Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Жизнь – театр

Эксклюзивно в Перми: I Международный фестиваль МакДонаха

07.11.2014

Театр «У Моста» справедливо называют первооткрывателем драматургии Мартина МакДонаха для российского зрителя. Руководитель театра Сергей Федотов получил от автора эксклюзивное право на первую в России постановку пьесы «Безрукий из Спокэна». Неудивительно, что событие мирового масштаба – фестиваль, посвященный творчеству культового ирландского драматурга и включенный Министерством культуры России в программу перекрестного Года культуры России и Великобритании, – проходило 7–14 октября именно в Перми.

Мистический театр

Пермский авторский театр «У Моста» появился в 1988 году. Его основал, развил и совершенствует по сей день человек необычайной энергии, уроженец Перми Сергей Федотов. Это теперь для тех, кто не знает, как добраться до Куйбышева, 11, ориентиром служит пожарная каланча, а тогда указателем было скромное соседство с мостом через величавую Каму. Потому и «У Моста». Впрочем, название определило концепцию театра: каждый раз во время спектакля между артистами и зрителями перебрасывается мост, с помощью которого одинаково отчетливо можно ощутить присутствие здесь и сейчас реальных и потусторонних сил, разобрать бытовую составляющую жизни и ее мистическую сущность. Усилиями мысли и воли Федотов превратил мистику в художественный метод, доказав, что в мистическом театре все реально, а в реальном – все мистика. Поэтому особое внимание в репертуаре – к авторам мистического поля, литераторам, вскрывающим глубины человеческого подсознания: Гоголю, Булгакову, Достоевскому, А. Белому, Ф. Сологубу и др.

Облик «У Моста» совершенно неповторимый, тоже авторский. В первом фойе – зеркальный нелинейный потолок, сулящий знакомство с неизведанными и неограниченными для человеческой фантазии пространствами, во втором – уютная и праздничная атмосфера, свидетельствующая об изысканном вкусе хозяев и подчеркивающая их гостеприимный, дружелюбный тон. Здесь – собрание премий с театральных событий со всего света: сегодня за плечами театра уже более 130 российских и зарубежных фестивалей. Коллекция уникальных экспонатов-наград находится в витринах. На обозрение публики выставлен и предмет гордости театра – «Золотая маска» 2010 года за спектакль по Мартину МакДонаху «Калека с Инишмана».

На стенах среди многочисленных дипломов мне удалось отыскать и награды с орловского фестиваля «LUDI–2011»: спектакль «Сиротливый Запад» по одноименной макдонахской пьесе был отмечен в номинации «Лучшая режиссерская работа» по версии молодежного жюри, а профессиональное жюри признало лучшим актерский дуэт Василия Скиданова и Владимира Ильина, играющих братьев Коннор. Именно с «Сиротливого Запада» началось освоение режиссером Федотовым странного художественного мира ирландца МакДонаха. Кстати, к фестивалю театр открыл новый зал и ирландский музей имени Мартина МакДонаха (в последнем собраны предметы обихода из графств Голуэя и Дублина, вещи из поездок на Инишман и Линэн).

Русский МакДонах

Уже сегодня многие критики приравнивают 44-летнего Мартина МакДонаха к классикам, называют его современным Шекспиром, определяющим развитие английской драматургии, ставят его в один ряд с Тарантино, находя общие черты в жанровых пристрастиях, художественных приемах, тем более мир кино МакДонаху более чем знаком: он является сценаристом и постановщиком удостоенной премии «Оскар» короткометражной ленты «Шестизарядник» (2004) и полнометражных картин «Залечь на дно в Брюгге» (2008) – за участие в нем актеру Колину Фареллу вручили «Золотой глобус», «Семь психопатов» (2012). Но подобрать сценический ключ к пьесам ирландца не так-то просто, как не всегда просто установить грань между иронией и сарказмом.

Мартин МакДонах пришел на пермскую сцену через посредство… чехов. Десять лет назад в Праге Сергей Федотов увидел постановку «Сиротливого Запада» и с тех пор, как сам признается, заболел МакДонахом, сделав первый в России свой собственный спектакль по этому материалу. Пьесу с чешского на русский переводил сам, сделав постановку за две недели. Потом завершил работу над «Линэнской трилогией» («Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый Запад»). В итоге сценически освоил все семь написанных к сегодняшнему моменту пьес и прославился как лучший интерпретатор макдонахских идей для российского зрителя.

Действительно, Федотов талантливо, умело рисует парадоксальный, во многом абсурдный, но такой человечный мир МакДонаха и вслед за автором подводит к мысли о неизбежной любви к этим чудаковатым персонажам, часто далеко не симпатичным, отчаянно глупым и недалеким, в доску ирландцам и одновременно не имеющим ни национальной, ни этнической принадлежности, из антигероев на наших глазах вырастающих в героев, чья проявленная жестокость вдруг оборачивается болью искалеченной души.

От иронии до трагедии один шаг. Согласимся с театроведом и филологом из Казани, профессором Казанского (Приволжского) федерального университета, членом жюри пермского фестиваля Верой Шаминой: «МакДонах нигде открыто не заявлял, что на него оказал влияние Чехов, но русское ухо чеховские интонации в его текстах безошибочно улавливает. Есть общее у обоих авторов в этом сострадании маленькому человеку, исковерканному средой, преобладании внутреннего драматизма над внешним, в этой трагедии несостоявшихся личностей».

События фестиваля

Фестиваль представлял своего рода форум, на который съехались ценители творчества МакДонаха. «У Моста» не просто собрал наиболее любопытные отечественные и европейские постановки – организаторы включили в программу кинопоказ «Шестизарядника», семинары, лекции, дискуссии, мастер-классы от ведущих театроведов. Представительный судейский корпус (в состав, к примеру, вошли народный артист Латвии Адольф Шапиро, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валерий Анисенко, заслуженный артист РФ, режиссер Илья Лернер, вице-президент Международного форума Монотеатра при Международном институте театра Юнеско, худрук Международного фестиваля «MOST» Нина Мазур из Германии, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Польша, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров и др.) дополнила группа экспертов, в числе которых оказались эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Вислов, члены редколлегии журнала «Современная драматургия», театральные критики Валерий Бегунов и Павел Руднев (автор переводов на русский язык пьес Мартина МакДонаха).

До последнего была надежда, что Мартин сам приедет на фестиваль. В июле совершенно неожиданно Сергей Федотов встретил его в Ирландии, в Голуэе. Неожиданно, потому что МакДонах родился и живет в Лондоне, работает в Голливуде и на родине предков появляется крайне редко, разве что пару раз в год. И какового же было удивление Федотова, буквально наткнувшегося на ирландца на улице сразу после разговора о том, что вряд ли эта встреча произойдет. Ну точно без мистики не обошлось! Сергей Павлович успел сфотографироваться с Мартином и получить от него подтверждение намерения приехать в Пермь в октябре. Увы, поездка сорвалась из-за внезапно возникших планов МакДонаха. Не приехал автор пьес – зато главный специалист по его творческим экспериментам, ирландец Патрик Лонерган (тоже был членом жюри фестиваля), прибыл. И его книгой «Театр и фильмы Мартина МакДонаха», переведенной на русский язык, открылась издательская серия «Театр «У Моста» представляет».

На фестиваль приехали театры из Штутгарта (Германия), Вены (Австрия), Праги (Чехия), Сараево (Босния и Герцеговина), Торуни (Польша), Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Челябинска, Перми. Фестивальная афиша состояла из 16 постановок, 5 из них – по пьесе «Человек-подушка», единственного «Лейтенанта с Инишмора» представил Teatrim. Wilama Horzycy (Польша, режиссер Анна Новицкая). Прославленный театр БДТ им. Г.А. Товстоногова привез на фестиваль своего «Калеку с острова Инишман». Петербургский режиссер Дмитрий Удовиченко вместе с артистами Русского драматического театра Удмуртии поразил экспериментальной постановкой «Человека-подушки», созданной в театральной лаборатории. Зрители увидели хорошо знакомые работы Сергея Федотова с родным театром «У Моста» (вне конкурса) и его новую постановку «Красавицы из Линэна» (получила гран-при фестиваля) в исполнении государственного драматического камерного театра из Челябинска. А финальной точкой Первого фестиваля Мартина МакДонаха в Перми стал спектакль Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» (МХТ им.Чехова).

Будем надеяться, фестиваль получит свое продолжение, Мартин МакДонах сочинит новые истории, а в следующее издание книги П. Лонергана войдет глава о театральных постановках МакДонаха в России.

Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям