Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Два дня со стокгольмской картой

09.07.2015

Шведская столица – Стокгольм – в первую очередь поражает своей королевской красотой, а затем стоимостью жизни, причем туристической. У местных жителей зарплаты достаточно велики, чтобы не замечать дороговизны. Но у приезжих возникает резонный вопрос: как сэкономить в таких условиях? Для этого есть только один приемлемый, на мой взгляд, вариант – приобрести так называемую стокгольмскую карту.

Дорогая моя столица

Стокгольм входит в десятку самых дорогих столиц мира. Стоимость гостиниц в центре города стартует от шести тысяч рублей в сутки за крошечный номер без окон. И не очень слукавлю, если скажу, что верхнего предела этой стоимости не существует.

В магазинах одежды цены такие, что лучше о них не говорить в целях сбережения психики особо впечатлительных граждан. Но местных жителей это не очень-то и тревожит. Средняя зарплата жителя шведской столицы составляет 3699 евро. А это почти в два раза выше, чем в нескандинавских странах Европы. Но туристу, понятное дело, от этого не легче, следовательно, нужно озаботиться экономией.

Стокгольмские карты продаются в культурных центрах города и аэропорту Арланда. Этот кусочек пластика дает право увидеть до 75 музеев и достопримечательностей. А главное, возможность проезда на всех видах городского транспорта, включая некоторые паромы, что актуально, так как город стоит на 14 островах. Разница между стоимостью карты на два дня (765 шведских крон, или примерно пять тысяч рублей) и ценой билетов в посещенные мною музеи составила более десяти тысяч рублей. Карта фактически окупилась в первый же день! Вот и считайте, насколько это выгодно.

В случае же намерения сэкономить, не покупая карточку, наверняка ваши расходы в итоге в разы превысят ее стоимость. Так как цены на походы в музеи и осмотр достопримечательностей здесь высоченные. К примеру, королевский тур по каналу – 185 крон, Музей королевских апартаментов – 150 крон, Музей трех корон – 150 крон, королевская сокровищница – 150 крон, Музей современного искусства – 100 крон, Гондола «Скай Вью» – 120 крон, этнографический музей «Скансен» – 120 крон, водный музей «Аквария» – 120 крон, Музей национального духа – 100 крон, музей «Ваза» – 130 крон, Северный музей – 120 крон, парк «Грена Лунд» – 110 крон (только вход), Музей фотографии – 120 крон, Музей естественной истории – 100 крон.

Кроме того, проезд в подземке тоже весьма недешев. Либо ты покупаешь одноразовую поездку, которая заканчивается через 75 минут (36 крон). Либо сразу универсальный проездной на день стоимостью 110 крон. Так что стокгольмская карта здесь может быть просто незаменимой. И в частности для передвижений на метро, в которое я спустилась не случайно, а чтобы насладиться эксклюзивными видами станций.

Музей отдыхает

Когда говорят о красоте и необычности стокгольмского метро, то традиционно имеют в виду 16 остановок, расположенных на двух линиях Т10 и Т11. Именно они обозначены на плане метрополитена синим цветом. Уникальность этих станций заключается в том, что шведские строители просто оставили их в том виде, в котором они были созданы буровыми машинами. Получились этакие станции-пещеры. Местами скалу заштукатурили, местами нет, фрагментарно сделали мозаику или нанесли барельефные изображения, поставили скульптуры... Результат получился великолепным.

К примеру, остановка метро «Кунгстрэдгорден» (в переводе «королевский сад») – настоящая экспозиция. Станцию украшает множество архитектурных элементов с античными мотивами. Ее оформлением занимался художник Ульрик Сэмуэльсон.

Строительство этой станции было связано со скандалами. Один из входов планировалось построить непосредственно в саду, что повлекло за собой вырубку большого числа старых деревьев. В июне 1970 года местное население даже подняло бунт против уничтожения древних вязов. Протест людей выражался в приковывании себя цепями к стволам деревьев. Только к концу октября 1977 года все успокоилось, и станция наконец-то была открыта.

Или станция метро «Т-Централен», являющаяся сердцем стокгольмского метрополитена. Она также вырублена в скале. Ее арки и стены выкрашены в голубой цвет, своды расписаны такого же цвета стилизованными изображениями веток с листьями и силуэтами строителей. Вкупе с подсветкой смотрится очень впечатляюще.

Это лишь две, на мой взгляд, самые красивые подземные остановки, о которых я упомянула. Но примечательных станций в стокгольмском метро гораздо больше, причем не только на синей ветке. Их называют еще образцом подземного искусства. Подобно талантливым первобытным художникам, которые украшали стены пещер сценами охоты, мастера современности превратили этот метрополитен в настоящую художественную галерею – самую длинную в мире, как о ней говорят. Недаром на официальном сайте шведского управления метро есть лозунг: «Искусство помогает превратить поездку во что-то большее, чем перемещение из пункта А в пункт Б». И это действительно так.

О паромах

Я жила на острове Гамла Стан (в самом сердце Стокгольма) на пришвартованном к берегу корабле, что очень популярно в этом городе. Судно носило название «Биргер Ярл». Именно так именовали вельможу, который считается основателем Стокгольма. И Ярл в этом случае отнюдь не имя, а титул. Почему я так подробно об этом говорю? Да потому что в Стокгольме это наименование встречается буквально повсюду: в названии отелей, улиц и прочих городских объектов. Но это к слову…

Неподалеку от места моего проживания была остановка паромов, сообщающихся с островом музеев Югорден. Именно на них я в основном и передвигалась, предварительно предъявив стокгольмскую карту. Они останавливались по пути следования подле островка Шепсхольмен. Там находится Музей современного искусства, о котором стоит упомянуть отдельно.

Экспозиция музея включает около 100 тысяч произведений всемирно известных живописцев и скульпторов: французского фовиста Анри Матисса, кубиста Пабло Пикассо, экспрессиониста Эдварда Мунка, авангардиста Казимира Малевича, итальянского сюрреалиста Джорджо де Кирико, американского ваятеля Александра Колдера и других.

Постоянная экспозиция музея построена по временному принципу: «Сейчас», «Будущее» и «Новое время», так что здесь исключительно интересно переходить из зала в зал, каждый раз поражаясь не только гениальности и таланту современных творцов, но и порой недоумевая, глядя на их произведения. Дело в том, что поклонникам старой школы и классической живописи часть экспонатов может быть, мягко говоря, непонятна. Чего стоит хотя бы «Коза» Роберта Раушенберга. Чучело мертвого животного, обрызганное краской, флегматично глазеющее на публику из автомобильной шины, в которую ее поместил автор. Или прибитая к девственно чистой стене лопата, что тоже, как мне кажется, не очень-то объяснимо…

На мой взгляд, подобные экспонаты, скорее всего не представляющие большой ценности, служат, по сути, лишь интерьерным оформлением для куда более стоимостных вещей. Таких как картины прославленных художников, которые из музея порой воруют. Так, в 1993-м были украдены шесть работ Пикассо и две Жоржа Брака. Говорят, их общая стоимость достигала более 500 миллионов шведских крон, или 3,5 миллиарда рублей. Три шедевра Пикассо вернулись, а вот остальные так и осели у нечистых на руку коллекционеров.

Продолжение следует…

Справка «ОВ»

Стокгольмскую карту можно приобрести только на два дня за 765 шведских крон. Однодневных карт в культурных центрах города нет. На три дня ее стоимость составит 895 крон. На пять дней – 1150 крон. Возможна небольшая скидка при предъявлении карты клуба Икеа Фэмили. Обращу ваше внимание, она будет действительна только при предъявлении пластиковой членской карты, но никак ни при демонстрации распечатки, свидетельствующей о том, что вы являетесь членом клуба Икеа.

Варвара Егорова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям