдались на аномальной жаре тюльпаны и нарциссы (любимый для многих поэтов и, конечно, Тургенева цветок, легенду о котором услышали гости), уже благоухала сирень, мерцали, отражая свет ночных фонариков и разноцветных гирлянд, скромные маргаритки, готовилась дать урожай земляника на холме, а ирисы почти собрались открыть свою тайну сию секунду. Звезды любопытно тянулись к звукам скрипки. Соловей решил воздержаться от соперничества. И каждый, думаю, понял, как ограниченное стенами жилищ пространство любого масштаба ограничено по самой своей сути!

Надо обязательно сказать, что этот садик – не просто образец ландшафтного дизайна (встречали люди сады и поцветистей!), не только место для релаксации (их можно найти во множестве!). Это миниатюрная копия орловского сада Варвары Петровны, матушки нашего знаменитого писателя, которая в цветах находила отраду души, а когда почувствовала под сердцем второго ребенка – Ивана, посадила водосбор (на сказочной экскурсии с зацветшего красавца и начался рассказ, тем более что он называется кубком эльфов за причудливую форму соцветий).

Этот садик – попытка реконструировать уклад дворянской жизни, показать связь как с природой, так и с европейской садово-парковой традицией, ведь в музейно-экологическом проекте в течение нескольких месяцев ежегодно участвуют сотни и сотни людей, в первую очередь иногородние экскурсанты и школьники из летних лагерей. Но самые удивительные минуты выпали на долю ночных посетителей, ведь в саду их встречали герои тургеневской музыкальной сказки «Последний колдун»: заглавный персонаж ворчун Кракамиш и его дочка Стела. Как старалась она убедить отца, ненавидящего цветы, в их благородном происхождении, в целебном воздействии, в мистической значимости! Чего стоит история о тюльпане счастья, который распахнул свои лепестки только перед невинным младенцем! А на самом празднике он был подарен молодой паре, отгадавшей больше всех цветов в букете Тургенева.

Романсы сменялись ноктюрнами, Жуковский – Тургеневым, игры – короткими минутами затишья, а когда гостям предложили глоток игристого напитка, то многие задержались у ивы Полина, у черной бузины, где появляется царь эльфов, у двух сосен, которых устроитель сада Вера Макешина помнит еще младенцами, да она и весь сад ежегодно вскармливает как новорожденное дитя.

Пока не хочется думать, что по традиции в октябре нас ждет прощание с Маменькиным садиком и в небо улетят на воздушных шариках последние осенние цветы, чтобы вернуться после зимы… «Подождите, не спешите!» – говорю я всем и прежде всего себе. Радуйтесь каждому дню, каждому цветку, каждому впечатлению, а уж их-то на Ночи в музее Тургенева удалось приобрести колоссальный запас!

Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям