Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Два дня со стокгольмской картой

03.09.2015

Шведская столица, отличающаяся особой, королевской красотой, в то же время поражает стоимостью жизни. Цены здесь шокируют неподготовленных граждан. При этом у туриста возникает резонный вопрос, как сэкономить в этих условиях? Для этого есть только один приемлемый, на мой взгляд, вариант – приобрести так называемую стокгольмскую карту.

Музейно-транспортная карточка

Напомню, стокгольмские карты продаются в культурных центрах города и аэропорту Арланда. Стоимость карты на два дня составляет 765 шведских крон, или примерно пять тысяч рублей. Этот кусочек пластика дает право увидеть до 75-ти музеев и достопримечательностей. А главное, возможность проезда на всех видах городского транспорта, включая некоторые паромы. Так как я жила в непосредственной близости от этого водного вида транспорта, я всякий раз старалась воспользоваться этим удобнейшим средством, добираясь на соседние острова. В частности, на Юргорден (дословный перевод – «звериные угодья»).

Этот остров еще называют музейным. Главное, чем он славен, – выставка под открытым небом «Скансен» и знаменитый музей «Васа». Но на острове есть еще одна малоизвестная, но, с моей точки зрения, замечательная экспозиция – Музей национального духа, о котором я также обязательно расскажу.

Не удивительный «Скансен»

В 1810 году на Юргордене, ранее являвшемся владением шведской короны, торговец Йон Бург­ман построил летний павильон с красивым видом на город. Имение Бургмана получило название «Скансен», поскольку рядом была небольшая крепость (по-шведски skans – «укрепление»), где принцы королевской фамилии обучались военному мастерству.

Так и был «зачат» первый в мире этнографический музей под открытым небом. С постройками из различных концов Швеции, производственными ком­плексами, такими как кузница, мастерская стеклодува или пекарня, с сувенирными лавками, фермами и персоналом, одетым в национальные костюмы...

Зная, что на посещение «Скансена» мне предстоит потратить немало времени (его площадь составляет 30000 квадратных метров), дабы осмотреть музей более оперативно, я села в экскурсионный автомобиль, стилизованный под паровоз. Время поездки в рекламном проспекте значилось 40 минут, но на деле проезд не занял и 20. Для страны, которая претендует на звание государства с самым высоким уровнем доверия всем своим службам и государственным органам власти со стороны населения, это, пожалуй, перебор. Поездка обошлась мне в 40 крон, так как она не входила в обязательные услуги, предоставляемые картой.

Но все бы ничего, даже вышеописанная досадная ситуация не слишком испортила мое настроение. Но, когда мы ехали вдоль деревенских улочек «Скансена», у меня сложилось впечатление, что музей существует в основном для просвещения городских детей, не видевших воочию ни коров, ни гусей, ни поросят, ни молочных магазинов со стеклянной а-ля советской посудой. Лично мне, выросшей в Советском Союзе, все это не кажется удивительным. Но шведские дети, должно быть, радуются, находя представленные «экспонаты» экзотическими. Как-то грустно, не находите?

Пропитанный губной помадой

Но, пожалуй, самой посещаемой достопримечательностью Стокгольма по праву является музей «Васа». Это единственный столичный музей, в котором очередь начиналась за 50 метров от входа. И, соответственно, простиралась в самом здании метров на 30. Именно сюда гиды водят организованные группы, удивляя гостей созерцанием огромного корабля, который затонул более 300 лет назад. Сразу же, как только был спущен на воду.

Это происшествие было признано позором Швеции и даже предано суду. Но, к чести короля Густава II Адольфа, никто не понес за случившееся наказания, главным образом потому, что он самолично утверждал размеры Васы, то есть нес за корабль персональную ответственность.

Высота мачт Васы составляла 52 метра, и, когда корабль лежал в Стокгольмской гавани на глубине 30 метров, они торчали над водой, напоминая о том, сколько денег и труда было потрачено на постройку судна. Но больше всего главу государства волновала судьба 64 бронзовых пушек. Ценой неимоверных усилий и даже человеческих жизней с Васы было поднято 53 пушки. Но при этом выяснилось, что сам корабль поднять в то время не было никакой возможности. Забытый всеми, со срубленными мачтами (чтобы не торчали из воды), он пролежал на дне 333 года. Только в 1956 году корабль был обнаружен археологом-энтузиастом Андерсом Франсеном. И в 1961 году при поддержке короны Васу все-таки подняли на поверхность.

Васа прекрасно сохранился благодаря тому, что в холодной и не очень соленой воде Балтики не водятся корабельные черви. Кроме того, слой ила затруднял доступ кислорода к кораблю.

Водолазы подняли со дна гавани 14 тысяч деревянных деталей, которые составили 95 процентов корабля. Восстановление и консервация судна заняли целых 17 лет. Главной задачей ученых было не допустить растрескивания дерева при высыхании, поэтому мелкие детали вымачивали, а корпус корабля непрерывно поливали полиэтиленгликолем, который замещал воду в дереве. Кстати, этот препарат используют в косметологии как основу для губной помады, так что, можно сказать, что Васу пропитали губной помадой. В конце концов, корабль отбуксировали к острову Юргорден, где вокруг судна было построено семиэтажное здание музея.

Об истории Васы на разных языках рассказывает фильм, демонстрируемый в музее. В нем также организуют бесплатные экскурсии. Правда, только на английском языке.

Кому под силу смеяться над собой?

Для того чтобы уметь от сердца посмеяться над собой, нужно обладать высокой самооценкой, но при этом не «болеть» максимализмом. Поэтому на вопрос, кому это под силу, у меня однозначный ответ – шведам. Как я и обещала, расскажу о музее, который это прекрасно иллюстрирует. Он именуется по-разному. Кто-то зовет его Музей национального духа, а кто-то кличет Музеем водки «Абсолют».

Исходя из названия, становится понятно, что в нем выставлен шведский национальный продукт – водка в разных ее вариациях: написанная маслом, акварелью, сфотографированная так и сяк, вырезанная подручными инструментами и снятая на видео. Все это работы известных людей, начиная с Энди Уорхола и Энни Лейбовиц и заканчивая Кейтом Ричардсом.

Сайт музея зазывно обещал дегустацию, но на входе мне сказали, что здесь пробуют только «на нюх». Нюхать было действительно интересно. Для этих целей по всему музею стоят специальные емкости, например, в виде писсуара… И таких, мягко говоря, причудливых экспонатов здесь масса. В частности, мне запомнилось дерево с плодами, из которых возможно получение водки. И, дабы народ не путался, тут же прилагалось пояснение, что, откуда и из чего. Позабавила довольно колоритная белка внушительных размеров, проглотившая бутылку. Как и картинки из жизни любителей выпить, безыскусно намекающие на небезызвестное продолжение межчеловеческих отношений. Но все же главная цель экспозиции, как мне думается, – заставить нас задуматься о том, что спирт вполне может быть особым культурным символом. На мой взгляд, это самое примечательное в названном музее…

В этом, как мне кажется, все шведы. С их акцентом на горько-сладкое восприятие алкоголя и неподражаемым юмористическим отношением в первую очередь к самим себе… Пейзажи, впечатления, запахи, вкусы... Все это, на мой взгляд, приносит массу мудрых прозрений в предвкушении боли и наслаждения, восторга и похмелья, света и тьмы, тепла и холода. То есть, с уверенностью можно сказать – Музей национального духа ориентирован на то, чтобы активизировать все органы чувств и пробудить приятные (или наоборот) воспоминания.

Варвара Егорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям