Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Елена Цыплакова: «Божий промысел есть в каждом человеке…»

14.10.2014

Елену Цыплакову зрители любят и помнят еще со времен роли Кэти в картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Ей, обладательнице яркой, необыкновенно привлекательной внешности, часто приходилось играть романтических героинь – в фильмах «Приключения принца Флоризеля», «Мы из джаза», а в картине «Гардемарины, вперед!» актриса сыграла императрицу Елизавету. Но Елена Цыплакова не «классическая красавица», а красивая женщина, обладающая аналитическим умом и творческим взглядом на жизнь и на режиссуру, к которой она имеет непосредственное отношение вот уже более 25-ти лет.

«Пока станица спит»

– Елена Октябревна, этот год был успешным для вас: вас наградили почетным званием «Народная артистка России», а сериал «Пока станица спит», который вы снимали, получил премию «Тэфи»…

– Ну, это продюсеры сериала получили «Тэфи», а мне статуэтку дали только подержать!

– Как вам работалось на этом проекте?

– Во-первых, в основе фильма был замечательный сценарий, так что премию нам дали совсем не случайно. Главный автор Наталья Козловская – по-настоящему духовно грамотный человек… Мне понравилось, что этот материал дает возможность глубоких размышлений о себе, о своих поступках, о том, что происходит с людьми в разные периоды их жизни. Мы много говорили об этом с актерами, и я их даже уговаривала: «Не бойтесь показывать негатив, который люди проявляют друг к другу!» В итоге у нас получился своего рода обличающий сериал, который показывает, до чего могут дойти в разладе близкие люди.

– На ваш режиссерский взгляд, какие плюсы у многосерийных картин?

– Мое представление таково, что кино и театр – это такой опосредованный жизненный опыт для зрителя. Зрители нечасто бывают в ситуациях, которые видят на сцене или на экране. А когда смотрят фильм, они каким-то образом соучаствуют, и подсознательно идет внутренняя работа: а как бы я себя повел в данной ситуации? Мне кажется, именно в этом преимущество большого сериала – человеку дается возможность на протяжении длительного времени размышлять о человеческих связях, о последствиях поступков в жизнях и судьбах людей. И вот как раз это мне очень интересно.

– В фильме снималось много молодых актеров. Вы довольны их работой?

– Замечательные актеры. Иногда у мониторов собиралась целая актерская группа, и не потому, что они обязаны это смотреть, а просто им было интересно. Периодически на площадке раздавались аплодисменты – это когда ребята особенно хорошо играли.

 

«Красивая жизнь»

– Елена Октябревна, над чем вы сейчас работаете?

– Недавно в Москве закончились съемки 20-серийного сериала «Красивая жизнь» режиссера Александра Замятина. В нем я играю маму главного героя – домашнюю женщину, хозяйку, хлопотунью. А в Питере работаю главным режиссером и креативным продюсером сериала под рабочим названием «Чужое гнездо». Там шестьдесят серий. Это семейная сага о двух разных кланах, история переплетения и столкновения человеческих судеб... Период от 1916 года до наших дней. Можно сказать, это история нашей страны на примере жизни двух семей и их отношений. Это история Ромео и Джульетты, но в другой реальности. И вот эти влюбленные ищут причину вражды их семей, чтобы примирить «кланы».

– В результате им это удается?

– В результате побеждает любовь.

– А в обычной жизни, не в кино, что чаще всего побеждает?

– Это зависит от самого человека, от его воспитания и взглядов на жизнь. От его целей. Я всегда говорила студентам: «Вы обязательно должны понимать уровень сознания человека, которого играете или о котором ставите спектакль, снимаете фильм». Именно сознание определяет поступки человека… Есть два самых коротких и мощных слова, влияющих на него, – это «да» и «нет». Вопрос, чему вы говорите «да», а чему – «нет»? В зависимости от этого и строится наша жизнь.

 

Духовная профессия

– Принято считать, что режиссер – это мужская профессия. Она требует четкого понимания  целей и достаточно жесткого характера, чтобы добиться от актеров и других членов команды именно того, что тебе нужно. Вам удается при этом не ссориться со своей «внутренней» женщиной?

– Смешной вопрос. Вы, наверное, тоже не везде и не всегда проявляете свою женскую натуру? Но вам наверняка тоже приходится работать и чего-то добиваться. Если говорить о профессии режиссера, то это не вопрос женского-мужского, это вопрос духовного поиска. А у духа нет пола. Когда идет работа на таком уровне, уже не важно, женщина ты или мужчина.

– А режиссером театральных постановок вам хотелось бы быть?

– Ну а как же! Во-первых, я шесть лет служила актрисой в Малом академическом театре. А пару лет назад в Ногинском театре поставила спектакль «Мать Иисуса» по пьесе Александра Володина. И мы даже получили диплом на фестивале «Золотой витязь» – за художественное воплощение образов святого Евангелия на сцене. Спектакль идет третий год, и публика, как я знаю, приезжает на него из разных городов. Одна женщина написала мне письмо, что она уже одиннадцать раз посмотрела наш спектакль. А он идет раз в месяц…

– Вас не смущает, что те, кто раньше верил только в КПСС, сейчас стали рьяно верующими православными людьми. Нет ли в этом подмены одного другим? Простите, пожалуйста, за вопрос...

– Дело не в православии. Как говорит профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, даже неважно, двумя ты пальцами крестишься или тремя. Важно, что с тобой происходит внутри.

– А у вас как у верующего человека есть критерии, по которым вы выбираете работу?

– Если мне неинтересно, негде развернуться, нет возможности говорить о внутренней духовной жизни человека, я отказываюсь от такого проекта. Как сказано: «От полноты сердца говорят уста». У меня был очень серьезный период, когда я много прочла духовной литературы, изучала жития старцев, Библию. И я смотрю на все происходящее с этой позиции. Огромная ошибка многих людей думать, что вера – это что-то интимное. Человека видно не только по поступкам!

– То есть вы сразу сканируете человека и можете о нем что-то сказать?

– Ну, скажем, вижу кое-что... Могу понять для себя какие-то вещи.

Главное – успеть

– Как же стать духовным человеком?

– Мне повезло. Моя бабушка Катерина Алексеевна, у которой я порой оставалась, начала мне читать Евангелие, когда мне было четыре года. Меня тогда это потрясло. Это был как раз тот возраст, когда дети очень восприимчивы ко всему. И помню, у меня все время картина перед глазами стояла, как Иисус по водам ходил. И я в деревне пыталась это делать, а у меня не получалось!

– Не у всех советских детей было такое детство…

– Да, действительно, мне повезло. Ведь мой отец коммунистом был, да и мама к вере через меня пришла, когда я сама взрослой стала. Воспитание – это основа, конечно. Но промысел Божий есть в каждом человеке. И неважно, когда человек к Богу придет, главное – успеть при жизни.

– Обращаются ли к вам люди с вопросами, просят ли советов?

– Если люди просят, я делюсь своим опытом. Навязывать ничего нельзя, а вот поговорить о проблеме, как ты ее видишь, бывает полезно. Часто необходим оппонент, чтобы в себе самом разобраться. Есть замечательная фраза у одного из старцев: «По падению человека можно увидеть, какой у него изначально большой духовный потенциал!» Бесам слабые люди и слабые души не нужны. Поэтому мера падения человека всегда говорит о его духовном потенциале. Нужно это видеть и понимать.

Биография

Родилась в 1958 году в Ленинграде.

Учеба, работа

Еще будучи школьницей, начала сниматься в кино. Фильм «Не болит голова у дятла» вышел на экраны в 1974 году. С тех пор предложения о съемках поступали к Елене не переставая.

В 1978 году окончила актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского.

В 1979 году окончила актерский факультет ВГИК. Работала в Малом театре (1979–1981). В 1985-м окончила режиссерский факультет ВГИКа. Активно снималась в 1970–1980-х годах, сыграла более сорока ролей.

В 1989 году сняла свою первую полнометражную картину – «Камышовый рай», которая удостоилась приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяно (1990).

Звания

В 1996 году получила звание заслуженной артистки РФ, а в апреле 2013 года – народной артистки РФ.

Марина Долгорукая, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям