Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Из первых рук

Егор Строев: «Можно спорить, что хорошо, что плохо, но это шаг в направлении демократизации»

04.07.2012

Старт преобразований российской политической сферы был символично дан в год 105-летия российского парламентаризма. Они коснулись и выборности глав субъектов, и упрощения процесса создания политических партий, и изменения порядка формирования Совета Федерации РФ. На днях Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о реформировании верхней палаты, о чем сообщил представителям регионов непосредственно в здании российского Сената, где не был с 2001 года. Что подвигло главу государства к такому формату оглашения законопроекта, что предшествовало этому событию и что из обсуждения осталось за кадром – в интервью с сенатором от Орловской области, почетным председателем Совета Федерации РФ Е.С. Строевым.

Возвращение к истокам

– Егор Семенович, в чем вы видите предпосылки столь масштабной за последние десять лет политической реформы, предпринятой руководством России?

– «Россия сосредотачивается», – говорил в свое время канцлер А.М. Горчаков о внешней политике страны. «Россия собирается после бурных лет перестройки, ревущих 1990-х», – говорим мы сегодня. В начале 1990-х годов мы потеряли огромную страну под названием Советский Союз. Перед новой Россией стоял вопрос: по какой дороге идти дальше, как сохранить себя, как консолидировать многонациональное федеративное государство, как сделать так, чтобы наша страна наконец-то перешла к рыночной экономике, признанию собственности и творческой инициативы каждого человека, как сделать так, чтобы вопрос о демократическом развитии преодолел плоскость обещаний и перешел в плоскость практических дел?

В то время задачу выборности глав регионов, Государственной Думы и членов Совета Федерации  приходилось реализовывать в сложных условиях. Это был главный момент, который отличал существующую в тех условиях политическую систему от предшествовавшей ей административной системы и унитарной схемы управления в СССР. Но именно выборность позволила действующим тогда руководителям, понимающим ценность единства государства, как Антеям, удерживать на своих плечах страну от распада. И сколько бы сегодня не говорили о том, что тогда руководили не те люди, что они не стремились к сохранению государства в его целостности – это неправда. Да, они испытали шок и стресс от распада огромной страны, но и делали все, чтобы сохранить Россию.

Однако прошло время, и мы почувствовали, что рядом с целой плеядой крепких государственных мужей замаячили фигуры национализма и сепаратизма. Наиболее яростно они проявили себя в Чечне, что привело к войне. В скрытой форме национализм выплеснулся в Татарстане. Дело дошло до того, что на конституционном собрании М.  Шаймиев вдруг заявил, что мы не хотим иметь общую Конституцию, мы хотим, чтобы Россия подписала с Татарстаном отдельное соглашение, при котором республика как ассоциированная часть будет жить в этой стране. Затем под него стали подстраиваться башкиры. Ельцин заколебался и пошел им навстречу, чтобы  хоть таким образом сохранить целостность государства.

Полученные национальными республиками преимущества вылились в неплатежи налогов, организацию собственных силовых органов и создание своих экономических зон. Такой метод, наверное, был оправдан на этапе полураспада государства… Но пришел президент Путин. Он понимал, что нужно одно конституционное поле, одно экономическое и межнациональное пространство. И тогда было внесено предложение отойти от принципа выборности руководителей субъектов РФ и формировать Совет Федерации по схеме назначений.

– Но помимо того как зрела власть, развивалось и общество…

– Безусловно, на этот процесс оказал серьезное влияние экономико-политический кризис 1998-го и далее кризис 2008 года. Первый, как и второй, поставил в тяжелое положение и центральную власть. Потребовалось перераспределение финансов от регионов в пользу федерального центра. А для этого нужны были полномочия, рычаги. Появилось понятие «вертикали власти», которая сыграла огромную роль в объединении и укреплении государственной машины управления. И это безусловная заслуга Владимира Владимировича Путина. Но параллельно созревало и общественное мнение, как и всевозможные институты – политические, правовые, экономические, зрела культура, шел процесс включения России в мировое сообщество, обозначила себя так называемая «арабская весна», произошли известные события в Евросоюзе. На повестку дня снова стал вопрос о соответствии политической системы тенденциям времени…

Средний класс как катализатор реформ

–  Каких, например?

– Прежде всего я говорю о тенденциях, нарождающихся в предпринимательском классе. Когда мы говорим о правах, появившихся у некоторой части российского населения при переходе к рыночному обществу, с удивлением выясняем, что их фактически не оказалось у главной движущей силы любой динамичной экономики – среднего класса. Он был фактически отодвинут от власти. Он в то время был еще не объединен, и к нему надо было идти навстречу, не опаздывая.

– То есть волей-неволей идея перемен созрела в этой, по сути, неудовлетворенной части общества. Что стало ее основным требованием?

– Прежде всего, идеи выборности и многопартийности. Если раньше у нас было лишь четыре политические партии, а все остальные не имели права даже пододвинуться близко к выборности, то сегодня уже разрешено создавать любые партийные структуры с численностью минимум в 500 человек. Снижен порог прохождения партий в законодательные собрания различного уровня.

– Один из главных вопросов – это изменение порядка формирования парламента…

– Да, мы столкнулись с необходимостью изменения порядка формирования Государственной Думы. Стал вопрос, то ли ее по-прежнему избирать по партийным основаниям, то ли все же приближать депутатов к населению посредством мажоритарной системы. Было принято решение формировать парламент в соотношении пятьдесят на пятьдесят – половина от партий и половина по округам. Такая схема обкатывалась в Орловской области на протяжении последних 20 лет. Мы не уходили от этого принципа, и он оказался самым понятным и близким для любой политической силы. Если у вас есть авторитет, то вас на вашем округе всегда изберут, неважно, какого вы цвета.

Принцип назначения сенаторов неизбираемыми губернаторами – нонсенс

– Помимо этого, нельзя не сказать и о такой ключевой теме, как реформирование Совета Федерации. Она давно зрела как с учетом того, что верхнюю палату российского парламента составляют  уважаемые и умудренные опытом люди, так и с тем обстоятельством, что они в некоторой степени зависят от часто меняющихся настроений руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти в регионах.

– Видите ли, на мой взгляд, одним из мотивов, подвигнувшим руководителей государства на перемены в политической системе, стали результаты анализа опыта работы назначенных губернаторов. Опыт этот неоднозначен, о чем, в частности, свидетельствуют периодические волны отставок только что назначенных руководителей. Ну не получалось у них ни в публичной сфере, ни в хозяйственной. С привлечением инвестиций проблемы. Единственное, что удавалось, так это участие в переделе собственности. Отсюда, естественно, конфликты и скандалы. В этой связи  это, конечно, по сути нонсенс: когда назначенный таким образом губернатор назначает своего представителя, это не вкладывается ни в какие демократические рамки. В частности, тот же американский опыт, да и не только, свидетельствует о том, что сенаторы когда-то назначались, но от этой практики ушли из-за коррупционных проявлений. Сегодня и мы в России вышли на прямые сенаторские выборы, как это было в 1993 году, когда я впервые был избран в Совет Федерации прямым голосованием жителей Орловской области.

– Как будет формироваться Совет Федерации в дальнейшем? 

– Об этом стало известно на последнем заседании, когда к нам в Совет Федерации приехал президент РФ Владимир Владимирович Путин. Перед этим он появлялся в стенах российского Сената только в 2001 году, когда я уходил с должности председателя верхней палаты парламента. Тогда мне был вручен  орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени.

Владимир Владимирович приехал с проектом закона, в котором говорится о том, что членов Совета Федерации также необходимо избирать, но особым способом: губернатор идет на выборы и берет к себе в союзники еще трех человек, которые соревнуются между собой на праймериз.

Однако самым важным для многих сенаторов все же было решение президента, которое заключается в том, что избранный сенатор остается  на своей должности в течение пяти лет вне зависимости от желания Совета Федерации, законодательного собрания или губернатора. Отозвать его уже никто не может.  Таким образом, у сенатора появляется возможность защищать интересы региона и государства, смело и без оглядки выступать со своими суждениями и мнениями. Считаю, что это очень важный шаг вперед на пути перемен и демократизации общественной жизни нашего государства.

Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям